Применение технологии проблемного обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин | Высоцкая Веста Михайловна. Работа №354574
Применение технологии проблемного обучения
в преподавании общеобразовательных дисциплин
Высоцкая В.М.
ГБПОУ Краснодарский краевой базовый медицинский колледж
г. Краснодар
Проблемное обучение представляет собой особый тип обучения, характерной чертой которого является функция, способствующая развитию и применению интеллектуального потенциала и творческих способностей учащихся.
Преимущества технологии проблемного обучения состоит в том, что она способствует не только приобретению учащимися необходимой системы ЗУН, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду, как к творчеству; обеспечивает проч.результаты обучения.
Единственным недостатком технологии проблемного обучения являются большие затраты времени на достижение запланированных результатов.
В результате применения технологии проблемного обучения учащиеся усваивают не только результаты научного познания, но и сам процесс получения этих результатов, формируют личностную познавательную деятельность, развивают мышление и, помимо овладения системой знаний, умений и навыков, развивают свои творческие способности.
Основные принципы проблемного обучения
- целеполагание, т.е. соответствие проблемной ситуации целям формирования системы знаний;
- выбор индивидуальной образовательной траектории;
- принцип продуктивности, предполагающий личное образовательное приращение;
- принцип деятельности, т.е. не получение готовых знаний, а приобретение их в результате собственной деятельности;
- ситуативность обучения;
- принцип образовательной рефлексии.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация представляет собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, что побуждает человека искать новый способ объяснения.
При работе с технологией проблемного обучения выделяют четыре взаимосвязанных этапа:
- постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации;
- выдвижение гипотез решения проблемной ситуации;
- поиск решений проблемы, аргументация, осмысление проблемы, обобщение материала;
- дискуссия, аргументация, синтез, обобщение, выводы.
Наиболее широко применяемыми методами проблемного обучения являются:
- проблемное изложение в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, впервые сталкиваются с тем или иным явлением;
- проблемная беседа применяется, если учащиеся уже обладают минимум знаний, необходимых для активного участия в решении учебной проблемы. В процессе такой беседы они под руководством преподавателя ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос ;
- самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся. Она возможна лишь тогда, когда учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных положений, умением выдвигать гипотезы.
При реализации идеи самостоятельного формирования ЗУН в технологии проблемного обучении особую роль играют технические средства.
Они могут быть
- визуальными (зрительными), к которым относятся естественные предметы, модели, схемы и т. п.;
- аудиальными (слуховыми), включающие аудиозаписи, пластинки;
- аудиовизуальные (зрительно-слуховые), к которым относятся кинофильмы, диафильмы, видеозаписи.
Проблемное обучение в зависимости от степени самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в формах:
- проблемное изложение в режиме лекции или диалогическом режиме семинара;
- частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах;
- самостоятельная исследовательская деятельность;
- теоретическая игра.
Все, указанное выше, говорит о том, что технология проблемного обучения нацелена на единственный результат: творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
В качестве часто используемых вариантов применения технологии проблемного обучения часто используемых в системе СПО и, в частности, в ККБМК можно указать:
- исследовательский проект, в рамках которого студенты могут выбрать интересующую их тему и провести исследование по этой теме. Они должны определить проблему, поставить цель и разработать план исследования. Затем они собирают и анализируют данные, формулируют выводы и предлагают решения проблемы. Проект может быть представлен в виде презентации, доклада или научной статьи.
- кейс-метод, предлагающий студентам проанализировать реальные или вымышленные ситуации, которые требуют принятия решений. Они должны исследовать проблему, анализировать факты, выявлять причины и предлагать решения. Кейсы могут быть использованы в различных областях знаний, таких как менеджмент, маркетинг, право и т.д.
- проектная работа, которая предполагает выполнение конкретного задания или создание продукта. Студенты могут работать в группах или индивидуально. Они должны определить цель проекта, разработать план действий, собрать необходимые материалы и создать конечный продукт. Проект может быть представлен в виде презентации, видеоролика, веб-сайта и т.д.
- ролевая игра, в которой студенты играют определенные роли и решают проблемы, с которыми сталкиваются эти роли. Они должны анализировать ситуацию, принимать решения и взаимодействовать с другими участниками игры. Ролевая игра может быть использована для изучения исторических событий, социальных проблем, межличностных отношений и т.д.
