Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение технологии проблемного обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин | Высоцкая Веста Михайловна. Работа №354574

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Применение технологии проблемного обучения

в преподавании общеобразовательных дисциплин

 

Высоцкая В.М.

ГБПОУ Краснодарский краевой базовый медицинский колледж

г. Краснодар

 

Проблемное обучение представляет собой особый тип обучения, характерной чертой которого является функция, способствующая развитию и применению интеллектуального потенциала и творческих способностей учащихся.

Преимущества технологии проблемного обучения состоит в том, что она способствует не только приобретению учащимися необходимой системы ЗУН, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду, как к творчеству; обеспечивает проч.результаты обучения.

Единственным недостатком технологии проблемного обучения являются большие затраты времени на достижение запланированных результатов.

В результате применения технологии проблемного обучения учащиеся усваивают не только результаты научного познания, но и сам процесс получения этих результатов, формируют личностную познавательную деятельность, развивают мышление и, помимо овладения системой знаний, умений и навыков, развивают свои творческие способности.

Основные принципы проблемного обучения

-         целеполагание, т.е. соответствие проблемной ситуации целям формирования системы знаний;

-          выбор индивидуальной образовательной траектории;

-          принцип продуктивности, предполагающий личное образовательное приращение;

-         принцип деятельности, т.е. не получение готовых знаний, а приобретение их в результате собственной деятельности;

-          ситуативность обучения;

-          принцип образовательной рефлексии.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация представляет собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, что побуждает человека искать новый способ объяснения.

При работе с технологией проблемного обучения выделяют четыре взаимосвязанных этапа:

-          постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации;

-          выдвижение гипотез решения проблемной ситуации;

-         поиск решений проблемы, аргументация, осмысление проблемы, обобщение материала;

-          дискуссия, аргументация, синтез, обобщение, выводы.

Наиболее широко применяемыми методами проблемного обучения являются:

-         проблемное изложение в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, впервые сталкиваются с тем или иным явлением;

-         проблемная беседа применяется, если учащиеся уже обладают минимум знаний, необходимых для активного участия в решении учебной проблемы. В процессе такой беседы они под руководством преподавателя ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос ;

-         самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся. Она возможна лишь тогда, когда учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных положений, умением выдвигать гипотезы.

При реализации идеи самостоятельного формирования ЗУН в технологии проблемного обучении особую роль играют  технические средства. 

Они могут быть  

-            визуальными (зрительными), к которым относятся естественные предметы, модели, схемы и т. п.; 

-            аудиальными (слуховыми), включающие аудиозаписи, пластинки; 

-            аудиовизуальные (зрительно-слуховые), к которым относятся кинофильмы, диафильмы, видеозаписи.

Проблемное обучение в зависимости от степени самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в формах:

-          проблемное изложение в режиме лекции или диалогическом режиме семинара;

-         частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах;

-          самостоятельная исследовательская деятельность;

-          теоретическая игра.

Все, указанное выше, говорит о том, что технология проблемного обучения нацелена на единственный результат: творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

В качестве часто используемых вариантов применения технологии проблемного обучения часто используемых в системе СПО и, в частности, в ККБМК можно указать:

-            исследовательский проект, в рамках которого студенты могут выбрать интересующую их тему и провести исследование по этой теме. Они должны определить проблему, поставить цель и разработать план исследования. Затем они собирают и анализируют данные, формулируют выводы и предлагают решения проблемы. Проект может быть представлен в виде презентации, доклада или научной статьи.

-            кейс-метод, предлагающий студентам проанализировать реальные или вымышленные ситуации, которые требуют принятия решений. Они должны исследовать проблему, анализировать факты, выявлять причины и предлагать решения. Кейсы могут быть использованы в различных областях знаний, таких как менеджмент, маркетинг, право и т.д.

-            проектная работа, которая предполагает выполнение конкретного задания или создание продукта. Студенты могут работать в группах или индивидуально. Они должны определить цель проекта, разработать план действий, собрать необходимые материалы и создать конечный продукт. Проект может быть представлен в виде презентации, видеоролика, веб-сайта и т.д.

-            ролевая игра, в которой студенты играют определенные роли и решают проблемы, с которыми сталкиваются эти роли. Они должны анализировать ситуацию, принимать решения и взаимодействовать с другими участниками игры. Ролевая игра может быть использована для изучения исторических событий, социальных проблем, межличностных отношений и т.д.

