Принципы подбора репертуара для развития интересов учащихся ДШИ в классе электрогитары. | Карпунин Евгений Андреевич. Работа №344954
Электрогитара на сегодняшний день, безусловно, является одним из самых популярных музыкальных инструментов, как в практике сольного исполнительства, так и в составах различных ансамблей и оркестров. Она получила широкое распространение и проникла в десятки жанров современной музыки: джаз, рок, кантри, латиноамериканская музыка, бардовская песня, поп-музыка. В связи с этим появилось много нового репертуара не только для профессиональных исполнителей, но и учащихся детских школ искусств, а разнообразие стилей требует от исполнителя знание особенностей звукоизвлечения и штрихов.
«Принципы подбора репертуара для развития интересов учащихся ДШИ в классе электрогитары»
Введение
Электрогитара на сегодняшний день, безусловно, является одним из самых популярных музыкальных инструментов, как в практике сольного исполнительства, так и в составах различных ансамблей и оркестров. Она получила широкое распространение и проникла в десятки жанров современной музыки: джаз, рок, кантри, латиноамериканская музыка, бардовская песня, поп-музыка. В связи с этим появилось много нового репертуара не только для профессиональных исполнителей, но и учащихся детских школ искусств, а разнообразие стилей требует от исполнителя знание особенностей звукоизвлечения и штрихов.
Задача педагога – музыканта ввести ребёнка в мир музыки и воспитать эмоциональное и осознанное отношение к ней. Подбирая репертуар, педагог должен стремиться к обогащению запаса музыкальных впечатлений ребёнка.
Репертуар должен соответствовать возрасту ученика, т.е. музыка должна быть ему понятна и доступна. Ещё одно требование к репертуару начинающих – его разнообразие. Дети нуждаются в свежести репертуара, очень многие пьесы классических авторов кажутся современным ученикам скучными и неинтересными. И чтобы интерес ученика к музыкальному инструменту не был утрачен, педагогу необходимо давать ему яркие пьесы современных композиторов.
При выборе репертуара нужно руководствоваться общепринятыми критериями - необходимо учитывать не только исполнительские и музыкальные задачи, но и черты характера ребёнка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности. Если вялому и медлительному ребёнку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, а на концерт лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому учащемуся надо рекомендовать более сдержанные произведения. Необходимо поддерживать стремление детей играть то или иное произведение, даже не соответствующее уровню их музыкального развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит - оно отвечает его эмоциональному состоянию.
К-примеру очень нравятся ученикам джазовые пьесы, поскольку джазовая музыка насквозь проникнута оптимизмом, юмором, шаловливостью, то есть всеми теми качествами, которые так присущи детям. А качающийся ритмический рисунок свинга, неожиданные синкопы, привлекают учеников своей необычностью в сравнении с канонами классической музыки.
Еще один стиль, который с большой охотой осваивают юные и не только гитаристы-это рок-н-ролл и рок, он идеально подходит для игры на электрогитаре, так как и был придуман после изобретения этого инструмента. Энергичная, отчасти бунтарская музыка, разжигает в сердцах музыкантов искру и мотивирует усердно заниматься, чтобы исполнять понравившиеся произведения. Занимаясь на электрогитаре ученик имеет возможность пользоваться различными спецэффектами, которые не доступны для большинства музыкальных инструментов-это еще больше подогревает интерес к изучению и исполнению различных стилей музыки!
Отдельно стоит отметить такой важный аспект обучения на электрогитаре –это исполнение произведений под аккомпанемент минусовой фонограммы. Это очень непростая задача и, в отличии от игры с концертмейстером, который в любой момент может подхватить ученика, здесь от обучающегося практически сразу требуется дисциплинированность в отношении таких компонентов, как ритмическая устойчивость и собранность.
Ребятам очень нравится играть под минусовки, особенно знакомые произведения, хоть у них далеко и не с первого раза это получается. Когда они слышат барабаны, бас, клавиши и играют вместе с ансамблем, пусть и записанным, это их вдохновляет, заряжает энергией, заставляет почувствовать себя не просто учеником, а частью команды и настоящим артистом!
В заключении
Одна из важных особенностей музыкальной педагогики – выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности учащегося, поэтому репертуарные списки, приводимые в программах детских музыкальных школ, зачастую являются чисто ориентировочными и не должны ограничивать творческие поиски преподавателей в подборе произведений.