Это лишь некоторые примеры применения технологии проблемного обучения. Важно помнить, что каждый урок или задание должны быть тщательно спланированы и структурированы, чтобы обеспечить эффективное обучение и достижение поставленных целей.
На протяжении последних лет в ККБМК практикуется выполнение студентами 1 курса проектных работ по конкретным заданиям и исследовательских проектов. Результаты иногда поражают своей серьезностью, интересом и желанием студентов заниматься исследовательской деятельностью, подбирать материалы по предлагаемым темам проектов и грамотностью оформления результатов. Как показывает опыт, базовые навыки, приобретенные студентами в результате проектной деятельности, положительно отражаются на выполнении ими выпускных квалификационных работ.
Защита проектов формирует навык публичного выступления, культуры речи, четкого использования терминологии.
Преподаватели, курирующие студенческие проекты, также совершенствуют свои методики и сейчас могут сформулировать некоторые рекомендации. В частности, при использовании технологии проблемного обучения необходимо:
- четко определить цели и задачи урока или задания. Перед началом работы необходимо понять, какие конкретные навыки, знания или умения необходимо развить у студентов;
- создать проблемную ситуацию, которая будет стимулировать у студентов интерес и мотивацию к решению проблемы. Ситуация должна быть реалистичной и иметь практическую значимость;
- предоставить студентам достаточно информации для анализа проблемы. Они должны иметь возможность исследовать и изучить различные аспекты проблемы, чтобы сформулировать свои предложения и решения;
- предоставить студентам возможность работать в группах. Коллективное обсуждение и сотрудничество помогут студентам развить навыки коммуникации, критического мышления и принятия решений;
- поддерживать студентов в процессе решения проблемы. Оказывать помощь и поддержку, но не решайте задачу за них. Позволить им самостоятельно искать решения и принимать решения;
- поощрять творческое мышление и разнообразные подходы к решению проблемы. Не ограничивать студентов одним правильным ответом, дать им возможность искать альтернативные решения и выражать свои идеи;
- провести обсуждение и анализ результатов. После того, как студенты предложат свои решения, провести обсуждение и анализ их эффективности. Подвести итоги и сделать выводы;
- оценить достижения студентов. Оценка должна быть основана на процессе решения проблемы, а не только на правильности ответа. Оценивать участие, креативность, коммуникацию и качество аргументации;
- постоянно совершенствовать свои навыки в применении технологии проблемного обучения. Использовать обратную связь от студентов и коллег, чтобы улучшить свои методы и подходы;
- Используйте разнообразные методы и инструменты. Технология проблемного обучения может быть реализована с использованием различных методов, таких как ролевые игры, проектная работа, дебаты и т.д. Используйте разнообразные инструменты, чтобы сделать урок или задание интересным и эффективным.
Можно сопоставить преимущества и недостатки технологии проблемного обучения в проектной деятельности студентов в следующих аспектах:
Таблица сравнения технологии проблемного обучения в проектной деятельности
Аспект
Преимущества
Недостатки
Активное участие студентов
Стимулирует самостоятельное мышление и исследовательскую активность студентов
Требует большего времени и усилий преподавателя для подготовки и проведения занятий
Развитие критического мышления
Позволяет студентам анализировать и оценивать информацию, принимать обоснованные решения
Может быть сложно для студентов, которые привыкли к пассивному обучению
Коллективная работа
Способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в группе
Могут возникать проблемы с распределением обязанностей и управлением группой
Практическое применение знаний
Позволяет студентам применять полученные знания на практике и развивать навыки решения реальных проблем
Требует дополнительных ресурсов и времени для создания практических заданий и ситуаций
Осуществление технологии проблемного обучения на практике показало, что она является эффективным методом, который позволяет студентам активно участвовать в образовательном процессе. Она основана на принципе постановки перед студентами реальных проблем, которые они должны решить самостоятельно или в группе. Такой подход способствует развитию критического мышления, творческого потенциала и самостоятельности учащихся.
Однако, необходимо учитывать, что применение технологии проблемного обучения требует хорошей подготовки преподавателя и организации соответствующей образовательной среды.
Применение технологии проблемного обучения
в преподавании общеобразовательных дисциплин
Высоцкая В.М.
