Приобщение детей к культуре "Народного календаря" | Елена Борисовна Борисова. Работа №291393
Автор: Елена Борисовна Борисова
Знакомство детей с историей культуры русского народа: бытом, традициями, днями народного календаря. Приобщение детей к народной культуре через знакомство с предметами быта старины. Развитие творческого воображения дошкольника, образной речи, нравственных качеств. Воспитание интереса к русским народным сказкам, уважительного отношения к русской культуре. Театральная деятельность, одна из самых понятных младшим дошкольникам, представлена в конспекте. Была прекрасно принята детьми и обыгрывалась ими впоследствии.
МКДОУ «Детский сад № 13 г. Киренска»
Конспект мероприятия во второй младшей группе
Театрализованное представление «На полатях»
(коммуникация, социализация, развитие речи)
Воспитатель: Борисова Е.Б.
Цель: Познакомить детей с днем народного календаря – «Прокопов день»
Образовательная задача: Знакомить детей с историей русского народа: бытом, традициями, днями
народного календаря. Приобщать детей к народной культуре через
знакомство с предметами быта старины.
Развивающая задача: Развивать творческое воображение, образную речь, нравственные качества
личности дошкольника.
Воспитательная задача: Воспитывать интерес к русским народным сказкам, уважительное отношение
к русской культуре.
Предварительная работа:
Знакомство с днями народного календаря согласно перспективному плану ДОУ
Экскурсия в музей ДОУ «Русская изба»
Объяснение незнакомых старинных слов: «Прокопов день»,
«на
полатях
»,
«вехи ставить», «рукодельничать», «
санничать
».
Знакомство с предметами быта старины, способные издавать музыкальные звуки (
стеклянные бутылки,
стиральная доска, сито, деревянные ложки, свистульки
, трещотка
)
Разучивание песни «
Ладушки»
, русской народной игры «Дедушка Рожок»,
танец «Поссоримся - помиримся»
Знакомство с оперой – сказкой «Колобок»
Игра на самодельных народных
инструментах
(ложках)
Материалы и оборудование:
Костюмы б
абушки и дедушки в виде
ростовы
х кукол
.
Куклы для театра: 1.
Колобок (сито в платочке)
2. Волк (веник с прищепками – зубами)
3. Медведь (корзина с ложками – ушами)
4. Лиса (разделочная доска, деревянная лопатка)
3. Инструменты для бабушки:
1. Бутылки с водой, стеклянная палочка 5. Стиральная доска, палочка
2. 2 Свистульки 6. Деревянные ложки
3. Трещотка 7. Велосипедный насос
4. Резиновая груша с водой и металлическое ведро
4. Инструменты для детей: деревянные ложки
Ход действия:
Приглашаю детей пройти в музей детского сада. Рассматриваем предметы старинной посуды (деревянной, глиняной, металлической).
Переходим в музыкальный зал. Звучит спокойная русская народная музыка. На лавке спит дедушка. Бабушка пьет чай из самовара.
Бабушка: Здравствуйте, ребятушки! Вы в гости к нам с дедушкой пришли? А он спит, ничего не
слышит. Может быть, вы песенку споете, разбудите моего старичка.
Песня «Ладушки, ладушки»
Дедушка поворачивается на другой бок, храпит.
Бабушка: Ничего не слышит! Надо видно покричать, пошуметь. Может, тогда дедушка проснется.
Русская народная игра «Дедушка Рожок»
Дети: (подходят к дедушке) По божьей росе, По поповой полосе,
Там шишки, орешки, Медок, сахарок.
Просыпайся, дед Рожок!
Ах, ты, дедушка Рожок. На плече дыру прожег!
Дедушка: Кто меня боится?
Дети: Никто
Разбегаются дети. Дедушка их догоняет. Дети садятся на стульчики
Бабушка: Проснулся, старый? Давай-ка расскажи детям сказку. Ведь сегодня Прокопов день. На него
завсегда сказки рассказывали ребятишкам, пока взрослые рукодельничали. А детишки на
полатях лежали, да слушали, никому не мешали.
Ведущий: Обычно к этому дню уже выпадало много снега, к деревням было не подобраться. Поэтому на
Прокопия выходили мужики на улицу и начинали дороги расчищать, вехи ставить, чтоб не
заблудиться. Еще дедушки делали сани новые и чинили старые, это называлось –
«санничать». Дети в Прокопов день на улице играли в снежки, катались с гор. Вечером,
нагулявшись, загадывали загадки про зимние забавы. Например, про катание с гор: «Под
гору — коняшка, а в гору — деревяшка.