Это лишь некоторые примеры применения технологии проблемного обучения. Важно помнить, что каждый урок или задание должны быть тщательно спланированы и структурированы, чтобы обеспечить эффективное обучение и достижение поставленных целей.

На протяжении последних  лет в ККБМК практикуется выполнение студентами 1 курса проектных работ по конкретным заданиям и исследовательских проектов. Результаты иногда поражают своей серьезностью, интересом и желанием студентов заниматься исследовательской деятельностью, подбирать материалы по предлагаемым темам проектов и грамотностью оформления результатов. Как показывает опыт, базовые навыки, приобретенные студентами в результате проектной деятельности, положительно отражаются на выполнении ими выпускных квалификационных работ.

Защита проектов формирует навык публичного выступления, культуры речи, четкого использования терминологии.

Преподаватели, курирующие студенческие проекты, также совершенствуют свои методики и сейчас могут сформулировать некоторые рекомендации. В частности, при использовании технологии проблемного обучения необходимо:

-         четко определить цели и задачи урока или задания. Перед началом работы необходимо понять, какие конкретные навыки, знания или умения необходимо развить у студентов;

-         создать проблемную ситуацию, которая будет стимулировать у студентов интерес и мотивацию к решению проблемы. Ситуация должна быть реалистичной и иметь практическую значимость;

-         предоставить студентам достаточно информации для анализа проблемы. Они должны иметь возможность исследовать и изучить различные аспекты проблемы, чтобы сформулировать свои предложения и решения;

-         предоставить студентам возможность работать в группах. Коллективное обсуждение и сотрудничество помогут студентам развить навыки коммуникации, критического мышления и принятия решений;

-         поддерживать студентов в процессе решения проблемы. Оказывать помощь и поддержку, но не решайте задачу за них. Позволить им самостоятельно искать решения и принимать решения;

-         поощрять творческое мышление и разнообразные подходы к решению проблемы. Не ограничивать студентов одним правильным ответом, дать им возможность искать альтернативные решения и выражать свои идеи;

-         провести обсуждение и анализ результатов. После того, как студенты предложат свои решения, провести обсуждение и анализ их эффективности. Подвести итоги и сделать выводы;

-         оценить достижения студентов. Оценка должна быть основана на процессе решения проблемы, а не только на правильности ответа. Оценивать участие, креативность, коммуникацию и качество аргументации;

-         постоянно совершенствовать свои навыки в применении технологии проблемного обучения. Использовать обратную связь от студентов и коллег, чтобы улучшить свои методы и подходы;

-         Используйте разнообразные методы и инструменты. Технология проблемного обучения может быть реализована с использованием различных методов, таких как ролевые игры, проектная работа, дебаты и т.д. Используйте разнообразные инструменты, чтобы сделать урок или задание интересным и эффективным.

Можно сопоставить преимущества и недостатки технологии проблемного обучения в проектной деятельности студентов в следующих аспектах:

 

Таблица сравнения технологии проблемного обучения в проектной деятельности

 

Аспект

Преимущества

Недостатки

Активное участие студентов

Стимулирует самостоятельное мышление и исследовательскую активность студентов

Требует большего времени и усилий преподавателя для подготовки и проведения занятий

Развитие критического мышления

Позволяет студентам анализировать и оценивать информацию, принимать обоснованные решения

Может быть сложно для студентов, которые привыкли к пассивному обучению

Коллективная работа

Способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в группе

Могут возникать проблемы с распределением обязанностей и управлением группой

Практическое применение знаний

Позволяет студентам применять полученные знания на практике и развивать навыки решения реальных проблем

Требует дополнительных ресурсов и времени для создания практических заданий и ситуаций

 

Осуществление технологии проблемного обучения на практике показало, что она является эффективным методом, который позволяет студентам активно участвовать в образовательном процессе. Она основана на принципе постановки перед студентами реальных проблем, которые они должны решить самостоятельно или в группе. Такой подход способствует развитию критического мышления, творческого потенциала и самостоятельности учащихся.

Однако, необходимо учитывать, что применение технологии проблемного обучения требует хорошей подготовки преподавателя и организации соответствующей образовательной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение технологии проблемного обучения

в преподавании общеобразовательных дисциплин

 

Высоцкая В.М.

