Принципы подбора репертуара в классе сольного пения в условиях ДМШ и ДШИ | Гольская Анна Анатольевна. Работа №329300
В статье обозначены методические подходы к вопросу формирования репертуара для обучающихся в классе сольного пения сообразно индивидуальным особенностям каждого ребенка . Автор акцентирует внимание на необходимость создания комфортных условий для освоения учебных и концертных программ учитывая возрастные особенности юных вокалистов. Рассматриваются приципы доступности, адаптивности программ в комплексной работе развитию вокально-технических наыков, расширению музыкантского кругозора и общекультурного развития личности.
МБУ ДО ДМШ № 2 г. Иркутска
Гольская Анна Анатольевна, преподаватель
по классу сольного пения (академический вокал),
Принципы подбора репертуара в классе сольного академического пения в условиях ДМШ и ДШИ
Вот уже много лет, тема подбора певческого репертуара для детей, занимающихся сольным академическим пением в детских музыкальных школах является предметом методических обсуждений и педагогических дискуссий. Какую музыку стоит брать к разучиванию, какого содержания, каких авторов, о чем петь, на какие дидактические принципы опираться в вопросе подбора репертуара для детей-вокалистов?
Методически обоснованный, вдумчивый подбор репертуара для юных певцов является залогом успешности технического развития голоса и способствует общему-музыкальному, духовному и художественно-интеллектуальному развитию личности обучающегося.
Современный вокальный репертуар, используемый преподавателями в учебных и концертно-конкурсных целях достаточно разнообразен: от музыки эпохи барокко, фольклорно-народных песен, романсов, песен композиторов советского периода и до музыки наших современников. И каждый преподаватель, осуществляющий процесс творческого становления ученика, имеет целью не только развитие его вокально-технических возможностей, но и максимальное развитие музыкального кругозора, общей культуры.
Индивидуальный план обучающегося должен сочетать в себя произведения различных художественных стилей и исторических эпох, соответствовать календарно – тематическому плану: отражать юбилейные даты и знаменательные события, праздники. Целесообразно обращаться к музыкальному наследию разных национальных школ: композиторам прошлых столетий, творчеству современных авторов, характеризующихся интересными мелодическими и исполнительскими находками. Это романсы Моцарта, Шумана, Бетховена, Глинки, Грига, Чайковского, Даргомыжского. Большего внимания, наряду с классикой, достойна и музыка композиторов песенников XX века – Пахмутовой, Крылатова, Дубравина, Журбина, Гладкова, Дунаевского, Струве, Новикова. Музыка этих композиторов отражает исторические вехи нашей страны и позволяет формировать чувство патриотизма и гражданской позиции. Среди композиторов нового времени, хотелось бы отметить песни Зарицкой, Осошника, Витлина, Соколова и многих других авторов.
Кроме песенно-романсового репертуара, индивидуальный план юного вокалиста обязательно должен включать в себя регулярное пение вокализов. Это небольшие по величине вокальные произведения без слов исполняющиеся на любую удобную фонему. Пение вокализов способствует формированию и развитию вокальных навыков: тренирует правильное звукообразование, равномерный выдох, артикуляцию, однородность звуковедения. При пении вокализов сольфеджио у ребенка вырабатывается ощущение звуковысотности, улучшаются интонационные навыки, развивается ладовое чувство. В настоящее время существует огромное количество вокализов, являющихся наследием прошлых времен наряду с вокализами написанными современными авторами. Богатство выбора предоставляет преподавателям возможность обеспечить разноплановость и мелодическое разнообразие в повседневной работе. Рекомендуемые авторы вокализов: Абт, Ваккаи, Зейдлер, Глинка, Панофка, Конконе, Вилинская, Гусева, Куницына
Одним из основных принципов подбора вокального репертуара в условиях ДМШ, по мнению автора статьи, является принцип доступности. Доступности не только по возрастным физиологически возможностям обучающегося, хотя и это немаловажно, но и с позиции его эмоционально-психологической готовности осмыслить художественно-образное содержание исполняемого произведения. Ведь без создания и передачи исполнителем художественного образа в любом музыкальном произведении, даже при технически безупречном исполнении, произведение так и останется, скучным набором верно выученных нот. Способность осознать художественную ценность произведения, замысел композитора напрямую зависит от уровня развития эмоционального интеллекта и воображения обучающегося.
