Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях | Марадудина Елена Юрьевна. Работа №310709
После введения ФГОС в образовательную программу дошкольного воспитания, главной задачей дошкольных образовательных учреждений становится сохранение и укрепление здоровья детей. Ведь важно воспитать здоровое подрастающее поколение. Здоровье - это не только отсутствие заболеваний и дефектов, но и состояние полного физического и социального благополучия. Главной задачей дошкольных учреждений становится создание благоприятных условий для укрепления здоровья своих воспитанников. Педагоги стараются организовать пространственно-образовательную среду так, чтобы она была максимально здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 с. Бехтеевка
Корочанского района Белгородской области»
«ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ»
Музыкальный руководитель:
Марадудина Е.Ю.
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Марадудина Е.Ю.
МБДОУ «Детский сад №3 с.Бехтеевка
Корочанского района Белгородской области»
После введения ФГОС в образовательную программу дошкольного воспитания, главной задачей дошкольных образовательных учреждений становится сохранение и укрепление здоровья детей. Ведь важно воспитать здоровое подрастающее поколение. Здоровье - это не только отсутствие заболеваний и дефектов, но и состояние полного физического и социального благополучия. Главной задачей дошкольных учреждений становится создание благоприятных условий для укрепления здоровья своих воспитанников. Педагоги стараются организовать пространственно-образовательную среду так, чтобы она была максимально здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.
Применение здоровьесберегающих технологий – это система мер, в которой взаимосвязаны взаимодействия всех факторов образовательной среды, которые способствуют сохранению здоровья детей на всех этапах его развития. [1]
Я являюсь музыкальным руководителем в ДОУ, и поэтому большая роль по укреплению здоровья детей лежит и на мне. Я систематически использую различные здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях. При помощи пения у детей развивается голосовой аппарат, становится четче речь, укрепляются голосовые связки, регулируется дыхание. Ритмические движения способствуют улучшению осанки, координации движения детей, ведь музыка способствует улучшению не только эмоционального, но и физического состояния детей. На музыкальных занятиях применение здоровьесберегающих технологий является необходимым для полноценного развития дошкольников.[5]
Выделяются следующие задачи по музыкальному образованию и оздоровлению дошкольников.
- Оптимизировать развитие основных структурных компонентов музыкальности детей, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий;
- Обеспечить комфорт детей в различных видах совместной деятельности;
- Сохранить и укрепить психофизическое здоровье детей;
- Профилактика простудных заболеваний, заболеваний органов дыхания и опорно-двигательного аппарата.
Для меня важным аспектом является проведение здоровьесберегающих мероприятий в игровой форме. Ведь при помощи игры, дети наиболее хорошо усваивают предложенный для изучения материал.
В своей работе по обеспечению здоровьесбережения дошкольников, мною используются следующие приемы:
- ритмопластика;
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковые игры;
- дыхательная гимнастика;
- игротерапия;
- танцетерапия;
- игровой самомассаж;
- музыкотерапия.
Применение этих приемов приносит положительный результат для укрепления здоровья дошкольников.[2]
Танцы и ритмические движения способствуют развитию мышечного аппарата, улучшают грацию и координацию детей, улучшают дыхание, хорошо влияют на кровообращение. Ритмические движения благотворно влияют на работу сердца, способствуют улучшению сна.[6]
Важная роль уделяется дыхательной гимнастике. Она оказывает на организм комплексное лечебное воздействие. Способствует улучшению кровообращения, восстановлению нарушенных в ходе болезни нервной системы. Улучшает работу бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание. Способствует исправлению грудной клетки, позвоночника после заболеваний и деформации. Дыхательная гимнастика способствует тренировке вдоха и выдоха.
