Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры | Караваева Серафима Дмитриевна. Работа №360989
Приобщение детей к народной культуре требует создания особой среды. Окружение ребенка предметами русского народного быта – ключ к формированию чувства принадлежности к своему народу с самых ранних лет. Это не просто декорации, а живая история, осязаемая и понятная малышу. Эффективность процесса достигается через интеграцию фольклора в образовательный процесс: на занятиях, в режимных моментах – песни, потешки, поговорки естественно вплетаются в повседневную жизнь ребёнка. Знакомство с народными игрушками, изделиями народных промыслов, погружение в мир народного театра и участие в традиционных праздниках и развлечениях — всё это создаёт яркую, эмоционально насыщенную картину русской культуры, способствуя глубокому и долговременному усвоению ценностей народной традиции.
Караваева Серафима Дмитриевна
Воспитатель
МБДОУ ЦРР-ДС Сказка
Аннотация: Приобщение детей к народной культуре требует создания особой среды. Окружение ребенка предметами русского народного быта – ключ к формированию чувства принадлежности к своему народу с самых ранних лет. Это не просто декорации, а живая история, осязаемая и понятная малышу. Эффективность процесса достигается через интеграцию фольклора в образовательный процесс: на занятиях, в режимных моментах – песни, потешки, поговорки естественно вплетаются в повседневную жизнь ребёнка. Знакомство с народными игрушками, изделиями народных промыслов, погружение в мир народного театра и участие в традиционных праздниках и развлечениях — всё это создаёт яркую, эмоционально насыщенную картину русской культуры, способствуя глубокому и долговременному усвоению ценностей народной традиции.
Ключевыеслова: Приобщение к культуре, Младший дошкольный возраст (3-4 года), Русская народная культура, Фольклор, Народные игры, Народные песни, Народные промыслы, Традиции, Обычаи, Эстетическое воспитание, Нравственное воспитание, Патриотическое воспитание, Развивающая среда, Игровая деятельность, Познавательная деятельность, Продуктивная деятельность, Музыкальная деятельность, Воспитание, Развитие, Дошкольное образование, Этнопедагогика.
Последние десять лет ознаменовались всплеском национального самосознания как в России, так и во многих других странах. Это связано с необходимостью восстановления этнической идентичности, во многом утраченной в конце XX века. Наше общество буквально насыщено иностранными элементами – от быта до телевидения и музыки. Это привело к обесцениванию традиционных ценностей, ослаблению патриотизма и гуманизма, утрате идеалов трудолюбия и защиты Отечества. Забыты семейные традиции, обычаи, уважение к старшим.
Дети, подростки и молодежь наиболее уязвимы перед этим негативным влиянием из-за ещё не сформировавшегося мировоззрения. Дошкольный возраст особенно важен, так как в это время формируются ценностные ориентиры, определяющие будущие поступки. Исследования (В.В. Абраменко, М.В. Осорина и др.) показывают, что современная культура уже в дошкольном возрасте искажает ценностные представления. Как же противостоять этому, как воспитателям способствовать укреплению национального самосознания и возрождению утраченных ценностей?
Знакомство с традициями и обычаями русского народа – один из ключевых путей. Оно воспитывает любовь к истории и культуре, сохраняя связь с прошлым. Погружение в народное творчество и фольклор находит отклик в детских сердцах, способствует эстетическому развитию, раскрытию творческих способностей и формированию духовной культуры. Приобщение к народной культуре должно начинаться с раннего детства, когда впечатления особенно ярки и дети открыты новому.
Что же такое народная культура? Существуют сотни определений культуры – от простых словарных до сложных научных. Чаще всего культуру понимают как совокупность достижений общества в материальном и духовном развитии. Но это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности человека, изменяющий и его самого, и окружающий мир. Культура – непрерывный творческий акт, способ существования человечества.
