Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Принципы и подходы к формированию духовно-нравственных ориентиров у подростков | Михалева Татьяна Ивановна. Работа №351290

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования духовно-нравственных ориентиров у подростков в рамках преподавания курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Рассматриваются основные принципы и подходы, направленные на развитие у учеников нравственных и духовных ценностей, уважения к культурным традициям и основам человеческого достоинства. Особое внимание уделяется роли педагога-библиотекаря в создании образовательной среды, способствующей укреплению духовно-нравственных ориентиров подростков. Статья будет полезна педагогам, заинтересованным в формировании у подростков качеств, необходимых для их личностного и гражданского развития.

Ключевые слова: духовно-нравственные ориентиры, подростки, ценности, педагог-библиотекарь, уважение к культуре, личностное развитие, воспитание.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ У ПОДРОСТКОВ

 

Михалева Татьяна Ивановна, педагог-библиотекарь

МОУ «Зенинская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области», с.Зенино

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования духовно-нравственных ориентиров у подростков в рамках преподавания курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Рассматриваются основные принципы и подходы, направленные на развитие у учеников нравственных и духовных ценностей, уважения к культурным традициям и основам человеческого достоинства. Особое внимание уделяется роли педагога-библиотекаря в создании образовательной среды, способствующей укреплению духовно-нравственных ориентиров подростков. Статья будет полезна педагогам, заинтересованным в формировании у подростков качеств, необходимых для их личностного и гражданского развития.

Ключевые слова: духовно-нравственные ориентиры, подростки, ценности, педагог-библиотекарь, уважение к культуре, личностное развитие, воспитание.

 

Формирование духовно-нравственных ориентиров у подростков — одна из ключевых задач современной образовательной системы, особенно в условиях растущего влияния цифровых технологий и социальных медиа на мировоззрение подрастающего поколения. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван стать важным элементом воспитательной работы, способствующим формированию у подростков уважительного отношения к себе, другим людям и родной культуре. На этом этапе педагог-библиотекарь играет значимую роль, предоставляя подросткам доступ к культурным, литературным и религиозным ценностям, формирующим их внутренний мир и ориентиры.

В основе духовно-нравственного воспитания подростков лежат такие принципы, как уважение, ответственность, толерантность и стремление к самопознанию. Уважение к родной культуре, к духовным традициям и нравственным ценностям — один из важнейших ориентиров, который позволяет подросткам развивать чувство собственного достоинства и значимости. Это становится основой для личностного роста, помогает развить осознанное отношение к миру и своей роли в нем. Педагог-библиотекарь, обладая знаниями о культурном наследии России и народов, её населяющих, может стать проводником, способным показать подросткам разнообразие и богатство духовных ценностей, важность единства и уважения к многообразию.

Одним из подходов к формированию духовно-нравственных ориентиров является акцент на культурное и историческое наследие. Посредством книги, художественных и документальных текстов, биографий исторических личностей, педагог-библиотекарь может познакомить учащихся с примерами выдающихся деятелей, чья жизнь была примером самоотверженности, честности и ответственности. Эти образы дают подросткам понимание значимости нравственного выбора и дают возможность осмыслить, какими качествами должен обладать достойный человек. Через знакомство с подвигами и деяниями героев Великой Отечественной войны, участников культурного наследия или выдающихся деятелей науки, дети учатся ценить вклад предыдущих поколений и перенимают их лучшие качества.

Особое значение имеет работа с текстами, раскрывающими моральные и нравственные аспекты человеческих отношений. Литературные произведения, написанные на основе событий, где авторы описывают взаимоотношения, поднимают вопросы долга, чести и дружбы, позволяют подросткам глубже понять, что значит нравственный выбор. Чтение и обсуждение таких текстов помогают подросткам осознать значимость терпимости, милосердия и любви к ближнему. Через книгу можно вызвать у подростков рефлексию и сопереживание, помочь им увидеть последствия поступков и сформировать понимание ответственности за свои действия.

