Применение технологии развития критического мышления на уроках | Сысоева Ольга Алексеевна. Работа №306687
Научить ребенка критически мыслить – одна из задач, которую решают современные педагоги. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но как же научить ребенка мыслить, искать, думать? Как построить урок насыщенно, интересно и пробудить в ребенке желание думать?
Основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:
- Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
- Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
- Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе
Научить ребенка критически мыслить – одна из задач, которую решают современные педагоги. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но как же научить ребенка мыслить, искать, думать? Как построить урок насыщенно, интересно и пробудить в ребенке желание думать?
На базе школ организуются и проводятся интересные семинары, мастер-классы, на которых педагоги демонстрируют свой опыт в решении данной проблемы. Кабинеты оборудуются всеми необходимыми техническими средствами. Одним словом, созданы все условия для достижения высоких результатов, но часто этих результатов мы не получаем. Желания учиться у детей все меньше, и уровень качества знаний обучающихся не повышается, а если и есть положительная динамика, то она незначительна. Я думаю, что ответ нужно искать в мотивации к обучению у учеников. Имеется ли вообще эта мотивация, а если имеется то, насколько она сформирована у учеников? Какие нужны условия, чтобы мотивация к обучению была устойчивой и не только внешней, но и внутренней? Все эти проблемы заставили меня задуматься и искать пути решения. И этот путь я нашла в применении на своих уроках технологии развития критического мышления. Основоположниками данной технологии являются американские педагоги: ДжинниСтил, КертисМередит, Чарльз Темпл и Скотт Уолтер. Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить?
ТРКМ в корне меняет деятельность ученика, от привычки получать готовые знания и монотонно работать на уроке, к привычке самостоятельно «добывать» эти знания, активно использовать свой предшествующий опыт, к умению высказывать свою точку зрения, обоснованно отстаивать собственную позицию, обмениваться мнениями, как между одноклассниками, так и в диалоге с учителем. Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:
- Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
- Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
- Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов:
Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
Осмысление содержания (получение новой информации)
Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
Первая стадия (фаза) - вызов. Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.
На этом этапе можно использовать следующие приемы:
1. «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.
2. Верные – неверные утверждения
3. «Да – нет». Учитель зачитает утвержения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде : «да» или «нет». 4. «Мозговой штурм». Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.
5. « Дерево предсказаний». Где ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно"
( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приёмы и методы: методы активного чтения:
1.Инсерт - маркировка текста по мере его чтения с использованием значков «v», «+», «-», «?»
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
2. Метод « 6 шляп мышления»
Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.
Белая шляпа:статистическая. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
Красная шляпа: эмоциональная.
Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.
Черная шляпа: негативная. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения.
Желтая шляпа: позитивная, требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ рассматриваемой идеи.
Зеленая шляпа: творческая.
Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.
Синяя шляпа: аналитическая.
В этой шляпе группа осуществляет рефлексию и подводит итог работе.
Вопросы можно написать на шляпах!
На этой стадии происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление).На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
Возможные приёмы и методы: Заполнение схем, кластеров, таблиц.
Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Ответы на поставленные вопросы
Организация устных и письменных круглых столов.
Организация различных видов дискуссий, диалогов.
Написание творческих работ.
Исследования по отдельным вопросам темы и т.д
В результате применения технологии развития критического мышления учащихся изменяется отношение к урокам. Уроки из нудных и неинтересных становятся познавательными и захватывающими, изменяется отношение детей к собственным ошибками - они перестают бояться их и понимают, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Познавательная активность на высоком уровне. Ученикам нравится получать знания в школе, и они стремятся узнать больше, чем требует учитель.
Критерием результативности опыта является повышение познавательной активности и учебной мотивации младших школьников.