Название статьи:
Применение ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании | Селезнёва Анастасия Александровна. Работа №342251
Дата публикации:
05.09.2024
Автор:
Селезнёва Анастасия Александровна
Описание:
Аннотация. В статье рассматривается применение ТРИЗ-технологии (Теория решения изобретательских задач) в дошкольном образовании. Описаны основные принципы и методы ТРИЗ, направленные на развитие творческого мышления, воображения и логических способностей у детей дошкольного возраста. Приведены примеры практических занятий и упражнений, которые помогают детям научиться находить нестандартные решения задач, развивать креативность и формировать навыки самостоятельного мышления.
Ключевые слова: ТРИЗ, дошкольное образование, творческое мышление, креативность, логическое мышление, воображение.
ПРИМЕНЕНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Селезнёва Анастасия Александровна, воспитатель
МДОУ "Детский сад №74" г. Ярославль
Аннотация. В статье рассматривается применение ТРИЗ-технологии (Теория решения изобретательских задач) в дошкольном образовании. Описаны основные принципы и методы ТРИЗ, направленные на развитие творческого мышления, воображения и логических способностей у детей дошкольного возраста. Приведены примеры практических занятий и упражнений, которые помогают детям научиться находить нестандартные решения задач, развивать креативность и формировать навыки самостоятельного мышления.
Ключевые слова: ТРИЗ, дошкольное образование, творческое мышление, креативность, логическое мышление, воображение.
ТРИЗ-технология, или Теория решения изобретательских задач, представляет собой мощный инструмент для развития творческого и логического мышления у детей. В последние годы она активно внедряется в дошкольное образование, способствуя формированию у детей способности к нестандартному мышлению и поиску оригинальных решений. Применение ТРИЗ в работе с дошкольниками открывает новые возможности для развития креативности и воображения, а также учит детей анализировать задачи и искать оптимальные пути их решения.
Одним из основных принципов ТРИЗ является развитие способности видеть противоречия и находить способы их разрешения. Для дошкольников это может быть предложено в игровой форме. Например, детям предлагается решить задачи, где необходимо выбрать правильный вариант из нескольких предложенных или придумать способ, как изменить ситуацию, чтобы она стала лучше. Задания могут быть простыми, но они учат детей думать шире, искать связи между объектами и явлениями, находить неожиданные решения.
Методы ТРИЗ включают в себя такие техники, как мозговой штурм, метод "маленьких человечков" и анализ проблемной ситуации. Например, мозговой штурм может быть использован для коллективного поиска идей в группе детей. В процессе обсуждения проблемной ситуации дети предлагают различные варианты решения, не критикуя друг друга, что способствует развитию их уверенности в своих силах и учит уважать чужое мнение. Метод "маленьких человечков" может быть представлен в виде игры, где дети представляют себе, что предметы или животные "оживают" и начинают выполнять какие-то действия, что стимулирует развитие воображения и логики.
Примером применения ТРИЗ в дошкольном образовании может служить занятие по созданию сказки. Дети вместе с воспитателем придумывают необычную историю, в которой персонажи сталкиваются с проблемами и должны найти оригинальные решения. В процессе создания сказки дети учатся строить логические цепочки, анализировать ситуацию и искать выходы из сложных ситуаций. Это помогает развивать не только творческое мышление, но и коммуникативные навыки, так как дети активно взаимодействуют друг с другом в процессе обсуждения.
Еще один важный аспект ТРИЗ — развитие системного мышления. Дошкольники учатся рассматривать задачи в широком контексте, учитывать различные факторы и их взаимосвязи. Например, при изучении темы природы дети могут анализировать, как изменение одного элемента экосистемы влияет на другие элементы. Это учит детей видеть мир в его целостности и понимать, как взаимосвязаны разные явления и процессы.
ТРИЗ-технология также способствует развитию у детей навыков самостоятельного мышления и принятия решений. Воспитатели, используя элементы ТРИЗ, помогают детям осознать, что на любую проблему можно посмотреть с разных сторон и найти несколько путей её решения. Например, дети могут анализировать простые бытовые ситуации, искать в них противоречия и предлагать свои варианты решения. Это развивает уверенность в себе и готовность брать на себя ответственность за свои решения.
Таким образом, можно утверждать, что применение ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании способствует всестороннему развитию творческого и логического мышления у детей. Она помогает им научиться находить нестандартные решения задач, развивать воображение, креативность и системное мышление. ТРИЗ не только стимулирует умственное развитие дошкольников, но и готовит их к успешному обучению в школе и жизни, где важно уметь мыслить нестандартно и находить оригинальные решения в сложных ситуациях.
