Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе | Тягущева Александра Ивановна. Работа №354108

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье раскрываются основные аспекты использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе. Рассматриваются преимущества данного подхода в развитии когнитивных способностей учащихся, формировании интереса к предмету и навыков самостоятельного мышления. Особое внимание уделяется педагогическим приемам, направленным на создание проблемных ситуаций, стимулирующих активность младших школьников. В работе подчеркивается значимость проблемного обучения для формирования ключевых учебных компетенций в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Ключевые слова: проблемное обучение, русский язык, начальная школа, когнитивные способности, мотивация, ФГОС, учебные компетенции.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Тягущева Александра Ивановна, учитель начальных классов

МБОУ средняя общеобразовательная школа п. Горин Солнечного муниципального района Хабаровского края

 

Аннотация. В статье раскрываются основные аспекты использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе. Рассматриваются преимущества данного подхода в развитии когнитивных способностей учащихся, формировании интереса к предмету и навыков самостоятельного мышления. Особое внимание уделяется педагогическим приемам, направленным на создание проблемных ситуаций, стимулирующих активность младших школьников. В работе подчеркивается значимость проблемного обучения для формирования ключевых учебных компетенций в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Ключевые слова: проблемное обучение, русский язык, начальная школа, когнитивные способности, мотивация, ФГОС, учебные компетенции.

 

Современное начальное образование находится в постоянном поиске эффективных методов обучения, способствующих всестороннему развитию учащихся. Одной из таких технологий является проблемное обучение, которое ориентировано на активное включение детей в процесс познания через решение учебных задач, требующих самостоятельного поиска ответа. Этот подход не только повышает интерес к изучаемому материалу, но и развивает у младших школьников навыки критического мышления, анализа, обобщения и логического рассуждения.

Русский язык, как один из ключевых предметов школьной программы, предоставляет широкие возможности для применения технологии проблемного обучения. Его содержание включает разнообразные аспекты, такие как орфография, грамматика, развитие речи и анализ текстов, что создает благоприятные условия для формирования проблемных ситуаций. Эти ситуации стимулируют учеников к поисковой деятельности, активизируют их мыслительную деятельность и формируют навыки самостоятельного принятия решений.

Основой технологии проблемного обучения является создание проблемной ситуации — специально организованного педагогом противоречия, которое вызывает у ученика познавательный интерес и стремление найти решение. В контексте уроков русского языка такие ситуации могут быть связаны, например, с анализом ошибочного написания слова, выбором правильного грамматического правила или составлением логической цепочки для объяснения синтаксической структуры предложения. Такие задания помогают детям осознавать необходимость изучения языка как инструмента общения и познания.

Важным аспектом использования проблемного обучения является постепенное формирование у учащихся способности к самостоятельному решению учебных задач. На первых этапах учитель играет ключевую роль в постановке вопросов, организации обсуждений и направлении мыслительной деятельности детей. Однако по мере освоения технологии учащиеся начинают более активно участвовать в формулировании проблем, предлагать гипотезы и проверять их. Это способствует развитию их уверенности в своих силах, навыков планирования и самоорганизации.

Проблемное обучение также оказывает положительное влияние на мотивацию младших школьников. Постановка нестандартных задач, требующих поиска нестереотипных решений, вызывает у детей интерес и желание узнать больше. Например, если ученикам предлагается найти общее правило для написания слов с одной орфограммой, они не только закрепляют теоретический материал, но и учатся работать с языковыми единицами на более глубоком уровне. Такая работа формирует у школьников осознанное отношение к изучению русского языка и его роли в их повседневной жизни.

Кроме того, технология проблемного обучения способствует реализации требований ФГОС, в частности развитию универсальных учебных действий (УУД). Решение проблемных задач требует от учащихся умения анализировать, сравнивать, выделять главное, работать в группе, предлагать и аргументировать свои решения. Это напрямую связано с формированием познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД, которые являются важной частью образовательных стандартов.

Одним из ключевых преимуществ проблемного обучения является его ориентация на индивидуальные особенности учащихся. В начальной школе дети имеют разный уровень подготовки, разные темпы восприятия информации и способы мышления. Проблемные задачи, предполагающие разнообразие подходов к их решению, позволяют каждому ученику проявить себя и достичь успеха. Это создает благоприятную образовательную среду, где каждый ребенок чувствует свою значимость и уникальность.

Использование технологии проблемного обучения требует от учителя высокой профессиональной подготовки и способности гибко организовывать образовательный процесс. Важно не только правильно сформулировать проблемную ситуацию, но и умело направлять учащихся на поиск решения, сохраняя при этом их самостоятельность. Также необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, их склонность к игровым формам деятельности и желание активно взаимодействовать с окружающими.

В заключение следует отметить, что проблемное обучение является эффективной педагогической технологией, которая значительно расширяет возможности преподавания русского языка в начальной школе. Оно не только способствует формированию у школьников прочных знаний и умений, но и развивает их познавательный интерес, творческое мышление и навыки сотрудничества. В условиях реализации ФГОС данный подход помогает учителям создать образовательную среду, которая отвечает современным требованиям и способствует гармоничному развитию личности учащихся.

 

Список литературы

1. Емельянова И. А. Методика проблемного обучения — эффективный способ развития интеллекта обучающихся / И. А. Емельянова, Е. П. Подушко, Л. А. Шавернева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 30-31.

2. Киселева Н. А. Проблемный метод обучения на уроках русского языка как способ формирования интеллектуальных особенностей обучающихся ( на примере изучения категории рода имени существительного) / Н. А. Киселева, Е. А. Плахина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 393-395.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×