"Примеры работы по формированию пассивного словаря у детей раннего возраста с использованием игровых ситуаций на основе предметного манипулирования" | Ушакова Олеся Николаевна. Работа №234351
Автор: Ушакова Олеся Николаевна
У детей раннего возраста хорошо развито предметное манипулирование. На основе этого можно формировать словарь детей раннего возраста.
Примеры работы по формированию пассивного словаря у детей раннего возраста с использованием игровых ситуаций
на основе предметного манипулирования
В своей работе по развитию пассивного словаря детей раннего возраста мы использовали игровые ситуации с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя заболела», «Магазин игрушек». Игровые обучающие ситуации помогают закрепить знания детей о названии предметов одежды, столовой посуды, игрушек, активизируют речь. Игровая ситуация «Построим кукле комнату» учит детей правильно называть предметы мебели в групповой комнате, закрепляет представления детей об их назначении, активизирует речь. С накоплением существительных в словаре детей начали появляться обобщающие понятия. В играх: «Больше - меньше», «Чудесный мешочек» дети учились видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляют свои знания о цвете и величине, обогащают словарь прилагательными. Манипулируя игрушками в ходе игровой ситуации, дети обозначают действия: кукла сидит, стоит, ест, пьет, спит, упала, плачет, танцует с мишкой и т.д., т.е. употребляют глаголы.
В ходе игровых ситуаций используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. По мере овладения детьми новыми представлениями о предметной среде, задания в играх усложняются: ребята упражняются в определение предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвет, форма, качество, назначение и др.), что очень важно для последующего развития наглядно-образного мышления. Детям первой младшей группы даем предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. В играх с куклами у детей, кроме формирования словаря, формируется еще культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, например, заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем и на своих сверстников.
В играх с куклами, машинами, животными, кубиками побуждали использовать слова: горячий, вкусный картофельный суп; высокий и красивый дом, сверху — крыша; грузовая и легковая машина, надо сделать билетики, так как поедем на автобусе; самолет летит высоко; сварили компот из яблок; из капусты варят щи; видишь, как далеко откатился мяч. Использовали такие игры, как «Магазин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Кто найдет, пусть возьмет», «Кто первый узнает?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино «Транспорт».
При организации обучающих игровых ситуаций нами использовались такие методы и приемы:
• Словесные методы (проговаривание, пояснение, рассказывание, инструктирование, повторение)
• Наглядные методы (показ действий, демонстрация иллюстраций, игрушек)
• Практические методы (действенное соучастие, самостоятельные действия с предметами)
Одна из задач речевого развития в ДОО – формирование и обогащение словаря, в процессе этой работы происходит количественное накопление ребенком слов, освоение их содержания и в дальнейшем использование в речи.
Общение в процессе предметного манипулирования прекрасный метод для формирования словаря детей раннего возраста.