Бабушка: Вот и ты деткам сказку сказывай
Дедушка: А какую сказку сказывать, показывать?
Бабушка: Давай я про нее загадку загадаю.
Румяный круглый паренек
Сбежал из дома на денек.
С веселой песенкой бродил
И все напасти обходил.
До той поры пока в лесу
Не встретил хитрую лису.
Ведущий: Дедушка и бабушка, как вы хотите сказку показывать, у вас ведь кукол нет.
Бабушка: Твоя правда, нет. Но мы их сами сделаем из того, что в доме найдем. Неси, дед, веник. Это
будет волк. Приглашает ребенка помочь прикрепить зубы – прищепки.
Дедушка: Вот корзина, на медведя похожа. Приглашает ребенка прикрепить ложки – уши.
Бабушка: Колобок круглый, на него сито похоже. Кто мне его найдет?
Вместе с ребенком завязывает на сито платок.
Дедушка и бабушка инсценируют сказку «Колобок». Ведущий подает предметы-заместители, игрой на которых сопровождается действие.
Дедушка: У леса на опушке, в маленькой избушке.
Жили – были старик со старухой.
Ведущий: Ранее утро, все спят. Вдруг из-за леса показалось сонное зимнее солнышко.
(Бабушка играет палочкой на бутылках с водой)
Ведущий: Зачирикали воробьи. Холодно им бедненьким.
(Бабушка играет на свистульках)
Ведущий: Застучала клювом ворона в окошко: «Просыпайтесь, дедушка и бабушка. Выносите птицам
крошек хлебных»
(Бабушка играет на ложках)
Ведущий: Бабушка проснулась, обрядилась, поставила самовар на стол.
(Ведущий медленно играет на трещотке)
Ведущий: А дед на печке спит, похрапывает.
(Бабушка качает насос)
Ведущий: Вот он и проснулся
Звучит опера – сказка М. Лазарева «Колобок»
Далее бабушка и дедушка показывают сказку, действуя предметами – заместителями.
Дед: Испеки мне бабка, колобок.
Испеки, румяненький бок.
Бабка: По сусекам поскребла, по амбару помела.
Тесто замесила, колобок слепила
В печку посадила.
Ведущий: А пока колобок пекся, бабка пошла корову доить.
(Бабушка выливает из груши в металлическое ведро воду)
Ведущий: Дед пошел в конюшню, коня подковать.
(Дедушка ударяет ложками)
Дед: Не пора ли нам старуха колобок из печи тащить?
Баба: Ой, горит, горит, горит!
(Бабушка достает колобок).
Дед, баба: Славное печенье.
Колобочек – загляденье.
Прежде надо остудить,
На стол положить.
(Кладут на стол, сами садятся на лавочку)
Дедушка: А колобок полежал, полежал, да и покатился. Катиться, катиться, а навстречу ему медведь
(Ведущий играет на трещотке)
Медведь: Колобок, колобок, я тебя сьем!
Колобок: Как это съешь? Погоди меня ты кушать. Ты почисти лучше уши! (Убегает)
Дедушка: Катиться колобок, а навстречу ему волк.
(Ведущий играет палочкой по стиральной доска)
Волк: Колобок, колобок, куда ты катишься?
Колобок: На мир посмотреть, да себя показать! (Убегает)
Дедушка: Катится колобок, а навстречу ему лиса
(Ведущий играет негромко на свистульке)
Лиса: Объявляю всем, всем, всем: Колобка сейчас я съем!
Колобок: Да куда тебе! (Убегает)
Дедушка: Прикатился колобок на полянку и говорит
Колобок: Ну почему я такой несчастный. Все хотят меня съесть (Плачет)
Дед, баба: Где ты, где ты, колобок?
Заблудился наш дружок!
Приглашаем к себе жить!
Будем мы с тобой дружить!
Колобок: Я на вас не обижаюсь. Поплясать всех приглашаю.
Танец «Поссоримся – помиримся». Дети встают парами по залу.
Дедушка: Тут и сказке конец,
А кто слушал - молодец.
Для каждого удальца
Инструмент принес вам я –
Они под стульями лежат
С вами поиграть хотят.
Дети сопровождают игрой на музыкальных инструментах плясовую мелодию. Выходят в круг.
Ведущий: Спасибо вам, бабушка и дедушка, за то, что повеселили нас в Прокопов день. А старинные
предметы из сказки можно в нашем музее оставим.
Все уходят с детьми в музей.