Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе» | Матяш Ирина Петровна . Работа №350191

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Мастер–класс «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

Цель: трансляция опыта применения здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочной деятельности по ФГОС.

Задачи:

1) Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье учащихся.

2) Показать практическую значимость использования здоровьесберегающих методов и приёмов в образовательной деятельности.

3)Убедить в целесообразности использования элементов здоровьесберегающих технологий в практической деятельности.

Мастер–класс «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

Цель: трансляция опыта применения здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочной деятельности по ФГОС.

Задачи:

1) Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье учащихся.

2) Показать практическую значимость использования здоровьесберегающих методов и приёмов в образовательной деятельности.

3)Убедить в целесообразности использования элементов здоровьесберегающих технологий в практической деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация.

Методы работы с аудиторией: эвристическая беседа, практическое выполнение упражнений.

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги! (представиться)

Что такое «Здравствуйте?» -

Лучшее из слов,

Потому что «Здравствуй!»

Значит «Будь здоров!».

 

Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Поэтому сегодня я хочу поделиться опытом работы по формированию здоровье сберегающего пространства в своем классе с учетом требований ФГОС.

Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

 

Закройте глаза.

Представьте, что вы идете по хрустящему снегу, голубая лазурь небес над вами. С тихим звоном сыплется иней с ветвей. Зима…Скоро любимый праздник!!! Скоро будут подарки. На столе конфеты, мандарины, апельсины….

Открываем глаза.

 

- Предлагаю вместе- дружно создать «здоровьесберегающую модель  под названием «Апельсиновый фреш».

Каждая долька - станет шагом создания этой модели и одновременно приемом или одной из здоровьесберегающей технологий.

 

1 долька«Создание благоприятного психологического климата на уроке»

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Организационный этап, очень кратковременный, но определяет весь психологический настрой урока.

Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа. Учитель должен входить в класс только с хорошим бодрым настроем, начинать урок энергично.

Начало урока может зависеть и от темы урока, и от времени года. Можно начать рассказывать сказку, в которой кто-то попал в беду и требуется помощь ребят. Или устроить «Паутинку-разминку» (блиц-опрос, «Винегрет» – вопросы из разных областей знаний)

Можно провести медитацию, как мы сделали с вами ранее.

Да можно просто предложить произнести три раза звук "И" (звук "И" создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши, вибрируют голосовые связки, гортань, улучшается слух).

Если начало урока эмоционально окрашено, учащиеся готовы с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию.

 

2долька «Психолого-педагогические технологии» 

Предлагаю опровергнуть переместительный закон сложения. (От перестановки мест слагаемых сумма не меняется) Попробуйте составить формулу, где от перемены мест слагаемых все резко изменится и обосновать своё решение.

Упражнение. «Формула жизни: Жизнь = +здоровье + семья + работа+ учеба

+ друзья)

Вывод: Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество. Эта сумма может быть равна 30, 75, а может быть и более 100 лет.

Одним из важнейших критериев здоровьясбережения является именно психологический комфорт школьников во время урока. Далеко не всем учащимся легко дается учеба, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Учитель должен видеть успехи каждого ребенка.  Одно доброе слово может согреть три зимних месяца. Шон Кови 

Есть метод «Баночка счастья». Автором считается писательница Элизабет Гилберт. Суть ее метода заключается в следующем. Вы записываете свои победы, счастливые моменты, комплименты, успехи на листочке бумаги каждый день (ну или не каждый - как вам захочется и получится) и складываете эти листочки в банку. Затем вы сами выбираете день, когда вы их все прочтёте. Это может быть какая-то определенная дата - например день рождения. Или скажем 31 декабря. А можно открыть и начать читать эти листочки в день, когда вам особенно грустно, и нужно напоминание о чем-то хорошем и радостном. Представляете сколько чудесных моментов у вас может накопиться.

У нас в классе тоже есть баночка, с крупной надписью ОПАСНО, но следующая вызывает улыбку РАДОСТИАКТИВНО. Дети уже знают, что там можно найти слова поддержки, когда затрудняются. А могут получить просто скрипичный ключ. Значение простое, «душа учителя радуется, у тебя получилось». В ней могут появиться и пожелания друг другу. А могут лежать маленькие сюрпризы. Баночку радости может наполнить любой. Она может то исчезать, то появляться на любом уроке. (пример) На уроке «Основы религиозных культур и светской этики» по теме «Добрые слова и поступки» было дано задание «Напиши пожелание взрослому незнакомому человеку и помести в баночку радости». Сегодня наши пожелания нашли своих адресатов. Хотите прочитать?

