Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Применение тестовой технологии при обучении математике в средней школе" | Шарипов Мустафо Муродович. Работа №314433

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В докладе изложены основные положения по теме "Применение тестовой технологии при обучении математики в средней школе".

      Происходящая реформа образования требует использования принципиально новых педагогических технологий. Успех деятельности в условиях рынка определяется умением принимать нестандартные решения, решительностью, энергичностью, предприимчивостью. Эти качества трудно сформировать без индивидуализации и дифференциации обучения. Сравнительно новым направлением совершенствования контроля знаний и умений учащихся в школах России  стала тестовая технология. 

Применение тестовой технологии
при обучении математике в средней школе
Выполнил:
учитель математики
первой квалификационной категории
Шарипов М.М.
2023г.
Происходящая реформа образования требует использования принципиально новых педагогических технологий. Успех деятельности в условиях рынка определяется умением принимать нестандартные решения, решительностью, энергичностью, предприимчивостью. Эти качества трудно сформировать без индивидуализации и дифференциации обучения, без учета интересов, склонностей и способностей учащихся. Сравнительно новым направлением совершенствования контроля знаний и умений учащихся в школах России стала тестовая технология.
Использование тестов в обучении является одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся. Оно оптимально соответствует полной самостоятельности в работе каждого ученика. Это – одно из средств индивидуализации в учебном процессе, так как учитывает психологические особенности учащихся, мешающие их успешной деятельности. Кроме того, тестовый контроль имеет ряд преимуществ перед другими видами контроля. Он дает возможность проверить значительный объем изученного материала малыми порциями и быстро диагностировать овладение учебным материалом большим числом учащихся. При этом жесткая процедура проверки знаний учащихся практически исключает субъективизм. Систематичность в применении тестового контроля, как правило, формирует у школьников дисциплинированность и стремление к состязательности в усвоении программного материала. Для успешной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ, с использованием технологии централизованного тестирования, требуется предварительная подготовка учащихся, при этом, определенную часть работы желательно провести заранее; в настоящее время возрастает роль дистанционного обучения, где также все больше применяется форма контроля уровня обученности ученика или студента в виде теста.
Тесты и их виды.
Тестом (от английского слова test - проба, испытание, опыт) называют небольшие стандартизированные задания (вопросы и задачи), с помощью которых проводится психологическое исследование. Существенные признаки тестов и их функции нашли отражение в современных словарных определениях тестов в психолого- педагогической области:
1) Тест — это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.
2) Тест — это специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий или вопросов и проводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо видами деятельности и т.п.
При кажущейся разнообразии эти определения близки между собой. Наиболее существенным в них представляется то, что тест, в психолого-педагогическом понимании этого слова, означает проверку, испытание. В литературе встречается следующее определение тестов достижений: Тесты – это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями и учащимися результативность познавательной деятельности учащихся, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения).
Тесты достижений как инструмент оценивания имеют значительные отличия от контрольных работ. Во-первых, тесты — более качественный и достоверный способ оценивания и, во-вторых, что наиболее важно и принципиально, показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков и пр., а не на констатацию формально усвоенных знаний.
Известно несколько классификаций видов тестов. Ознакомимся с представлением А.Н. Майорова о существующих видах тестов. Они могут быть классифицированы по следующим основаниям с выделением соответствующих видов:
1. По процедуре могут быть выделены стандартизированные и нестандартизированные тесты.
2. Классификация тестов по назначению:
— общедиагностические (тесты личности по типу вопросников Кеттелла или Айзенка, тесты общего интеллекта Векслера, Бине-Симона в редакции Термена и Меррила и др.);
— профессиональной пригодности,
— специальных способностей (технических, музыкальных, тест для пилотов, радиооператоров и т.д.);
— достижений, например, произношения, качества письменных сочинений и т.п., т.е. тесты, предназначенные для оценивания результатов, достигнутых учащимися в процессе обучения.
3.По средствам, используемым в процессе тестирования:
бланковые, предметные, аппаратные, практические, компьютерные.
4. По количеству одновременно обследуемых людей:
— индивидуальные и групповые.
5. По форме ответа тесты делятся на устные и письменные.