Народная культура – многогранный феномен. Это не просто мир предметов и обычаев, а мир вневременных идей, формирующих мировоззрение и миропонимание, ключевым элементом которого является духовность.
Аксиологическая функция культуры формирует систему ценностей личности и общества, утверждая гуманистические идеалы. Эта функция – не просто одна из многих, а интегрирующая, объединяющая все остальные [4].
Лев Толстой и Константин Ушинский подчеркивали важность народной культуры для нравственного и духовного развития. Ушинский, развивая идеи Толстого, считал, что у каждого великого народа своя уникальная система воспитания, основанная на национальных идеалах, присущих только ему. Понимание национальной культуры возможно только через обращение к истории, к наследию духовных ценностей. Возвращение к истокам этнических культур, изучение самобытности каждого народа и внедрение в педагогическую практику национального опыта важно для противодействия культурной ассимиляции [5].
Дети 3-4 лет постепенно выходят за пределы семьи, их общение выходит за рамки непосредственной ситуации. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и представителем общества. Желание подражать взрослому и ограниченные возможности приводят к развитию игровой деятельности как ведущей в этом возрасте. Игра характеризуется условностью: одни действия и предметы символизируют другие. Игры малышей этого возраста чаще всего связаны с манипуляциями игрушками и предметами-заместителями, просты по сюжету и кратковременны, игры с правилами только начинают формироваться [3].
В возрасте 3-4 лет ведущей деятельностью становится игра, постепенно переходящая от манипулятивной к ролевой. Познавательные процессы в основном опираются на восприятие. Внимательность детей ещё невысока, словесные инструкции часто требуют повторения. Внимание преимущественно непроизвольное, его устойчивость зависит от увлекательности деятельности. Память также непроизвольна, преобладает узнавание над воспроизведением. Объём запоминания зависит от смысловой связи информации. В начале года ребёнок запоминает 2 объекта, к концу – до 4, лучше всего запоминая то, что вызывает эмоциональный отклик или многократно повторяется. Двигательная память хорошо развита.
Воображение развито слабо. Дети легко включаются в игру с замещением предметов, но самостоятельное творческое воображение только начинает формироваться.
К концу младшего дошкольного возраста усиливается потребность в познавательном общении, проявляющаяся в большом количестве вопросов. Формирование самосознания и осознания собственного Я стимулирует развитие личности.
В познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста эффективно использовать продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация) и приобщение к истокам русской народной культуры. Фольклорное знакомство должно включать различные жанры устного народного творчества: сказки, пословицы, поговорки, загадки, считалки.
Музыкальная деятельность предполагает пение народных песен, прослушивание народной музыки, подвижные игры с музыкальным сопровождением, музыкальную гимнастику, участие в народных праздниках, театрализацию сказок. Познавательная деятельность может включать знакомство с родным краем и его жителями, их традициями с помощью экскурсий, посещения музеев, просмотра видеоматериалов, бесед с мастерами, рассматривания иллюстраций и фотографий.
Список использованной литературы
1.Гаранина Н. К.Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства (в условиях музея дошкольного учреждения): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: специальность 13.00.02 /Теория и методика обучения и воспитания по областям и уровням образования/> / Гаранина Наталия Константиновна; [Ин-т художеств.образования РАО]. - Москва: 2010. - 21 с.: ил.; 21 см.
2. Королёва Е.В.О необходимости приобщения детей к русской народной культуре. Интернет журнал Мистер Вульф.http://www.mrwolf.ru/Nauka_i_obrazovanie/Pro4ee/10708 08.09. 19.17
3. Купецкова Е. Ф. Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития // Управление ДОУ. – 2003. – № 4. – С. 18–24.
4. Харитонова А.А. Развитие ценностного отношения дошкольников к истории и культуре родного города // Детский сад от А до Я. – 2010. - №4.
5. Чернова Я.С. Русская народная игрушка как средство формирования нравственно-патриотического воспитания.http://do.gendocs.ru/docs/index-286254.html