(День рождения)

(Моцарт) Когда дети получают коллективные пожелания и читают, желательно включать музыку.

«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для возбужденной фантазии и лекарство для мозга». писал В. Шекспир

Самой полезной для здоровья и красоты специалисты считают музыку Моцарта. Она рекомендуются для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала, от головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после экстремальных ситуаций. Причем лечебным эффектом обладают все произведения Моцарта. Это явление получило название: эффект Моцарта.

 

3долька «Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс»

Несколько лет назад гуляя по просторам сети Интернет, увидела «Сборник задач по математике о здоровье для начальной школы» автор Ачкасова Татьяна Анатольевна. Ею составлены валеологические задачи для учащихся 1-4 классов, валеологические тренинги, релаксации. Возник интерес, как математика сможет помочь здоровью? Практика показала, математическое представление проблемы сохранения здоровья учащихся в виде задач, в сюжете которых содержатся факты из реальной жизни, способны оказать большее влияние, нежели длинная лекция и толстая брошюра о сохранении и укреплении своего здоровья.

 

Такие задачи могут решаться на любом этапе урока. Предлагаю решить 2-3 задачи. (4 класс Тема «Величины»)

 

С позиции здорового питания в день школьник должен съедать 400г овощей без учета картофеля. Сколько кг овощей съел за сентябрь школьник, который заботится о своем здоровье? Сколько раз в неделю ешь овощи ты? 12кг

 

На каждом квадратном сантиметре кожи неопрятного человека можно обнаружить до 40.000 микробов, среди которых могут быть возбудители болезней. Площадь кожи человека составляет около 2кв.м. Сколько микробов может быть на коже человека-замарашки?

1кв.м = 10.000кв.см

2кв.м= 20.000кв.см

40.000* 20.000= 800.000.000 (м)

 

Задание

Распредели числа на 2 группы. На обратной стороне прочтешь «врагов» и друзей» здоровья.

 

4долька Технологии стимулирования и сохранения здоровья (Физминутки или «этюды для души», «Цветотерапия»)

 

Ребята моего класса полюбили разноцветные физкультминутки. (Цветотерапия) Перед началом эффективно использовать сюрпризный момент — появление «гостя», то есть куклы, игрушки, либо другого предмета соответствующего цвета. Сначала дайте детям возможность досыта насладиться цветом, а потом уже предлагайте упражнения. Тут же даются понятия значения цвета. При проведении цветных физ.минуток творчеству нет предела. Это и исполнение песен с выполнением упражнений, отгадывание загадок, чтение стихотворений и т.д. физ.минутки, связанные со временем года.

Как вы думаете, какого цвета физминутку хочу вам предложить?

(появляется апельсин)

ОРАНЖЕВЫЙ

Как цвет жизненности и тепла, этот цвет регулирует обменные процессы, оказывает положительное влияние на работу эндокринных желез.

Оранжевый — это теплый, активизирующий цвет, но светлее и выше вибрациями, чем красный. Этот цвет помогает человеку почувствовать себя более раскрепощенным, свободным. Оранжевый, способствует оптимизму, открытости, эмоциональной уравновешенности, доверию и чувству единения.

Оранжевая песенка

(Сл. А. Арканова, Г. Горина, муз. К. Певзнера)

Вот уже подряд два дня, (Сидя за столом, разминаем кисти рук.)

Я сижу рисую. (Встряхиваем руками.)

Красок много у меня - Выбирай любую. (Хлопки в ладоши.)

Я раскрашу целый свет (Руки в стороны.)

В самый свой любимый цвет: (Повороты туловища влево-вправо.)

Оранжевое небо, (Встали, руки вверх.)

Оранжевое море, (Присели, руки вниз.)

Оранжевая зелень, (Встали, руки в стороны.)

Оранжевый верблюд.

(Руки на пояс.)

Оранжевые мамы (Прыжки на левой ноге.)

