Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках" (из опыта работы). | Симигина Тамара Михайловна . Работа №329187. Номер работы: №329187

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье говорится о том, что в наши дни сбережение здоровья ребёнка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объём информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе. Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше тнтересует компьютер, телевизор, игры в телефонах. В статье описываются здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранить здоровье школьников.

МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат им.Н.П.Князева»

 

«Применение эффективных методов и приёмов психолого-педагогических и здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе».

Подготовила: Симигина Тамара Михайловна,

учитель начальных классов.

 

В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.

Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе. Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п. Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей. Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.

«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального  благополучия, а не только отсутствие     физических дефектов». Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

   По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых первоклассников. Так, количество здоровых первоклассников составляет всего лишь 0%, велик процент детей на инвалидности. Причиной резкого снижения уровня здоровья детей школьного возраста являются следующие факторы:

падение уровня жизни, социальные потрясения;

неблагоприятная экологическая обстановка;

ухудшение состояния здоровья матерей;

стрессы;

малоподвижный образ жизни;

перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин;

неполноценное питание;

отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;

массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

   Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время.

Основой здоровьесберегающей технологии в начальной школе является соблюдение следующих принципов:

учет возрастно-половых особенностей;

учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;

использование

здоровьесберегающих

действий

 В структуре  урока, мной применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

положительный эмоциональный настрой на уроке;

оптимальный темп ведения урока;

подача материала доступным  рациональным способом;

наглядность;

смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);

физкультминутки, динамические паузы;

игра, игровые моменты;

гимнастика

   Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровьесберегающих технологий на состояние школьников.

Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок

только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.

Например, урок можно начать с таких небольших стихотворений:

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаем вам удачи –

За работу, в добрый час!

                             

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха. Оптимальный темп проведения  урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.

Наглядность, используемая на уроке,  способствует конкретизации

изучаемого материала, повышает интерес учащихся.    Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе большое значение имеют физические упражнения. Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездейстие». Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса организма учащихся.  Физкультминутки, динамические паузы – естественные элементы урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.

 Например:

Мы становимся все выше,

Достаем руками крышу,

На два счета поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

                                  

Поднимает руки класс –

Это «раз».

Повернулась голова –

Это «два».

Руки вниз, вперед смотри –

Это «три».

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать –

Это «пять».

Всем ребятам тихо сесть –

Это «шесть».

    Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-я минута урока. В 1-м классе проводим 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут.

Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений. Часто применяются между уроками на переменах игровые упражнения.

 На уроках еще используются различные виды гимнастики:

Пальчиковая

гимнастика

Гимнастикадляглаз

Дыхательнаягимнастика

Точечныймассаж

Релаксация

Первая, это пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры могут помочь:

Подготовить руку к письму;

Развить внимание, терпение;

Стимулировать фантазию;

Активизировать работу мозга;

Научиться управлять своим телом

К упражнениям пальчиковой гимнастики можно отнести:

Сжимание пальцев в кулак и разжимание

 

Вращение кистями рук:

3. Соприкосновение подушечек пальцев – «Пальчики здороваются»:

   - пальцы правой руки – с большим пальцем;

   - пальцы левой руки – с большим пальцем;

4. Сгибание и разгибание пальцев:

   - правой рукой, начиная с большого пальца;

   - левой рукой, начиная с большого пальца;

5. Упражнение с «замком» (ладони вместе, пальцы переплетены):

   - сдавливание ладоней с силой;

   - вращение вправо-влево;

6. «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев.

7. «Ножницы» - разведение пальцев рук:

8. «Щелчки» правой, затем левой рукой, потом обеими руками.

Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз.

Зрительная гимнастика направлена на профилактику возникновения и развития близорукости, на расширение пространственной активности глаз в ходе занятий. Познакомимся с некоторыми приёмами, предложенными доктором медицинских наук В.Ф. Базарным, которые используются на занятиях.

1. “Зрительные тренажеры”. Где заданы разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами.

2. Упражнения на релаксацию глазных мышц: “Моргание глазами”, “Пишем (рисуем) глазами”, “Жмурки”, “Сосредоточенность взгляда”, Упражнение: «Пишем носом».

Кроме этих упражнений при проведении гимнастики для глаз чаще используем такие упражнения: «Ленивые восьмёрки».

Точечный массаж помогает:

Проводить профилактику простудных заболеваний;

Закаливание детей;

Научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения;

Обучить навыкам проведения точечного массажа.

Точечный массаж мы делаем в игровой форме, например:

Вышел зайчик на лужок,
На зелёный бережок.
(Плавные движения от переносицы к ушам)
Потирает зайка нос,
Чтобы носик не замёрз.
(Надавить пальцами на точку у крыльев носа)
Серый зайчик вместе с нами
Потирает над бровями.
(массаж точек у внутренних концов бровей)
Говорила зайке мать,
Надо ушки потирать!

Дыхательная гимнастика помогает:

* Укреплению дыхательной мускулатуры;

Уменьшению заболеваний дыхательной системы;

Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние.

Можно перечислить несколько дыхательных упражнений, такие как:

«Чудесный нос»

Говорятся слова «задержим дыхание». После глубокого вдоха задерживается дыхание. Потом под присказку делается упражнение: «Дышит мой чудесный нос глубоко и тихо,

Потом мое задание — задержать дыхание,

Раз, два, три, четыре, Дышу глубже, шире

Упражнение позволяет успокоить нервы, снять излишнюю возбудимость.

«Охотник»

При закрытых глазах дети должны определить запах предмета, но он должен быть ярко выраженным (цитрусовый фрукт, духи и т. п.

)

. При этом улучшается концентрация внимания.

«

Ныряльщики»

Делается три глубоких вдоха и потом «ныряние под воду» с задержкой дыхания, при этом нос закрыт пальцами. Задержка позволяется до того момента пока ребенок уже не может не дышать и «выныривает». Данное упражнение активно насыщает мозг кислородом, но следует чередовать его с другими упражнениями, потому, что оно может вызвать головокружение.

«

Воздушный шарик»

Дети «надуваются» как воздушные шарики, делая 4 глубоких вдоха под счет учителя (от 1 до 4) . Потом медленно выдыхают... 

 

Из всего вышесказанного,

можно сделать вывод, что элементы

здоровьесберегающей

технологии, которые

,

я использую на уроках,

ведут к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе, учебный процесс для детей стал более комфортным, повышается эффективность обучения, а главное – сохраняется здоровье наших детей.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз