Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Применение здоровьесберегающих подходов в обучении на уроках труда(технологии) | Перепелица Александр Александрович. Работа №350434

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается значимость применения здоровьесберегающих подходов в обучении на уроках труда в средней школе. Под здоровьесберегающими технологиями понимаются методы и формы обучения, направленные на поддержание физического и психоэмоционального здоровья учащихся. Описаны основные принципы и стратегии организации уроков труда с акцентом на профилактику стресса, развитие двигательной активности, правильную организацию рабочего места, а также психоэмоциональный комфорт школьников.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, уроки труда, технологическое образование, здоровье учащихся, психоэмоциональное здоровье, профилактика стресса, двигательную активность, рабочее место, школьная педагогика.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПОДХОДОВ В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ)

 

Перепелица Александр Александрович, учитель технологии (труда)

ГБОУ ЛНР "Беловская средняя школа №2", пгт. Белое

 

Аннотация. В статье рассматривается значимость применения здоровьесберегающих подходов в обучении на уроках труда в средней школе. Под здоровьесберегающими технологиями понимаются методы и формы обучения, направленные на поддержание физического и психоэмоционального здоровья учащихся. Описаны основные принципы и стратегии организации уроков труда с акцентом на профилактику стресса, развитие двигательной активности, правильную организацию рабочего места, а также психоэмоциональный комфорт школьников.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, уроки труда, технологическое образование, здоровье учащихся, психоэмоциональное здоровье, профилактика стресса, двигательную активность, рабочее место, школьная педагогика.

 

Современное образование требует от педагогов не только передачи знаний, но и заботы о здоровье и благополучии учеников. Особенно важен этот аспект в таких дисциплинах, как трудовое обучение (технологии), где учащиеся занимаются практическими видами деятельности, требующими внимания к физическому состоянию и психологическому настрою. Внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения на уроках труда становится важной задачей для педагогов, поскольку помогает не только повысить эффективность образовательного процесса, но и предотвратить развитие заболеваний, связанных с сидячим образом жизни, неправильной позой, психоэмоциональными перегрузками.

Понятие здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Здоровьесберегающие технологии в образовании — это совокупность методов и приемов, направленных на создание условий для сохранения и укрепления физического, психоэмоционального и социального здоровья учащихся. В рамках уроков труда эти технологии включают организацию работы с соблюдением норм безопасности, правильной осанки, рациональную нагрузку и создание условий для позитивной мотивации и эмоционального состояния учащихся.

Особое внимание на уроках труда следует уделять физической активности и движению. Практическая деятельность, будь то работа с инструментами, строительными материалами или на уроках кулинарии, требует подбора оптимальных методов организации, которые минимизируют риск травм и перегрузок.

Стратегии и принципы здоровьесберегающего подхода на уроках труда

Организация рабочего места

Правильная организация рабочего места — один из важнейших аспектов здоровьесберегающих технологий. Это включает в себя обеспечение учеников удобными и безопасными рабочими местами, где они могут работать с комфортом. Важно учитывать:

Подбор и расставление мебели, соответствующей возрасту и росту учеников.

Размещение рабочих мест таким образом, чтобы избежать длительного сидения в одном положении.

Освещение и вентиляция, которые способствуют поддержанию оптимальных условий для работы.

Кроме того, на уроках труда важно обучать детей правильной осанке, так как длительное сидение или неправильное положение тела может привести к различным заболеваниям, таким как сколиоз или зрительные нарушения.

Психоэмоциональная атмосфера

Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы на уроках труда также является неотъемлемой частью здоровьесберегающего подхода. Уроки должны быть не только образовательными, но и комфортными для детей. Важно:

Поддерживать уважительное отношение к каждому ученику, стимулировать творчество и инициативность.

Избегать чрезмерных требований и давления, создающих стрессовую ситуацию для учеников.

Использовать методы организации уроков, способствующие развитию уверенности в себе, самовыражению и индивидуальности.

Психологическая атмосфера в классе оказывает большое влияние на состояние учеников. Поощрение самостоятельности, вовлеченность в коллективную деятельность способствует созданию положительного имиджа урока труда как не только практического, но и развивающего предмета.

Развитие двигательной активности

Важной частью здоровьесберегающих технологий является стимулирование физической активности учащихся. Уроки труда, несмотря на их практическую направленность, не всегда сопровождаются достаточным количеством движения, что может стать причиной проблем с осанкой или даже с общим физическим состоянием учеников. Чтобы избежать этого, необходимо:

Включать элементы физической активности в уроки: например, разминки перед началом практической работы или элементы легкой физкультуры между различными этапами занятий.

Обеспечить перерывы для снятия напряжения и усталости, что позволяет учащимся не только избежать перенапряжения, но и повысить продуктивность работы.

Занятия на уроках труда также могут быть организованы так, чтобы активно развивать координацию движений, мелкую моторику и концентрацию внимания, что является важной частью физического развития школьников.

Рациональная нагрузка и распределение времени

Очень важно регулировать нагрузку на учащихся, чтобы избежать как умственного, так и физического перегрузок. Режим учебного времени должен быть таким, чтобы ученик не чувствовал себя перегруженным:

Работы, требующие концентрации, должны чередоваться с менее интенсивными видами деятельности.

Время на практическую работу должно быть сбалансировано с необходимостью на отдых и восстановление.

Важно следить за тем, чтобы нагрузка соответствовала возрастным и физическим особенностям учеников.

Профилактика стресса

Уроки труда могут стать не только источником знаний, но и важным элементом профилактики стресса среди школьников. Это особенно важно в условиях интенсивной учебной нагрузки и стресса, присущего школьной жизни. На уроках труда важно использовать методы:

Разнообразие видов деятельности, что позволяет избежать однообразия и стимулирует творческую активность.

Снижение давления на ученика, поддержка его успехов и положительных достижений.

Вовлеченность в работу, которая дает удовлетворение от конечного результата.

Примеры здоровьесберегающих практик на уроках труда

Применение здоровьесберегающих подходов на уроках труда может включать в себя различные формы работы. Например, в школьных мастерских можно использовать технологии, которые способствуют развитию координации и мелкой моторики, а в кулинарии — методы приготовления пищи, которые развивают внимание и точность движений. Важно, чтобы каждая деятельность несла не только образовательную, но и развивающую ценность, способствующую укреплению здоровья школьников.

Здоровьесберегающие подходы в обучении на уроках труда играют важную роль в обеспечении здоровья учащихся, в их физическом и психоэмоциональном развитии. Применение этих подходов помогает не только формировать у школьников полезные навыки и знания, но и создает условия для их гармоничного развития в образовательной среде. Педагогам важно учитывать эти аспекты при планировании уроков, чтобы процесс обучения был эффективным и здоровьесберегающим.

 

Список литературы

Смирнова Татьяна Владимировна

Здоровьесбережение

на уроках технологии // Концепт.

2018. №V7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberezhenie-na-urokah-tehnologii

Чигарских

И. А. Уроки технологии как средство

здоровьесбережения

учащихся при выборе профессии // Санкт-Петербургский образовательный вестник.

2017. №1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroki-tehnologii-kak-sredstvo-zdoroviesberezheniya-uchaschihsya-pri-vybore-professii

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×