Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Приоритеты современного образования в этнокультурном аспекте | Вакиль Вахитович Каримов. Работа №308317

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

 

Специфика государственной политики, направленной на усиление хозяйственной самостоятельности субъектов федерации, передача части функций управления на региональный и муниципальный уровни усиливает задачу сохранения и развития, как культурной самобытности регионов, так и единого культурно-образовательного пространства России. В этих условиях рождается новое понимание проблем, связанных с приобщением молодого поколения к ценностям мировой культуры и к культуре своего народа, воспитанием их в духе взаимоуважения и взаимопомощи, бережного отношения к родному языку и национальному достоянию народа, равенства и равноправия всех наций и народностей, на основе приоритета общечеловеческих ценностей.

Во ФГОС, являющихся основным механизмом реализации государственной политики в сфере образования, указывается на «необходимость сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России»

 

 

Специфика государственной политики, направленной на усиление хозяйственной самостоятельности субъектов федерации, передача части функций управления на региональный и муниципальный уровни усиливает задачу сохранения и развития, как культурной самобытности регионов, так и единого культурно-образовательного пространства России. В этих условиях рождается новое понимание проблем, связанных с приобщением молодого поколения к ценностям мировой культуры и к культуре своего народа, воспитанием их в духе взаимоуважения и взаимопомощи, бережного отношения к родному языку и национальному достоянию народа, равенства и равноправия всех наций и народностей, на основе приоритета общечеловеческих ценностей.

Во ФГОС, являющихся основным механизмом реализации государственной политики в сфере образования, указывается на «необходимость сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России»

Этнокультурное образование рассматривается как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.

Этническая культура включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа. В нее входят не только национальные образы мира, менталитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме, но и народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, а также этнические формы их бытования, сохранения и трансляции).

Этнокультурное образование обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у обучающихся этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, в профилактике межнациональных конфликтов. Такое образование формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой – сохранение культурной идентичности собственного народа.

Все человечество – каждый народ, каждое поколение, всегда находится на какой-нибудь ступени культуры, которая должна рассматриваться как наследие, оставленное предками, как результат их истории и всех воздействующих на них факторов. Состояние культуры образует то пространство, в которое вступает каждый отдельный человек, рожденный при данных обстоятельствах. Он не создает ее, а находит готовой, и она на него влияет сообразно своей сущности. Вот почему всякий человек – продукт своего времени. Всякое состояние культуры данного народа есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов, то есть мы должны поступать культуросообразно. Каждый человек должен соответствовать своему времени, должен быть продуктом

своего времени и его требований. Поэтому необходимо считаться с существующими в данном обществе обычаями, привычками, традициями – со всем, что в нем признается и принято.

Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса. Культурологический подход выступает как центральная идея этнопедагогики.

В.И. Андреев в книге «Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс» в качестве приоритетных стратегий культурологического подхода выделяет следующие:

1) развитие личности как человека культуры;

2) эффективность воспитания во многом зависит от уровня общей культуры (нравственной, физической, эстетической и т.п.) учителя, а также его профессиональной культуры;

3) в воспитании в качестве базиса и приоритета должна быть национальная культура и соответственно этнопедагогика;

4) в воспитании необходимо учитывать социокультурную ситуацию;

5) уровень культуры родителей играет важную роль в воспитании личности;

6) достижения мировой культуры должны быть выделены в контексте процесса воспитания.

Этнокультурная идентичность достигается через созданную народом социокультурную сферу. К ней относятся семья, детские дошкольные учреждения,

учебные заведения, национальные центры, журналы, газеты, художественная и научная литература, административные учреждения и др.

При введении этнокультурной направленности в образовательный процесс следует предусмотреть:

– разработку учебных планов и программ с обеспечением их разноуровневости и вариативности;

– содержание образовательных программ должны быть наполнено региональным компонентом;

– организация образовательного процесса должна осуществляться педагогами с этнокультурной и этнопедагогической ориентированностью;

– создание единого этнокультурного образовательного пространства (учебного, культурно-просветительского, методического);

– создание и обеспечение учебно-методическими, дидактическими, наглядными пособиями, отражающими этнокультурный компонент. Непременным условием этнокультурной идентичности школьника является процесс его приобщения к этнической культуре народа через изучение национального быта, промыслов, праздников, одежды.

Приоритетной деятельностью для современного образования в этнокультурном аспекте являются:

В организации работы с детьми:

погружение в культуру двух народов;

воспитание толерантности;

формирование социально-нравственных компетенций;

самореализация через приобщение к различным видам деятельности; формирование мотивации изучения иностранного языка через создание у детей положительного эмоционального психологического настроя.

В организации работы с педагогами:

Повышение компетентности педагогов в реализации процесса бикультурного образования. Заседание включает в себя теоретическую и практическую части, включая совместную продуктивную деятельность педагогов и родителей по изготовлению оформления или атрибута к празднику событийного календаря. Этнокультурный компонент в образовании повышает мотивацию в формировании уважительного отношения к истории.

Таким образом, для практической реализации идеи этнокультурного образования необходимо знать сущностные характеристики, подходы и развитие этнопедагогики в истории образования, только при этом условии можно надеяться на успешность в создании культурно развивающего пространства в деятельности образовательного учреждения инновационного вида.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×