Приоритеты современного образования в этнокультурном аспекте | Вакиль Вахитович Каримов. Работа №308317
Специфика государственной политики, направленной на усиление хозяйственной самостоятельности субъектов федерации, передача части функций управления на региональный и муниципальный уровни усиливает задачу сохранения и развития, как культурной самобытности регионов, так и единого культурно-образовательного пространства России. В этих условиях рождается новое понимание проблем, связанных с приобщением молодого поколения к ценностям мировой культуры и к культуре своего народа, воспитанием их в духе взаимоуважения и взаимопомощи, бережного отношения к родному языку и национальному достоянию народа, равенства и равноправия всех наций и народностей, на основе приоритета общечеловеческих ценностей.
Во ФГОС, являющихся основным механизмом реализации государственной политики в сфере образования, указывается на «необходимость сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России»
Специфика государственной политики, направленной на усиление хозяйственной самостоятельности субъектов федерации, передача части функций управления на региональный и муниципальный уровни усиливает задачу сохранения и развития, как культурной самобытности регионов, так и единого культурно-образовательного пространства России. В этих условиях рождается новое понимание проблем, связанных с приобщением молодого поколения к ценностям мировой культуры и к культуре своего народа, воспитанием их в духе взаимоуважения и взаимопомощи, бережного отношения к родному языку и национальному достоянию народа, равенства и равноправия всех наций и народностей, на основе приоритета общечеловеческих ценностей.
Во ФГОС, являющихся основным механизмом реализации государственной политики в сфере образования, указывается на «необходимость сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России»
Этнокультурное образование рассматривается как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.
Этническая культура включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа. В нее входят не только национальные образы мира, менталитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме, но и народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, а также этнические формы их бытования, сохранения и трансляции).
Этнокультурное образование обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у обучающихся этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, в профилактике межнациональных конфликтов. Такое образование формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой – сохранение культурной идентичности собственного народа.
Все человечество – каждый народ, каждое поколение, всегда находится на какой-нибудь ступени культуры, которая должна рассматриваться как наследие, оставленное предками, как результат их истории и всех воздействующих на них факторов. Состояние культуры образует то пространство, в которое вступает каждый отдельный человек, рожденный при данных обстоятельствах. Он не создает ее, а находит готовой, и она на него влияет сообразно своей сущности. Вот почему всякий человек – продукт своего времени. Всякое состояние культуры данного народа есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов, то есть мы должны поступать культуросообразно. Каждый человек должен соответствовать своему времени, должен быть продуктом
своего времени и его требований. Поэтому необходимо считаться с существующими в данном обществе обычаями, привычками, традициями – со всем, что в нем признается и принято.
Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса. Культурологический подход выступает как центральная идея этнопедагогики.
В.И. Андреев в книге «Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс» в качестве приоритетных стратегий культурологического подхода выделяет следующие:
1) развитие личности как человека культуры;
2) эффективность воспитания во многом зависит от уровня общей культуры (нравственной, физической, эстетической и т.п.) учителя, а также его профессиональной культуры;
3) в воспитании в качестве базиса и приоритета должна быть национальная культура и соответственно этнопедагогика;
4) в воспитании необходимо учитывать социокультурную ситуацию;
5) уровень культуры родителей играет важную роль в воспитании личности;
6) достижения мировой культуры должны быть выделены в контексте процесса воспитания.
Этнокультурная идентичность достигается через созданную народом социокультурную сферу. К ней относятся семья, детские дошкольные учреждения,
учебные заведения, национальные центры, журналы, газеты, художественная и научная литература, административные учреждения и др.
При введении этнокультурной направленности в образовательный процесс следует предусмотреть:
– разработку учебных планов и программ с обеспечением их разноуровневости и вариативности;
– содержание образовательных программ должны быть наполнено региональным компонентом;
– организация образовательного процесса должна осуществляться педагогами с этнокультурной и этнопедагогической ориентированностью;
– создание единого этнокультурного образовательного пространства (учебного, культурно-просветительского, методического);
– создание и обеспечение учебно-методическими, дидактическими, наглядными пособиями, отражающими этнокультурный компонент. Непременным условием этнокультурной идентичности школьника является процесс его приобщения к этнической культуре народа через изучение национального быта, промыслов, праздников, одежды.
Приоритетной деятельностью для современного образования в этнокультурном аспекте являются:
В организации работы с детьми:
погружение в культуру двух народов;
воспитание толерантности;
формирование социально-нравственных компетенций;
самореализация через приобщение к различным видам деятельности; формирование мотивации изучения иностранного языка через создание у детей положительного эмоционального психологического настроя.
В организации работы с педагогами:
Повышение компетентности педагогов в реализации процесса бикультурного образования. Заседание включает в себя теоретическую и практическую части, включая совместную продуктивную деятельность педагогов и родителей по изготовлению оформления или атрибута к празднику событийного календаря. Этнокультурный компонент в образовании повышает мотивацию в формировании уважительного отношения к истории.
Таким образом, для практической реализации идеи этнокультурного образования необходимо знать сущностные характеристики, подходы и развитие этнопедагогики в истории образования, только при этом условии можно надеяться на успешность в создании культурно развивающего пространства в деятельности образовательного учреждения инновационного вида.