ГБПОУ Краснодарский краевой базовый медицинский колледж

г. Краснодар

 

Проблемное обучение представляет собой особый тип обучения, характерной чертой которого является функция, способствующая развитию и применению интеллектуального потенциала и творческих способностей учащихся.

Преимущества технологии проблемного обучения состоит в том, что она способствует не только приобретению учащимися необходимой системы ЗУН, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду, как к творчеству; обеспечивает прочезультаты обучения.

Единственным недостатком технологии проблемного обучения являются большие затраты времени на достижение запланированных результатов.

В результате применения технологии проблемного обучения учащиеся усваивают не только результаты научного познания, но и сам процесс получения этих результатов, формируют личностную познавательную деятельность, развивают мышление и, помимо овладения системой знаний, умений и навыков, развивают свои творческие способности.

Основные принципы проблемного обучения

целеполагание

, т.е. соответствие п

роблем

ной ситуации

це

лям формирования системы знаний;

в

ыбор индивидуальной образовательной траектории

;

принцип продуктивности, предполагающий

личное образовательное приращение

;

п

ринцип деятельности,

 

т.е.

не получ

ение

готов

ых

знани

й

, а

приобретение их

в результате собственной деятельности

;

с

итуативность обучения

;

п

ринцип образовательной рефлексии

.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация представляет собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, что побуждает человека искать новый способ объяснения.

При работе с технологией проблемного обучения выделяют четыре взаимосвязанных этапа:

п

остановка проблемного вопрос

а, создание проблемной ситуации

;

в

ыдвижение гипотез

решения

проблемной ситуации

;

п

оиск решений проблемы, аргументация, осмыслени

е проблемы, обобщение материала

;

дискуссия, а

ргументация, синтез, обобщение, выводы.

Наиболее широко применяемыми методами проблемного обучения являются:

п

роблемное изложение

 в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, впервые сталк

иваются с тем или иным явлением

;

п

роблемная беседа

 применяется, если учащиеся уже обладают минимум знаний, необходимых для активного участия в решении учебной проблемы. В процессе такой беседы они под руководством

преподавателя

ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос

;

с

амостоят

ельная

поисковая и исследо

вательская деятельность учащихся.

Она возможна лишь тогда, когда учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных положений, умением выдвигать гипотезы.

При реализации идеи самостоятельного формирования ЗУН в технологии проблемного обучении особую роль играют технические средства. 

Они могут быть  

визуальны

ми

 (зрительны

ми

), к которым относятся естественные предметы, модели, схемы и т. п.; 

аудиальны

ми

 (слуховы

ми

), включающие аудиозаписи, пластинки; 

аудиовизуальные

 (зрительно-слуховые), к

которым

относятся кинофильмы, диафильмы, видеозаписи.

Проблемное обучение в зависимости от степени самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в формах:

проблемное изложение в режиме лекции или диалогическом режиме семинара;

частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах;

самостоятельная исследовательская деятельность

;

теоретическая игра.

Все, указанное выше, говорит о том, что технология проблемного обучения нацелена на единственный результат: творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

В качестве часто используемых вариантов применения технологии проблемного обучения часто используемых в системе СПО и, в частности, в ККБМК можно указать:

и

сследовательский проект

, в рамках которого

студенты могут выбрать интересующую их тему и провести исследование по этой теме. Они должны определить проблему, поставить цель и разработать план исследования. Затем они собирают и анализируют данные, формулируют выводы и предлагают решения проблемы. Проект может быть представлен в виде презентации, доклада или научной статьи.

к

ейс-метод

, предлагающий студентам про

анализировать реальные или вымышленные ситуации, которые требуют принятия решений. Они должны исследовать проблему, анализировать факты, выявлять причины и предлагать решения. Кейсы могут быть использованы в различных областях знаний, таких как менеджмент, маркетинг, право и т.д.

п

роектная работа

, которая

предполагает выполнение конкретного задания или создание продукта. Студенты могут работать в группах или индивидуально. Они должны определить цель проекта, разработать план действий, собрать необходимые материалы и создать конечный продукт. Проект может быть представлен в виде презентации, видеоролика,

веб-сайта

и т.д.

р

олевая игра

, в которой

сту

денты играют определенные роли и решают проблемы, с которыми сталкиваются эти роли. Они должны анализировать ситуацию, принимать решения и взаимодействовать с другими участниками игры. Ролевая игра может быть использована для изучения исторических событий, социальных проблем, межличностных отношений и т.д.