ГБПОУ Краснодарский краевой базовый медицинский колледж
г. Краснодар
Проблемное обучение представляет собой особый тип обучения, характерной чертой которого является функция, способствующая развитию и применению интеллектуального потенциала и творческих способностей учащихся.
Преимущества технологии проблемного обучения состоит в том, что она способствует не только приобретению учащимися необходимой системы ЗУН, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду, как к творчеству; обеспечивает проч.результаты обучения.
Единственным недостатком технологии проблемного обучения являются большие затраты времени на достижение запланированных результатов.
В результате применения технологии проблемного обучения учащиеся усваивают не только результаты научного познания, но и сам процесс получения этих результатов, формируют личностную познавательную деятельность, развивают мышление и, помимо овладения системой знаний, умений и навыков, развивают свои творческие способности.
Основные принципы проблемного обучения
целеполагание
, т.е. соответствие п
роблем
ной ситуации
це
лям формирования системы знаний;
в
ыбор индивидуальной образовательной траектории
;
принцип продуктивности, предполагающий
личное образовательное приращение
;
п
ринцип деятельности,
т.е.
не получ
ение
готов
ых
знани
й
, а
приобретение их
в результате собственной деятельности
;
с
итуативность обучения
;
п
ринцип образовательной рефлексии
.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация представляет собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, что побуждает человека искать новый способ объяснения.
При работе с технологией проблемного обучения выделяют четыре взаимосвязанных этапа:
п
остановка проблемного вопрос
а, создание проблемной ситуации
;
в
ыдвижение гипотез
решения
проблемной ситуации
;
п
оиск решений проблемы, аргументация, осмыслени
е проблемы, обобщение материала
;
дискуссия, а
ргументация, синтез, обобщение, выводы.
Наиболее широко применяемыми методами проблемного обучения являются:
п
роблемное изложение
в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, впервые сталк
иваются с тем или иным явлением
;
п
роблемная беседа
применяется, если учащиеся уже обладают минимум знаний, необходимых для активного участия в решении учебной проблемы. В процессе такой беседы они под руководством
преподавателя
ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос
;
с
амостоят
ельная
поисковая и исследо
вательская деятельность учащихся.
Она возможна лишь тогда, когда учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных положений, умением выдвигать гипотезы.
При реализации идеи самостоятельного формирования ЗУН в технологии проблемного обучении особую роль играют технические средства.
Они могут быть
визуальны
ми
(зрительны
ми
), к которым относятся естественные предметы, модели, схемы и т. п.;
аудиальны
ми
(слуховы
ми
), включающие аудиозаписи, пластинки;
аудиовизуальные
(зрительно-слуховые), к
которым
относятся кинофильмы, диафильмы, видеозаписи.
Проблемное обучение в зависимости от степени самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в формах:
проблемное изложение в режиме лекции или диалогическом режиме семинара;
частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах;
самостоятельная исследовательская деятельность
;
теоретическая игра.
Все, указанное выше, говорит о том, что технология проблемного обучения нацелена на единственный результат: творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
В качестве часто используемых вариантов применения технологии проблемного обучения часто используемых в системе СПО и, в частности, в ККБМК можно указать:
и
сследовательский проект
, в рамках которого
студенты могут выбрать интересующую их тему и провести исследование по этой теме. Они должны определить проблему, поставить цель и разработать план исследования. Затем они собирают и анализируют данные, формулируют выводы и предлагают решения проблемы. Проект может быть представлен в виде презентации, доклада или научной статьи.
к
ейс-метод
, предлагающий студентам про
анализировать реальные или вымышленные ситуации, которые требуют принятия решений. Они должны исследовать проблему, анализировать факты, выявлять причины и предлагать решения. Кейсы могут быть использованы в различных областях знаний, таких как менеджмент, маркетинг, право и т.д.
п
роектная работа
, которая
предполагает выполнение конкретного задания или создание продукта. Студенты могут работать в группах или индивидуально. Они должны определить цель проекта, разработать план действий, собрать необходимые материалы и создать конечный продукт. Проект может быть представлен в виде презентации, видеоролика,
веб-сайта
и т.д.
р
олевая игра
, в которой
сту
денты играют определенные роли и решают проблемы, с которыми сталкиваются эти роли. Они должны анализировать ситуацию, принимать решения и взаимодействовать с другими участниками игры. Ролевая игра может быть использована для изучения исторических событий, социальных проблем, межличностных отношений и т.д.