Г.П. Стулова, выдающийся преподаватель современности, автор многих монографий по вокальной педагогике, рекомендует придерживаться принципа единства технического и художественного в развитии певческих навыков детей. Она считает, что это «…ведет к постепенному приобретению вокальных навыков через глубокое проникновение в содержание художественных образов вокальных произведений, что является условием адекватной эмоциональной выразительности их исполнения».
Принцип адаптивности и вариативности. Уроки сольного пения проходят в индивидуальном режиме, что позволяет применять к каждому ребенку индивидуальный подход, как в вопросе выбора технических упражнений для распевания, так и при выборе концертного репертуара. Голос каждого обучающегося – это живой музыкальный инструмент, который находится в постоянном динамическом, и эстетическом преобразовании. Качество его звучания напрямую зависит от внешних и внутренних факторов: погоды, электромагнитных бурь, гормональных изменений, эмоционального фона, физического самочувствия. Важно, чтобы преподаватель обладал необходимым набором компетенций, и четко представлял себе курс на развитие голосовых возможностей ребенка. Следует понимать и учитывать возрастную физиологию: в 8-11 лет организм юного певца еще не сформирован окончательно. Дети этого возраста имеют маленький объем легких, малую величину резонаторных полостей, и краевой механизм смыкания голосовых складок, что в совокупности ограничивает голосовые динамические и тембральные возможности детей. Не следует требовать при исполнении произведений вокальных приемов, свойственных взрослым голосам, прошедших через мутационный период. Но значит ли это, что дети не могут петь произведения, включенные в хрестоматии вокально-педагогического репертуара для средних и высших учебных заведенияй? Нет, не значит! Петь эту музыку детям можно и нужно, но адаптивно их голосовым возможностям! Достаточно, если ребенок исполнит романс или песню эмоционально-выразительно, светлым и полетным, интонационно-чистым фальцетным голосом, без искусственно созданного вибрато. Преподавателям не стоит пренебрегать анализом тесситурных условий выбираемой программы, и при необходимости следует переносить романсы и песни в другую тональность, в которой голос будет звучать естественно и удобно. Транспонирование романсов и песен допустимы, и позволяют разнообразить репертуар. Важно, чтобы исполняемая программа нравилась обучающемуся, тогда это способствует быстрому запоминанию, легче «впевается» и приносит радость от процесса обучения.
Наряду с вышеуказанными правилами подбора репертуара для детей можно отметить еще два. Это принцип поэтапного освоения технических и художественных задач (от простого к сложному) и принцип «забегания вперед». Данные принципы не исключают друг друга, а напротив органично сочетаются в практической работе многихх преподавателей- вокалистов. Так, в одной осваиваемой программе концертно-учебного репертуара, состоящей из 2-3 произведений уровня сложности, характерного для данного года обучения может быть 1-2 произведения следующей ступени (уровня) сложности. Эти произведения могут быть пройдены в классе, ознакомительно. В процессе работы над ними, определяется круг методических и технических задач, которые необходимо решить, т.е. происходит своеобразная диагностика состояния вокального аппарата и определяются технологические трудности и способы их решения на данном этапе работы. После решения вокально-технических задач, через некоторое время можно вернуться к дальнейшей работе над произведениями, и при условии успешного освоения, включить их в концертно-конкурсный репертуар. Кроме того, принцип «забегания вперед» позволяет подогревать исполнительский интерес к новой музыке и увеличивает мотивацию к обучению в целом.
Выбор репертуара в классе академического вокала – одна из основных методических задач в процессе обучения. Знание преподавателем выбранной музыки, ее стилистических, технических и художественно-образных особенностей является необходимым условием для успешного развития певческих компетенций обучающегося. Красивый, доступный для исполнения и понимания репертуар – залог успешного освоения программы. А успешное освоение – стимул для уверенного концертного исполнения, способствующего развитию творческой личности с богатым музыкальным кругозором.
Литература:
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
2. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению / Г.П. Стулова. – Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2022. – 216 с.