Это лишь некоторые примеры применения технологии проблемного обучения. Важно помнить, что каждый урок или задание должны быть тщательно спланированы и структурированы, чтобы обеспечить эффективное обучение и достижение поставленных целей.

На протяжении последних лет в ККБМК практикуется выполнение студентами 1 курса проектных работ по конкретным заданиям и исследовательских проектов. Результаты иногда поражают своей серьезностью, интересом и желанием студентов заниматься исследовательской деятельностью, подбирать материалы по предлагаемым темам проектов и грамотностью оформления результатов. Как показывает опыт, базовые навыки, приобретенные студентами в результате проектной деятельности, положительно отражаются на выполнении ими выпускных квалификационных работ.

Защита проектов формирует навык публичного выступления, культуры речи, четкого использования терминологии.

Преподаватели, курирующие студенческие проекты, также совершенствуют свои методики и сейчас могут сформулировать некоторые рекомендации. В частности, при использовании технологии проблемного обучения необходимо:

четко определить

цели и задачи урока или задания. Перед началом работы необходимо понять, какие конкретные нав

ыки, знания или умения необходимо

развить у студентов

;

создать

проблемную ситуацию, которая будет стимулировать у студентов интерес и мотивацию к решению проблемы. Ситуация должна быть реалистичной и иметь практическую значимость

;

п

редостав

ит

ь студентам достаточно информации для анализа проблемы. Они должны иметь возможность исследовать и изучить различные аспекты проблемы, чтобы сформулировать свои предложения и решения

;

п

редостав

ит

ь студентам возможность работать в группах. Коллективное обсуждение и сотрудничество помогут студентам развить навыки коммуникации, критического мышления и принятия решений

;

п

оддержива

ть

студентов в процессе решения проблемы. Оказыват

ь

помощь и поддержку, но не решайте задачу за них. Позвол

ит

ь им самостоятельно искать решения и принимать решения

;

п

оощря

ть

творческое мышление и разнообразные подходы к решению проблемы. Не ограничива

ть

студентов одним правильным ответом, да

ть

им возможность искать альтернативные решения и выражать свои идеи

;

п

рове

сти

обсуждение и анализ результатов. После того, как студенты предложат свои решения, прове

сти

обсуждение и анализ их эффективности. Подве

сти

итоги и сдела

ть

выводы

;

о

цени

ть

достижения студентов. Оценка должна быть основана на процессе решения проблемы, а не только на правильности ответа. Оценива

ть

участие,

креативность

, коммуникацию и качество аргументации

;

п

остоянно совершенств

овать

свои навыки в применении технологии проблемного обучения. Использ

овать

обратную связь от студентов и коллег, чтобы улучшить свои методы и подходы

;

Используйте разнообразные методы и инструменты. Технология проблемного обучения может быть реализована с использованием различных методов, таких как ролевые игры, проектная работа, дебаты и т.д. Используйте разнообразные инструменты, чтобы сделать урок или задание интересным и эффективным.

Можно сопоставить преимущества и недостатки технологии проблемного обучения в проектной деятельности студентов в следующих аспектах:

 

Таблица сравнения технологии проблемного обучения в проектной деятельности

 

Аспект

Преимущества

Недостатки

Активное участие студентов

Стимулирует самостоятельное мышление и исследовательскую активность студентов

Требует большего времени и усилий преподавателя для подготовки и проведения занятий

Развитие критического мышления

Позволяет студентам анализировать и оценивать информацию, принимать обоснованные решения

Может быть сложно для студентов, которые привыкли к пассивному обучению

Коллективная работа

Способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в группе

Могут возникать проблемы с распределением обязанностей и управлением группой

Практическое применение знаний

Позволяет студентам применять полученные знания на практике и развивать навыки решения реальных проблем

Требует дополнительных ресурсов и времени для создания практических заданий и ситуаций

 

Осуществление технологии проблемного обучения на практике показало, что она является эффективным методом, который позволяет студентам активно участвовать в образовательном процессе. Она основана на принципе постановки перед студентами реальных проблем, которые они должны решить самостоятельно или в группе. Такой подход способствует развитию критического мышления, творческого потенциала и самостоятельности учащихся.

Однако, необходимо учитывать, что применение технологии проблемного обучения требует хорошей подготовки преподавателя и организации соответствующей образовательной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×