Приобщение детей национальной культуре и традициям коми народа | Рочева Татьяна Семеновна. Работа №330063
Особое значение в формировании личности дошкольника имеет владение словом, постижение культуры своего народа через зык. В этом огромную помощь оказывает народный комифольклор: сказки, потешки, колыбельные песни, поговорки, стихи, загадки на коми языке. Ведь именно в них как нигде сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомясь с фольклором, дети тем самым приобщают к нравственным общечеловеческим ценностям.
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ КОМИ НАРОДА
Рочева Татьяна Семеновна
МБДОУ «Детский сад» с.Усть-Ухта
воспитатель, первая кв. кат.
Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции.
В. Чивилихин
Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов национальной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
Я, как педагог, перед собой поставила задачу - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Эта та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому человеку. Решая задачу формирования общей культуры личности, необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.
Дошкольный возраст является важным периодом в социально-нравственном становлении человека, воспитания у него национальной культуры. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.
Опыт моей работы показывает, что знакомство дошкольников с национальными традициями, культурой эффективно проводить через ознакомление с краеведческим материалом. Поэтому изучение истории в нашем дошкольном учреждении начинается со знакомства с Коми мини-музеем. Именно здесь впервые дети видят национальный костюм, старинную посуду, мебель, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. И именно в Коми избе для каждого ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. А построение диалогового взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом создаю соответствующую развивающую предметно-пространственную среду. Оформлены альбомы, уголок «Наш коми край», отличительной особенностью которых является то, что иллюстрации сопровождаются названиями на коми языке, приобщая детей к языковой культуре коми народа.
Особое значение в формировании личности дошкольника имеет владение словом, постижение культуры своего народа через язык. В этом огромную помощь оказывает народный комифольклор: сказки, потешки, колыбельные песни, поговорки, стихи, загадки на коми языке. Ведь именно в них как нигде сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомясь сфольклором, дети тем самым приобщаются к нравственным общечеловеческим ценностям.
В своей работе широко использую произведения декоративно-прикладного искусства. Особое место занимает знакомство с национальным коми узором, который отражает многие черты природы, быта, труда, образа жизни и т.д. Детей привлекает ещё и то, что его элементы имеют свои названия: следы зверей, ель, чум, олень, рога, ошейник, оленевод, компас и т.д. При этом они узнают новые слова на коми языке (кöр, кöр видзысь, сюр, чом, шондi), с удовольствием отгадывают орнаментальные загадки, составляют предложения и рассказы с помощью элементов коми орнамента.
Знакомство с коми орнаментом идёт целенаправленно, последовательно, учитывая возрастные возможности детей, степень сложности узора. Дидактические игры, основанные на коми орнаменте, помогают детям понять и почувствовать духовный мир коми умельцев, способствуют творческому подходу к любому труду. Разнообразные игровые ситуации, рассказы воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное коми искусство.
Развитию физических качеств детей способствуют подвижные детские коми игры «Пышкай», «Шыр и пелес», «Ошкысь» и др. Умело использую коми слова в игре, и это помогает усвоению и закреплению названий животных на коми языке, ведь звукоподражание и имитация движений в сочетании со словом делают чудеса. Они знакомят ребят с укладом жизни и трудовой деятельностью народа. В то же время просты по содержанию и не требуют сложных атрибутов (это деревянная палочка-хорей, мяч, платок, веночек, верёвочка-аркан, рога).
Приобщение дошкольников к национальной культуре идет и через ОО «Музыка»: использую слушание коми народной музыки, пение народных коми песен, игры на таких музыкальных инструментах как, «зиль – зёль», «шур – шар», «чипсан». Музыкальное искусство несет в себе огромные возможности для воспитания у детей любви к родному краю, селу, природе. Практика показывает, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.
Важным условием приобщения детей к национальным традициям является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Работа с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В моей работе по приобщению детей к коми культуре родители - мои самые главные союзники. Они проявляют искреннюю заинтересованность, тем самым увлекая своих детей коми культурой. Родители принимают активное участие и в подготовке костюмов, и изготовлении коми национальной одежды для кукол, и пополнении нашей «Коми керка».
Таким образом, могу с уверенностью сказать, что проводимая мною работа по воспитанию любви к национальной культуре способствует обострению внимания к духовным ценностям своего народа, интереса и уважения к его прошлому и открывает большие возможности для развития ребенка как личности, способного понимать и ценить то, что создано трудом народа.