Это лишь некоторые примеры применения технологии проблемного обучения. Важно помнить, что каждый урок или задание должны быть тщательно спланированы и структурированы, чтобы обеспечить эффективное обучение и достижение поставленных целей.
На протяжении последних лет в ККБМК практикуется выполнение студентами 1 курса проектных работ по конкретным заданиям и исследовательских проектов. Результаты иногда поражают своей серьезностью, интересом и желанием студентов заниматься исследовательской деятельностью, подбирать материалы по предлагаемым темам проектов и грамотностью оформления результатов. Как показывает опыт, базовые навыки, приобретенные студентами в результате проектной деятельности, положительно отражаются на выполнении ими выпускных квалификационных работ.
Защита проектов формирует навык публичного выступления, культуры речи, четкого использования терминологии.
Преподаватели, курирующие студенческие проекты, также совершенствуют свои методики и сейчас могут сформулировать некоторые рекомендации. В частности, при использовании технологии проблемного обучения необходимо:
четко определить
цели и задачи урока или задания. Перед началом работы необходимо понять, какие конкретные нав
ыки, знания или умения необходимо
развить у студентов
;
создать
проблемную ситуацию, которая будет стимулировать у студентов интерес и мотивацию к решению проблемы. Ситуация должна быть реалистичной и иметь практическую значимость
;
п
редостав
ит
ь студентам достаточно информации для анализа проблемы. Они должны иметь возможность исследовать и изучить различные аспекты проблемы, чтобы сформулировать свои предложения и решения
;
п
редостав
ит
ь студентам возможность работать в группах. Коллективное обсуждение и сотрудничество помогут студентам развить навыки коммуникации, критического мышления и принятия решений
;
п
оддержива
ть
студентов в процессе решения проблемы. Оказыват
ь
помощь и поддержку, но не решайте задачу за них. Позвол
ит
ь им самостоятельно искать решения и принимать решения
;
п
оощря
ть
творческое мышление и разнообразные подходы к решению проблемы. Не ограничива
ть
студентов одним правильным ответом, да
ть
им возможность искать альтернативные решения и выражать свои идеи
;
п
рове
сти
обсуждение и анализ результатов. После того, как студенты предложат свои решения, прове
сти
обсуждение и анализ их эффективности. Подве
сти
итоги и сдела
ть
выводы
;
о
цени
ть
достижения студентов. Оценка должна быть основана на процессе решения проблемы, а не только на правильности ответа. Оценива
ть
участие,
креативность
, коммуникацию и качество аргументации
;
п
остоянно совершенств
овать
свои навыки в применении технологии проблемного обучения. Использ
овать
обратную связь от студентов и коллег, чтобы улучшить свои методы и подходы
;
Используйте разнообразные методы и инструменты. Технология проблемного обучения может быть реализована с использованием различных методов, таких как ролевые игры, проектная работа, дебаты и т.д. Используйте разнообразные инструменты, чтобы сделать урок или задание интересным и эффективным.
Можно сопоставить преимущества и недостатки технологии проблемного обучения в проектной деятельности студентов в следующих аспектах:
Таблица сравнения технологии проблемного обучения в проектной деятельности
Аспект
Преимущества
Недостатки
Активное участие студентов
Стимулирует самостоятельное мышление и исследовательскую активность студентов
Требует большего времени и усилий преподавателя для подготовки и проведения занятий
Развитие критического мышления
Позволяет студентам анализировать и оценивать информацию, принимать обоснованные решения
Может быть сложно для студентов, которые привыкли к пассивному обучению
Коллективная работа
Способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в группе
Могут возникать проблемы с распределением обязанностей и управлением группой
Практическое применение знаний
Позволяет студентам применять полученные знания на практике и развивать навыки решения реальных проблем
Требует дополнительных ресурсов и времени для создания практических заданий и ситуаций
Осуществление технологии проблемного обучения на практике показало, что она является эффективным методом, который позволяет студентам активно участвовать в образовательном процессе. Она основана на принципе постановки перед студентами реальных проблем, которые они должны решить самостоятельно или в группе. Такой подход способствует развитию критического мышления, творческого потенциала и самостоятельности учащихся.
Однако, необходимо учитывать, что применение технологии проблемного обучения требует хорошей подготовки преподавателя и организации соответствующей образовательной среды.