Приобщение детей дошкольного возраста к культуре речи. | Куприянова Мария Витальевна. Работа №304173
Сложно переоценить значение литературы в жизни ребенка. Посредством чтения формируются познания об окружающем мире, своей роли в жизни семьи и обществе. Художественное слово участвует в воспитании чувств, развитии воображения, улучшается и расширяется словарный запас маленького человека, формируется правильная, грамотная речь. Но иногда поспешность в попытках заставить ребенка читать приводит к обратному результату – отказу от книги. Так как же правильно преподнести дошкольнику мысль о необходимости чтения?
Автор статьи: Куприянова Мария Витальевна, воспитатель
МБДОУ «ЦРР д/с «Радуга», Новоусманского района, Воронежской области, 8-951-55-66-943.
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре речи.
Необходимо, чтобы предмет непосредственно
отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах
учителя и под его руководством ощущения дитяти
превращались в понятия, из понятий составлялась
мысль и мысль облекалась в слово”.
(К.Д. Ушинский)
Сложно переоценить значение литературы в жизни ребенка. Посредством чтения формируются познания об окружающем мире, своей роли в жизни семьи и обществе. Художественное слово участвует в воспитании чувств, развитии воображения, улучшается и расширяется словарный запас маленького человека, формируется правильная, грамотная речь. Но иногда поспешность в попытках заставить ребенка читать приводит к обратному результату – отказу от книги. Так как же правильно преподнести дошкольнику мысль о необходимости чтения? Одним из факторов приобщения ребенка к чтению является правильный выбор литературы. Книги для малышей подразумевают наличие малого объема текста и большого количества цветных иллюстраций. Уместны здесь будут потешки, русские народные сказки, содержащие повторы, которые малышами усваиваются гораздо лучше, чем непрерывный текст, колыбельные. Не стоит спешить обучать детей чтению. Ребенок должен быть в этом заинтересован. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей. При неумелом подходе она способна нанести вред, выработается стойкое отвращение к изучаемому предмету. Ребенок в первую очередь стремится копировать поведение взрослого, если дома он никогда не видит читающими маму или папу, то автоматически возникает сомнение в важности и необходимости чтения. Если педагог дошкольного учреждения систематически не напоминает о бережном отношении к книге, о том, что книга является лучшим источником знания, воспитанник не сможет догадаться об этом сам. Выбирая произведения для деток старшего возраста, следует очень внимательно подходить к содержанию книги. Целью и задачей любого педагога является воспитание личности. Чтение учит человека сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ребенок на дошкольном этапе развития более является слушателем, чем читателем. Педагог должен доносить произведение не монотонным набором слов, а вкладывать эмоциональную окраску в читаемое, быть немного творцом и актером. Обязательным этапом является обсуждение прочитанного. Дошкольнику обязательно надо предоставлять возможность выразить своё мнение по поводу текста книги, привести примеры из своей жизни, представить вместе с воспитателем, как бы эта ситуация могла развиваться в наши дни. Воображение и речь детей тренируется неустанно в процессе обсуждения понравившейся книги. Ушинский считал, что «Умение читать» - процесс сложный, но в нем можно выделить два ведущих начала, тесно связанных между собой, - «механизм чтения» и «понимание смысла читаемого». Последнее является ведущим началом, определяющим результативность и качество чтения. Любовь к книге остается с человеком навсегда. Очень важно в детском саду иметь красивый и интересный книжный уголок — он будет вызывать у ребенка наибольшую любознательность в виде информационного центра. Для ребенка это такое место, где он сам может выбрать понравившуюся ему книгу, посмотреть ее и «перечитать». Желательно такую же полочку создать и в домашней среде ребенка. Книги должны быть в зоне доступа, располагаться в определенном порядке. Очень важно в таком «Уголке» не смешивать сферы деятельности: на книжной полке не должно быть игрушек, карандашей, кукольных домиков, ничего того, что бы отвлекало от книги и мешало её правильному восприятию. Старшему дошкольнику следует дать представление о «доме» книг – библиотеке, объяснить, что литература с самых ранних веков истории развития человека была и остается ценностью, которую стараются сберечь и передать будущим поколениям. То, что будет заложено в маленького человека в дошкольном возрасте, останется с ним на всю жизнь. Задача взрослого человека мягко, своим примером ввести ребенка в мир книги, подбирать литературные произведения с учетом возраста малыша, быть талантливым чтецом, воспитывать и развивать бережное отношение к литературе, формировать интерес и любознательность посредством обсуждения прочитанного. Все эти нехитрые приемы приведут к положительному результату – ребенок сам и с удовольствием начнет читать. Закончить хочется словами В.А. Сухомлинского: «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
1. Калинина, Т. В., Уривская, Н. С. Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка /Т.В.Калинина, Н.С.Уривская // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 607-609.
2. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания /под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. — М.: Педагогика, 1979.
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений . -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.,2018.
5. Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 2020.