Принципы звуковой терапии и её применение в работе с детьми с речевыми нарушениями | Гиренко Ирина Викторовна. Работа №349753
Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы звуковой терапии и её роль в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Представлены методы и техники звуковой терапии, которые можно применять в рамках музыкальных занятий в детском саду. Описаны основные преимущества использования звуковых упражнений и музыкотерапии, способствующих улучшению речевого развития и эмоциональной стабильности детей с речевыми затруднениями. Статья включает практические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей.
Ключевые слова: звуковая терапия, речевые нарушения, музыкальная терапия, дошкольное образование, музыкальные занятия, развитие речи.
ПРИНЦИПЫ ЗВУКОВОЙ ТЕРАПИИ И ЕЁ ПРИМЕНЕНИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Гиренко Ирина Викторовна, музыкальный руководитель
МБДОУ Детский сад "Алёнка", Республика Хакасия, г. Абакан
Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы звуковой терапии и её роль в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Представлены методы и техники звуковой терапии, которые можно применять в рамках музыкальных занятий в детском саду. Описаны основные преимущества использования звуковых упражнений и музыкотерапии, способствующих улучшению речевого развития и эмоциональной стабильности детей с речевыми затруднениями. Статья включает практические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей.
Ключевые слова: звуковая терапия, речевые нарушения, музыкальная терапия, дошкольное образование, музыкальные занятия, развитие речи.
Речевые нарушения у детей дошкольного возраста встречаются все чаще, и современный подход к коррекционной педагогике включает разнообразные методики, в том числе и звуковую терапию. Этот метод, основанный на использовании звуковых вибраций и музыкальных упражнений, помогает улучшить речевые навыки, снижает тревожность и способствует общему развитию ребёнка. Применение звуковой терапии на музыкальных занятиях в детском саду имеет множество преимуществ, среди которых улучшение артикуляции, дыхания и ритмического восприятия.
Основные принципы звуковой терапии
Звуковая терапия — это направление, основанное на использовании звуковых вибраций для воздействия на организм и психоэмоциональное состояние. Принципы звуковой терапии включают:
Ритмическое воздействие — основано на повторяющихся звуках, которые помогают улучшить восприятие ритма, что положительно влияет на развитие речи.
Гармонизация эмоционального состояния — мягкие звуки, такие как звуки природы или колокольчиков, способствуют снижению уровня тревожности и расслаблению.
Работа с вибрациями — использование низкочастотных звуковых вибраций, которые создают ощущение вибрации, помогает развивать внутреннее восприятие и координацию движений.
Резонансное воздействие — звучание определённых инструментов помогает улучшить звуковое восприятие и восприятие речи, создавая резонанс в организме ребёнка и усиливая слуховое восприятие.
Методы звуковой терапии для работы с детьми с речевыми нарушениями
1. Музыкально-ритмические упражнения
Музыкальные и ритмические упражнения способствуют улучшению артикуляции и ритма речи, что является важным компонентом в процессе коррекции речевых нарушений. Использование таких упражнений помогает развивать слуховое восприятие и навыки самоконтроля.
Упражнение «Эхо»: педагог произносит определённые ритмичные слова или слоги, а дети повторяют за ним. Это упражнение развивает фонематическое восприятие и внимание к звукам речи.
Звуковая гимнастика: дети произносят ритмичные звуки и слоги, синхронизируя их с движениями, например, хлопками или топотанием. Это помогает улучшить артикуляцию и координацию.
2. Использование музыкальных инструментов
Звуки музыкальных инструментов, таких как барабаны, колокольчики, металлофоны, создают вибрации, которые положительно влияют на восприятие звуков и речевое развитие. Инструменты можно использовать в индивидуальных и групповых занятиях:
Игра с колокольчиками: мягкие, приятные звуки колокольчиков помогают детям расслабиться, снимают зажатость и способствуют улучшению звукового восприятия.
Ритмические упражнения на барабанах: дети повторяют за педагогом простые ритмы. Это помогает развивать чувство ритма и формировать навыки звукового самоконтроля, что положительно влияет на речевую активность.