Также основным видом здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях является пальчиковая гимнастика. Учеными доказано, что существует тесная связь между движениями рук и речью. Применение пальчиковых гимнастик повышает работоспособность головного мозга, ведь на кончиках пальцев находятся важные для всего организма биологически активные точки.[8] Я провожу пальчиковые гимнастики в форме игр-попевок. Посредством применения этого приема дети лучше усваивают и музыкальный и текстовый материал. Пальчиковые игры способствуют так же развитию речи ребенка, повышают его двигательные навыки, улучшают координацию движений. [7]
Артикуляционная гимнастика – укрепляет мышцы речевого аппарата. В результате применения артикуляционных гимнастик, у дошкольников так же повышается уровень развития речи, как и в случае применения пальчиковой гимнастики. Улучшаются певческие навыки, внимание, музыкальная память.
Так же я провожу с детьми игровой самомассаж. Делая его дети благотворно влияют на весь организм. Мною используются массажи разработанные А. Ушанской, М.Картушиной, А.Галанова. С помощью этих упражнений повышаются свойства дыхательных путей, нормализуется вегетососудистый тонус, улучшается деятельность вестибулярного аппарата.[3]
При помощи танцетерапии снимается нервно-психическое напряжение. Танцуя, дети начинают лучше понимать себя, у них поднимается самооценка, развивается координация движений, укрепляются мышцы.
Игротерапия – благотворно влияет на психическое здоровье детей. Ведь в игре ребенок может выражать все свои чувства, фантазию, эмоции. Со временем дети становятся более уверенными, раскрепощенными.
Также в работе с дошкольниками на музыкальных занятиях мною отводится большая роль музыкотерапии, которая является важной частью музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Правильно подобранная музыка для слушания способствует укреплению иммунитета, снимает умственное напряжение, утомление, головную боль. Важно применять музыкотерапию на протяжении того времени, которое дети проводят в дошкольном учреждении, и конечно же дома. Музыка способствует снятию напряжения, благоприятно влияет на сон ребенка. Доказано, что прослушивание музыкальных произведений благотворно влияет и способствует облегчению некоторых заболеваний. Слушание классической музыки, где звучат струнные, духовые музыкальные инструменты положительно влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную и др. системы человеческого организма. Поэтому я решила использовать метод вокализации при слушании музыки. Этот метод заключается в том, что на мелодию классического произведения заранее придумываются слова схожие по тематики с названием произведения. И дети пропевают их при слушании. Этот метод позволяет не только получить звуковые вибрации от музыкальных инструментов но и усилить их своим голосом. А так же дети лучше запоминают мотив и содержание музыкального произведения.
Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях повышает показатели физического развития, развития дыхательной системы. Улучшаются двигательные навыки, координация движений, умение ориентироваться в пространстве, усовершенствуются вокально-исполнительские качества. Дети становятся более раскрепощенными, эмоционально отзывчивыми. К концу года у детей улучшается уровень речевого развития, снижается уровень заболеваемости. Повышается уровень развития музыкально-творческих способностей.[4]
Использование музыки в быту – является успешной методикой закрепления полученных знаний. В дошкольных учреждениях музыку используют как фоновое звучание во время различных видов деятельности. Утренняя гимнастика также проводится с музыкальным сопровождением.
Для наиболее лучшего усвоения материала по оздоровлению детей, мною разработан план бесед и консультаций для родителей. Важно, чтобы дети и дома могли применять полученные навыки и одновременно становиться здоровыми. Родители с большим удовольствием выполняют с детьми упражнения, ведь на них также лежит большая ответственность в воспитании здорового подрастающего поколения.
От здоровья детей зависит благополучие общества.
Используемая литература
1. 1. Бабаева Т.И, Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. Программа дошкольного образования «Детство». Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
2.Арсеневская О.Н «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» г.Волгоград, изд. «Учитель», 2009.
3.Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» г.Москва, изд. «Учитель», 2009.
4.Подольская Е.И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет» г. Волгоград, изд. «Учитель», 2009.
5.Ветлугина Н. «Методика музыкального воспитания в детском саду»
6.Буренина А.И. «Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для дошкольного и младшего школьного возраста)». 2-е издание , испр. и доп. – СПб.:ЛОИРО, 2000.
7.Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры», М.,1999.
8.Сиротюк А.Е. «Коррекция развития интеллекта дошкольников».