«Применение здоровьесберегающих технологий» | Иванова Елена Геннадьевна. Работа №300063
Автор: Иванова Елена Геннадьевна
Сегодня я хочу поделится своим опытом работы, тема которого «Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с ФГОС».
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка.
Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии».
Сегодня я хочу поделится своим опытом работы, тема которого Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с ФГОС.
Почему я выбрала именно это направление?
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Эта проблема волновала выдающиеся умы не одно столетие. Еще в 18 веке французский писатель Ж. Руссо, говорил: Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении…
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка.
Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название здоровьесберегающие технологии.
На фоне комплексной помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Цель моей работы: заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы.
Поставив цель, я определила следующие задачи:
Подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста;
Организовать предметно - развивающую среду для проведения образовательной деятельности с детьми;
Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения у малышей;
Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;
Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок материалы для родителей.
Свою работу строю в тесном взаимодействии с родителями воспитанников.
Я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике различные методы, приемы и технологии.
Рассмотрим подробнее, что это за технологии и как я их применяю.
технологии сохранения и стимулирования здоровья :
Закаливающие мероприятия – например Кран откройся, нос умойся, Водичка, водичка…, организую ходьбу босиком по ребристой доске после дневного сна, обязательное проветривание групповой комнаты и спальни.
Динамические паузы – применяю комплексы мини упражнений Зоркие глазки, Где же наши ручки, Рыбки плавают в пруду, Пальчики гуляют и др.
Подвижные и спортивные игры - подбираю в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения, например на прогулке Листики полетели, Кто быстрее, в группе Мишка косолапый, Вышла курочка гулять и т.д.
Пальчиковая гимнастика - темы упражнений самые разнообразные: Семья, Этот пальчик, Сорока, и др.
Гимнастика для глаз – стараюсь проводить в стихах, например:
Терем- терем- теремок!Он не низок, не высок,Наверху петух сидит,Кукареку он кричит.
Дыхательная гимнастика – очень детям нравится упражнения с мыльными пузырями, Насос, Подуй на снежинку, Забей снежок, Чей шарик быстрее и тд. Для упражния на развитие дыхания мною изготовлены из бросового материала мальчики с модными причёсками, предлагаю вам поправить у них причёски, как вы заметили причёска одного мальчика малоподвижна, давайте пофантазируем, что можно с ней сделать.
Гимнастика пробуждения – включаю спокойную музыку и сначала делаю упражнения на кроватках Мы проснулись, Котята, Веселая зарядка.
Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик - дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
Детям моей группы очень нравятся массажи с использованием нетрадиционного материала: шарики су-джок, кисточки, пёрышки, шишки, поролоновые палочки. Также игровой массаж способствует установлению эмоционального контакта, сплочению детского коллектива, если проводить его в парах или по кругу.
- Арт-терапия - С помощью художественного творчества помогаю ребенку погасить отрицательные эмоции, отвлечь и успокоить ребенка. В течение дня включаю в работу Рисование пальчиками, Рисование ладошками, Рисование на большом листе бумаги.
Для эмоционального развития детей использую
- Технологию воздействия цветом. Цвет для ребенка – особая палочка-выручалочка в любых критических ситуациях. Сколько удивления и восторга вызывают у ребят эксперименты с красками, нетрадиционные способы рисования по мятой бумаге. В своей работе использую такие игры с цветом, как, Цветная водичка, игры с атласными лентами, игры с султанчиками, игра Карусель.
К технологии обучения здоровому образу жизни относятся:
Утренняя гимнастика - я разработала на каждую неделю комплекс упражнений и подобрала к ним музыкальное сопровождение: Курочка Ряба, Погремушки, Веселые Петрушки, Самолетики и др.
Физкультурные занятия - провожу интегрированные занятия с элементами изобразительной деятельности, конструирования, с музыкальным сопровождением, использую нетрадиционное оборудование.
К коррекционным технологиям относятся:
Артикуляционная гимнастика – изготовила разрезную картотеку упражнений для губ, щек, языка.
Музыкотерапия — помогает снять напряжение, повысить эмоциональный настрой ребенка. И я широко использую ее в течении дня , в зависимости от вида деятельности.
Сказкотерапию - Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в детский сад, нередко бывает сопряжено с тяжелыми эмоциональными переживаниями. И именносказкаоблегчает ребенку вхождение в детский сад, а также положительно влияет на его здоровье. Каждый день я сталкиваюсь с большими и маленькими проблемами. Надо умываться, а дети не любят, надо кушать, а они не хотят, надо одеваться, убирать игрушки, а они не желают. Как же с ними справиться? И вот тут на помощь приходят стихи,сказки, песенки, потешки, одним словом –элементы сказкотерапии.
Здоровьесберегающая деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие с родителями.
Для родителей провожу консультации и беседы: Здоровьев порядке – спасибо зарядке!, Значение режима дня в жизни дошкольника и др. В работе с родителями используются разнообразные формы, обобщенные темой охраны и укрепления здоровья детей, так как это является одной из задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.
Использую папки – передвижки (Растим здорового малыша, Подвижные игры для детей раннего возраста, Как одевать ребенка в зимнее время, Как обучать малыша культурно – гигиеническим навыкам и т. д.).
Рекомендую родителям занимательно-игровые формы работы с интересными сказочными сюжетами, привлекающими внимание детей.
Организовываю различные формы работы с родителями: семинары-практикумы, конкурсы, мастер-классы, круглые столы и т.д., с целью обеспечения педагогической поддержки семьи и повышения компетентности в вопросах развития, образования.
Свой опыт транслирую на РМО для учителей-логопедов и воспитателей, на сайте nsportal.ru размещены мой материалы перед вами Ссылка на мой мини-сайт: https://nsportal.ru/ivanova-elena-gennadevna8, также публикую свои материала на портале МААМ.
Результаты моей работы:
Мои воспитанники гармонично физически развиваются, с желанием двигаются, им интересно выполнять разнообразные физические упражнения, они научились действиям с физкультурными пособиями. В соответствии с возрастными возможностями у них развивается координация движений, способны быстро реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое. Научились выполнять задания, действовать, в общем, для всех темпе. С большим желанием вступают в игровые действия с другими детьми.
Закончить свое выступление хочу словами Сухомлинского В.А.: Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.