Список литературы
Абдулджемилева, Л. З. ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления / Л. З. Абдулджемилева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 221-223.
Горохова, А. А. Применение ТРИЗ-технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А. А. Горохова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 58-59.
Скачать работу
Селезнёва Анастасия Александровна, воспитатель
МДОУ "Детский сад №74" г. Ярославль
Аннотация. В статье рассматривается применение ТРИЗ-технологии (Теория решения изобретательских задач) в дошкольном образовании. Описаны основные принципы и методы ТРИЗ, направленные на развитие творческого мышления, воображения и логических способностей у детей дошкольного возраста. Приведены примеры практических занятий и упражнений, которые помогают детям научиться находить нестандартные решения задач, развивать креативность и формировать навыки самостоятельного мышления.
Ключевые слова: ТРИЗ, дошкольное образование, творческое мышление, креативность, логическое мышление, воображение.
ТРИЗ-технология, или Теория решения изобретательских задач, представляет собой мощный инструмент для развития творческого и логического мышления у детей. В последние годы она активно внедряется в дошкольное образование, способствуя формированию у детей способности к нестандартному мышлению и поиску оригинальных решений. Применение ТРИЗ в работе с дошкольниками открывает новые возможности для развития креативности и воображения, а также учит детей анализировать задачи и искать оптимальные пути их решения.
Одним из основных принципов ТРИЗ является развитие способности видеть противоречия и находить способы их разрешения. Для дошкольников это может быть предложено в игровой форме. Например, детям предлагается решить задачи, где необходимо выбрать правильный вариант из нескольких предложенных или придумать способ, как изменить ситуацию, чтобы она стала лучше. Задания могут быть простыми, но они учат детей думать шире, искать связи между объектами и явлениями, находить неожиданные решения.
Методы ТРИЗ включают в себя такие техники, как мозговой штурм, метод "маленьких человечков" и анализ проблемной ситуации. Например, мозговой штурм может быть использован для коллективного поиска идей в группе детей. В процессе обсуждения проблемной ситуации дети предлагают различные варианты решения, не критикуя друг друга, что способствует развитию их уверенности в своих силах и учит уважать чужое мнение. Метод "маленьких человечков" может быть представлен в виде игры, где дети представляют себе, что предметы или животные "оживают" и начинают выполнять какие-то действия, что стимулирует развитие воображения и логики.
Примером применения ТРИЗ в дошкольном образовании может служить занятие по созданию сказки. Дети вместе с воспитателем придумывают необычную историю, в которой персонажи сталкиваются с проблемами и должны найти оригинальные решения. В процессе создания сказки дети учатся строить логические цепочки, анализировать ситуацию и искать выходы из сложных ситуаций. Это помогает развивать не только творческое мышление, но и коммуникативные навыки, так как дети активно взаимодействуют друг с другом в процессе обсуждения.
Еще один важный аспект ТРИЗ — развитие системного мышления. Дошкольники учатся рассматривать задачи в широком контексте, учитывать различные факторы и их взаимосвязи. Например, при изучении темы природы дети могут анализировать, как изменение одного элемента экосистемы влияет на другие элементы. Это учит детей видеть мир в его целостности и понимать, как взаимосвязаны разные явления и процессы.
ТРИЗ-технология также способствует развитию у детей навыков самостоятельного мышления и принятия решений. Воспитатели, используя элементы ТРИЗ, помогают детям осознать, что на любую проблему можно посмотреть с разных сторон и найти несколько путей её решения. Например, дети могут анализировать простые бытовые ситуации, искать в них противоречия и предлагать свои варианты решения. Это развивает уверенность в себе и готовность брать на себя ответственность за свои решения.
Таким образом, можно утверждать, что применение ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании способствует всестороннему развитию творческого и логического мышления у детей. Она помогает им научиться находить нестандартные решения задач, развивать воображение, креативность и системное мышление. ТРИЗ не только стимулирует умственное развитие дошкольников, но и готовит их к успешному обучению в школе и жизни, где важно уметь мыслить нестандартно и находить оригинальные решения в сложных ситуациях.
Список литературы
Абдулджемилева, Л. З. ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления / Л. З. Абдулджемилева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 221-223.
Горохова, А. А. Применение ТРИЗ-технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А. А. Горохова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 58-59.