Оранжевым ребятам (Прыжки на правой ноге.)

Оранжевые песни (Прыжки на двух ногах.)

Оранжево поют! (Хлопки в ладоши.)

 

5 долька Технология сотрудничества

Внеклассная работа (работа с родителями)

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями». (мне повезло, у нас одна большая дружная семья, в которой 30 мальчишек и девчонок, 60 родителей, бабушек и дедушек примерно 45 и одна учительница, которая не дает покоя, все пишет и пишет то в Ватсапе, то в Телеграме, а теперь уже в ВК Мессенджере Сферум.

Но самое главное мои родители являются активными участниками нашей школьной жизни.

Традицией стал активный отдых (футбол, пионербол, спокойные игры, например (обними)

Игра "Обними..."
Игра простая, но дети любят ее. Распечатываются карточки, можно их свернуть, как при игре в фанты или разложить на горизонтальной поверхности лицевой стороной вниз. Каждый участник игры вытягивает задание, читает и идёт обнимать одного из одноклассников. К одному и тому же ребенку могут подойти несколько раз.
Такие игры хорошо проводить для сплочения коллектива и снятия психологической нагрузки.

Внеурочная деятельность.

В гимназии в течение 8-ми лет в каждом классе для 1-4 классов реализуется программа «Школа здоровья», 4-х лет для 1-2 классах – «Разговор о правильном питании». Каждая программа ставит перед собой свои задачи, а цель едина: формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для проведения занятий рекомендую рабочую тетрадь «Разговор о здоровье и правильном питании», которая входит в учебно-методический комплект программы «Разговор о правильном питании». Авторы М.М.Безруких, А.Г.Макеева.

В течение года в гимназии проводятся единые мероприятия: конкурс агитбригад, рисунков и плакатов. В параллелях внеклассные мероприятия. (видео агитбригада)

4.Мониторинг состояния здоровья обучающихся

Анкетирование (родителей, учащихся)

Лист здоровья

Внеучебная деятельность

Внеучебная деятельность учащихся вне гимназии

 

6 долька Здоровье учителя как условие здоровья ученика

Здоровье педагога - это не только его личное здоровье. Здоровый учитель становится для своих учеников ещё и учителем здорового образа жизни. Профессия педагога признана одной из самых разрушительных для здоровья. Учитель работает в условиях постоянного внешнего и внутреннего контроля.

Как учителю избежать стресс

Дартс

.

Представьте причину своего стресса в виде круга и метайте в него дротики.

Черный шоколад.

В шоколаде, особенно горьком, в большом количестве содержится вещество серотонин, которое организм не может вырабатывать самостоятельно. Серотонин помогает бороться со стрессом.

Плачьте больше!

Так организм очищается от «стрессовых токсинов». Помогают слезы радости, сопереживания.

«Дровосек»

И.п

.- стойка ноги врозь, руки сцеплены «в замок». 1 – руки вверх с полу наклоном назад (вдох); 2 – энергичный наклон вперед, руки вниз (выдох). Замах делается плавно, спокойно, удар – быстро и резко. Наклон можно сопровождать шумовым выдохом «у-ух» или «ш-ш»

 Упражнение «Калоши счастья» 

Цель: развитие позитивного мышления педагогов.

Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями.

Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

   Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

    Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

     На работе задержали зарплату.

     По дороге на работу вы сломали каблук.

     Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.

     Вы внезапно заболели.

     Вы попали под сокращение.

 

Кто не знает, что такое счастье, спросите об этом у детей. И тогда вы узнаете, что счастье - это когда ясное солнышко и голубое небо, и когда тебя все любят.

И самое главное, никогда не забывайте, что солнце существует даже тогда, когда небо затянуто тучами!

 

Посмотрите, у нас осталась одна долька, подскажите, что проводим в конце каждого урока, …..

Вопрос: Ученые утверждают, что здоровье наполовину зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока.

Ответы педагогов: использовать здоровьесберегающие технологии, приемы и методы здоровьесберегающих технологий.

«Апельсиновый фреш» готов к употреблению. Угощайте своих учеников, и их родителей, и бабушек, и дедушек. Желаю Вам никогда не забывать о своем здоровье, беречь его и заботиться о себе! Будете здоровыми – будете счастливыми!

Благодарю всех за работу!

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×