3. Терапия голосом
Голосовая терапия помогает детям научиться правильно контролировать силу и высоту голоса, что особенно полезно при работе с детьми с заиканием или другими нарушениями речи. С помощью упражнений на произношение звуков и слогов дети учатся управлять своим голосом, контролировать дыхание и развивать артикуляционный аппарат.
Упражнение «Гудение»: дети на выдохе произносят гласные звуки, такие как «о» или «у». Это помогает детям освоить длинный выдох и поддерживать голосовой резонанс.
Простые вокализации: педагоги поют с детьми простые мелодии, подчеркивая длинные и короткие звуки, что помогает развитию ритмичного и интонационного восприятия.
4. Медитативные звуки природы
Звуки природы — это мощное средство для снятия напряжения и улучшения эмоционального состояния. На занятиях можно использовать записи, например, пение птиц, шум леса, морских волн, что способствует снятию внутренней зажатости и помогает детям раскрепоститься.
Звуковые релаксации: в ходе таких занятий дети слушают звуки природы, закрыв глаза, и пытаются представить себя в природе. Это создает спокойную обстановку, снимает тревожность и помогает детям настроиться на работу с речевыми звуками.
5. Технология виброакустического воздействия
Применение технологии виброакустики основывается на создании вибрационных звуковых волн, воздействующих на тело ребёнка. Данный метод направлен на улучшение звукового восприятия, контроля над дыханием и расслабление. Дети сидят на мягких вибрирующих подушках или ковриках, что позволяет создать ощущение резонанса звуковых волн, которые способствуют расслаблению и снимают речевую зажатость.
Преимущества звуковой терапии при работе с речевыми нарушениями
Улучшение речевого восприятия: звуковые упражнения развивают внимание к звукам, что помогает детям лучше различать звуки речи и укреплять фонематический слух.
Снижение уровня тревожности: звуки природы и медитативные музыкальные композиции помогают детям расслабиться, что является важным фактором при коррекции речевых нарушений.
Развитие координации речи и движений: ритмические упражнения развивают синхронность движений и речи, что особенно важно при работе с детьми с заиканием.
Улучшение интонации и артикуляции: музыкальные упражнения позволяют детям развивать интонационное и ритмическое восприятие, помогают в освоении артикуляционных движений, необходимых для правильного произношения.
Рекомендации для музыкальных руководителей
Внедрение звуковых упражнений на регулярной основе: проводить звуковую терапию лучше всего несколько раз в неделю, чтобы сформировать у детей привычку к восприятию звуков и научить их расслабляться.
Комплексный подход: звуковую терапию полезно сочетать с другими методами коррекции речи, такими как логопедические упражнения и дыхательная гимнастика.
Создание комфортной атмосферы: использовать успокаивающую музыку и звуки природы, чтобы настроить детей на занятия, снять напряжение и уменьшить тревожность.
Звуковая терапия — это эффективный метод работы с детьми с речевыми нарушениями, который может активно использоваться музыкальными руководителями в детских садах. Этот метод помогает детям развивать навыки речевого восприятия, улучшает координацию и формирует у них устойчивую эмоциональную стабильность. Применение звуковой терапии на музыкальных занятиях обогащает образовательный процесс, делая его интересным и полезным для детей с особыми потребностями.
Список литературы
Белоусова М. А. Певческие навыки и здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ // Вестник магистратуры. 2022. №9 (132). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pevcheskie-navyki-i-zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-rabote-muzykalnogo-rukovoditelya-dou
Белоусова М. А. Цели, формы и современные технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ // Вестник магистратуры. 2017. №12-1 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tseli-formy-i-sovremennye-tehnologii-muzykalno-ozdorovitelnoy-raboty-muzykalnogo-rukovoditelya-s-detmi-v-dou
Иващенко Н. С. Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста // Вестник науки. 2024. №1 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-zvukovoy-kultury-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta
Трешина Елена Николаевна Развитие речи младшего дошкольника средствами театрализованной деятельности // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-mladshego-doshkolnika-sredstvami-teatralizovannoy-deyatelnosti