Эффективным подходом к формированию духовно-нравственных ориентиров является вовлечение подростков в проектную деятельность, связанную с изучением культуры и традиций народов России. Педагог-библиотекарь может предложить ученикам организовать исследовательские проекты, посвященные различным аспектам культурного наследия, таким как традиции семейного воспитания, праздники и обряды, моральные ценности и нормы поведения. Такая деятельность способствует не только изучению исторического и культурного наследия, но и развивает у школьников способности к анализу, критическому мышлению и пониманию, как традиции формируют национальное самосознание и гражданскую ответственность. Проекты, посвященные духовным традициям, воспитывают у детей уважение к старшим, терпимость к иному мнению и готовность к сотрудничеству.

Педагог-библиотекарь также может формировать духовно-нравственные ориентиры, привлекая детей к участию в дискуссиях и круглых столах, посвященных этическим вопросам. В ходе таких обсуждений школьники могут высказать свое мнение, обсудить важные проблемы, связанные с честностью, справедливостью, ответственностью и уважением к другим людям. Эти темы помогают подросткам задуматься о своем поведении, сформировать отношение к людям и событиям. Обсуждение нравственных вопросов развивает у детей умение рассуждать, обосновывать свою позицию, понимать различные точки зрения. Такое общение позволяет подросткам задуматься о том, какие поступки соответствуют их моральным ориентирам и какие качества необходимо развивать в себе.

Важным элементом духовно-нравственного воспитания является развитие у школьников понимания своего места и роли в обществе, готовности нести ответственность за свои поступки и решения. Через книгу, биографии и рассказы о жизни известных людей дети учатся осознавать, что они могут и должны быть частью общества, на них лежит ответственность за поддержание справедливости, честности и порядка. Литературные произведения о людях, которые проявили стойкость, мужество, защищали свои идеалы, помогают детям увидеть, как ответственность за свои поступки становится основой доверия и уважения. Это формирует у подростков нравственные ориентиры и заставляет их задуматься о своих личных качествах.

Особое значение в работе педагога-библиотекаря с подростками приобретает вопрос толерантности и уважения к различным культурным и религиозным традициям. В условиях многонационального общества важно прививать детям понимание значимости терпимости и открытости к представителям других культур и конфессий. В библиотеке, с ее ресурсами, можно познакомить подростков с книгами и мультимедийными материалами, рассказывающими о культуре и верованиях разных народов. Это развивает у детей понимание, что все народы объединяют общие человеческие ценности, и учит видеть уникальность каждого народа. Педагог-библиотекарь может предлагать детям материалы о значимых культурных событиях, традициях народов, проживающих в России, что помогает формировать у них чувство уважения и стремление к сотрудничеству.

Таким образом, педагог-библиотекарь, работая с курсом «Основы духовно-нравственной культуры народов России», играет важную роль в формировании у подростков духовно-нравственных ориентиров. Через знакомство с культурным наследием, обсуждение нравственных вопросов и примеры из жизни выдающихся людей, школьники учатся уважать культуру и традиции своего народа, быть терпимыми и ответственными. Духовно-нравственное воспитание помогает подросткам найти ориентиры, необходимые для осознанного, нравственно обоснованного поведения, что в конечном итоге способствует их личностному и гражданскому развитию.

 

Список литературы

 

1. Скопа В. А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: использование ресурсов мультимедийного исторического парка «Россия - Моя история» в обучении школьников 5-го класса : учебно-методическое пособие / В. А. Скопа, Н. С. Серова. — Барнаул : АлтГПУ, 2022. — 263 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/292211

2. Человек. Общество. Культура. Социализация: материалы XX Международной молодежной научно-практической конференции : материалы конференции / под редакцией В. Л. Бенина [и др.]. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2024. — 794 с. — ISBN 978-5-907730-64-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/420800

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×