Приобщение детей к природе в детском саду посредством наблюдений | Безверхая Юлия Андреевна . Работа №338320. Номер работы: №338320
Аннотация. Статья посвящена важности приобщения детей к наблюдениям за природой, подчеркивая многогранное влияние этого процесса на все сферы развития ребенка: физическую, когнитивную, эмоциональную и социальную. В статье также даются практические рекомендации по организации наблюдений в детском саду, включая выбор места, обеспечение детей инструментами, использование разнообразных материалов, а также выделение времени для наблюдений.
Ключевые слова: наблюдения в природе, дошкольники, физическое развитие, когнитивное развитие, эмоциональное развитие, социальное развитие.
Природа играет важную роль в развитии детей, поэтому очень важно приобщать их к наблюдениям за окружающим миром.
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ В ДЕТСКОМ САДУ ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЙ
Безверхая Юлия Андреевна, воспитатель
ГБУ ДОО ЗО «Великобелозерский Детский Сад № 3 «Колокольчик» Каменско-Днепровский р-н
Аннотация. Статья посвящена важности приобщения детей к наблюдениям за природой, подчеркивая многогранное влияние этого процесса на все сферы развития ребенка: физическую, когнитивную, эмоциональную и социальную. В статье также даются практические рекомендации по организации наблюдений в детском саду, включая выбор места, обеспечение детей инструментами, использование разнообразных материалов, а также выделение времени для наблюдений.
Ключевые слова: наблюдения в природе, дошкольники, физическое развитие, когнитивное развитие, эмоциональное развитие, социальное развитие.
Природа играет важную роль в развитии детей, поэтому очень важно приобщать их к наблюдениям за окружающим миром. Наблюдения в природе помогают детям развить свои навыки во всех областях развития – физической, когнитивной, эмоциональной и социальной.
Во-первых, приобщение детей к наблюдениям в природе способствует их физическому развитию. Проведение времени на улице, активные игры на свежем воздухе и наблюдения за живыми существами помогают детям развить свои двигательные навыки, координацию и гибкость. Они начинают более уверенно ходить, бегать, прыгать и лазить, а также улучшают свою моторику и силу. Наблюдения за живыми существами в природе позволяют детям изучать их движения, поведение и адаптироваться к различным условиям.
Во-вторых, наблюдения в природе способствуют когнитивному развитию детей. Посредством приобщения к наблюдениям, дети могут изучать различные явления, процессы и взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средой. Они развивают способность анализировать и синтезировать информацию, формулировать гипотезы и выводы. Вместе с тем, наблюдения стимулируют детское любопытство и интерес к прекрасному и неизведанному, что важно для их интеллектуального развития.
В-третьих, наблюдения в природе оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Общение с природой способствует укреплению его эмоциональной стабильности, уравновешенности и удовлетворенности. Природа, со своими красками, звуками и запахами, вызывает положительные эмоции и помогает справиться с негативными эмоциями и стрессом. Наблюдение за животными и растениями учит детей заботиться о других живых существах и развивать эмпатию и ответственность.
Наконец, приобщение детей к наблюдениям за природой способствует их социальному развитию. Дети могут наблюдать природу вместе с другими детьми и взрослыми, что способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в группе и решать конфликты. В таких ситуациях дети учатся слушать других, выражать свои мысли и находить компромиссы.
Организационные аспекты проведения наблюдений в детском саду играют важную роль в приобщении детей к природе. Они помогают создать благоприятную среду для наблюдения за окружающим миром, развивают детскую познавательную активность и способствуют формированию у детей уважительного отношения к природе.
Первым этапом организации наблюдений является выбор места для наблюдений. Детский сад должен обладать благоустроенной территорией с разнообразными природными объектами: деревьями, цветами, кустарниками, газонами и т.д. Наличие таких объектов позволит детям наблюдать различные явления природы и открыть для себя новые аспекты окружающего мира.
Важно также обеспечить детей необходимыми наблюдательными инструментами, такими как бинокль, лупа, микроскоп и другие. Они помогут увеличить детальность наблюдения и сделают этот процесс интересным и увлекательным. Воспитатели должны быть готовы организовать рабочие места для детей, где они смогут спокойно и комфортно наблюдать природные явления. Сюда входят столы, стулья, коврики, подушки и другие материалы, создающие уютную атмосферу.
Разнообразие наблюдательных материалов является одним из ключевых элементов успешной организации наблюдений. Воспитатели должны иметь в своем распоряжении различные ресурсы: книги о растениях и животных, плакаты, картинки, записи звуков природы и т.д. Эти материалы могут использоваться для расширения знаний детей о природе и стимулирования их интереса к наблюдениям.
Кроме того, важно предусмотреть отведенное время для наблюдений. Лучше всего проводить наблюдения на свежем воздухе, когда погода позволяет. Вместе с тем, детский сад должен иметь специальные площадки или комнаты для наблюдений в случае непогоды, чтобы дети могли продолжить изучение природы в комфортных условиях.
Наконец, организация наблюдений должна включать в себя участие всего педагогического коллектива. Воспитатели должны обладать необходимыми знаниями о природе и уметь задавать разнообразные вопросы, чтобы стимулировать детей к активному наблюдению. Вместе с тем, воспитатели должны быть готовы ответить на вопросы детей, рассказать им интересные факты о животных и растениях и развивать их познавательные навыки.
Далее рассмотрим практические примеры проведения наблюдений с детьми в детском саду.
Один из способов проведения наблюдений – изучение растительного мира. Для этого можно организовать эксперименты с выращиванием растений. Дети сами сеют семена, поливают их, следят за их ростом и развитием. В процессе наблюдения дети становятся свидетелями того, как из маленькой семечки вырастает красивый цветок или овощная растение. Они узнают о процессе ботанического размножения и о важности солнечного света и воды для роста растений.
Кроме того, можно организовать наблюдения за дикими животными, птицами и насекомыми. Например, можно создать кормушку для птиц и установить ее на территории детского сада. Дети смогут наблюдать за разными видами птиц, которые приходят принимать пищу. Они могут обсуждать, какие виды птиц они видели, какие похожи друг на друга, а какие разные. Такие наблюдения развивают у детей интерес к животному миру и позволяют изучить некоторые его аспекты.
Также, можно организовать наблюдения за облачностью и осадками. Дети могут каждый день рисовать картинки с изображением облаков и погоды. Потом они могут обсудить, какая погода была вчера и сегодня, и почему. Проведение таких наблюдений помогает детям узнавать о различных явлениях погоды и осознавать их связь с природой.
Наблюдения с детьми могут быть проведены и за маленькими насекомыми. Возьмите с собой небольшую лупу и позвольте детям исследовать мир насекомых. Они могут рассматривать их цвета, формы и поведение. Обсуждая всё это, дети начинают понимать, какие насекомые полезны, а какие могут быть вредными для растений и людей.
Таким образом, приобщение детей к природе через наблюдения в детском саду дает им возможность развивать полезные навыки и знания. Они узнают о биологическом разнообразии, понимают природные процессы и учатся быть внимательными и уважительными к окружающему миру. Поэтому, использование наблюдений в природе в детском саду является эффективным способом воспитания и обучения детей.
Список литературы
1. Беседина, А. Ф. Учите детей любить природу / А. Ф. Беседина. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 25-27.
2. Токарев А. А., Иванова В. В., Сидорова А. В. Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 376-377.
3. Шаталова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 101-103.