6. По ведущей ориентации: - тесты скорости, тесты мощности или результативности, смешанные тесты.
7. По характеру действий:
— вербальные (связанные с необходимостью производить умственные действия — словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установление закономерностей и пр.);
— невербальные (связанные с практическим манипулированием предметами — карточками, блоками, деталями).
8. По направленности:
— тесты интеллекта, выявляющего особенности;
— личностные тесты (иногда называемые тестами темперамента) и др.
9. По характеру ответов на вопросы:
— открытого типа (со свободными ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.);
— закрытого типа (с предписанными ответами, когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов тот или иной вариант).
Функции тестового контроля.
В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
Диагностическая функция заключается в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок.
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. п.1.3.5. Ориентирующая функция заключается в получении информации: насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал отдельным учеником и классом в целом. Контроль помогает учащимся лучше узнать себя, оценить свои знания и возможности.
Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.
Принципы тестового контроля.
Тестовый контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним регулярным и индивидуальным. Раскроем эти принципы контроля подробнее.
а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу. Цели тестового контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки.
б) Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля.
в) Под всесторонностью тестового контроля понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности.
г) Под регулярностью подразумевается систематический тестовый контроль, который сочетается с самим учебным процессом.
Требования к тестам.
Для того чтобы тесты могли выявлять достижение учащимися одного из уровней усвоения в процессе обучения, сами тесты должны отвечать определенным требованиям:
Надежность задания – это его способность с достаточной для практики одинаковостью характеризовать исследуемый в дидактических экспериментах показатель, как задания в целом, так и его частей.
Валидность (или адекватность целям проверки). При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок.
Определенность. После прочтения заданий каждый ученик понимает: какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащийся после прочтения правильно действует и отвечает, задание считается определённым.
Простота. Формулировки заданий и ответы должны быть чёткими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.
Однозначность. Задание должно иметь правильный единственный ответ – эталон.
Равнотрудность. При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.
Приведу пример по теме Делимость чисел, математика, 6 класс.
Т-1. Тема 1. Делимость чисел, 6 класс.
Заполните пропуски, чтобы получилось верное утверждение или правильная формулировка определения, правила.
Вариант – 1.
Остаток от деления 1000 на 11 равен……
Делителем натурального числа п называют натуральное число……
Наименьшим кратным любого натурального числа является…….
Числа 24, 12, 10 кратны числу……
Если натуральное число кратно 2, то следующее за ним в натуральном ряду число….
Четное число, кратное 5, оканчивается цифрой…..
Чтобы запись 4**258 стала числом, кратным 3, достаточно вместо * поставить цифры……
Натуральное число……..называется простым.
Натуральное число……..называется составным.
Три числа 2, 5 и ….взаимно простые.
Наименьшее общее кратное двух чисел не меньше…..
Если знаменатель обыкновенной дроби является делителем числителя, то эта дробь представляет собой….число.
Число делителей 30 равно….
14*.Если различные числа имеют общие делители, то наименьшее общее кратное (больше, меньше, равно)… произведения этих чисел.
Заключение.
В последнее время в методике преподавания математики все чаще затрагивается вопрос использования тестовой методики как средства контроля. И это понятно: контроль при обучении математике является одним из инструментов управления учением. Проблемы проверки и учета знаний, умений и навыков, методики их организации и проведения актуальны всегда.
Однако сегодня тесты являются одной из распространенных форм контроля знаний, в последние годы в России неуклонно растет число массовых тестирований по математике, в которые вовлечены сотни тысяч школьников. Наиболее известные из них – Единый Государственный экзамен, централизованное тестирование, телетестинг, математический конкурс – игра Кенгуру, поэтому при обучении в школе просто необходимо внедрять тесты.
Литература:
Алексеева Л. Тестовый контроль усвоения знаний, умений и навыков. Математика. 1 сентября. №46, 1998
Гусев В.А., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике. М., Просвещение, 1992 г.
Л. Жевлагина. Тесты к школьному учебнику. Геометрия, 9 класс. Справочное пособие. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
А.Н. Майоров. Тесты и их виды. Тесты достижений. Школьные технологии, №4, 1998 г.
Попова В. Тесты в школьном курсе математики
- 5 -
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×