Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Природа и умственное развитие детей дошкольного возраста | Северинова Наталья Владимировна. Работа №340052

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей,    вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего ее познания.Актуальность проблемы экологического воспитания  в  дошкольной педагогике. Какая притягательность заключается в том, что нас окружает с детства.

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №54№" общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию дошкольников

Методическая разработка

Природа и умственное развитие детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Северинова Н.В

воспитатель

 

г.Новокузнецк 2024

 

 

 

 

 

Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего ее познания.

 

Актуальность проблемы экологического воспитания в дошкольной педагогике. Какая притягательность заключается в том, что нас окружает с детства.

Известный педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовой культуры. Мир, окружающий ребенка, это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его впечатления яркими образами природы, так как все, что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой, а сама логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.

Стержневой идеей содержания образования является ведущая роль культурной языковой среды, отношение к родному языку как к достоянию нации, как к воздуху, которым дышат и живут люди.

В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления. Это способствует расширению словарного запаса ребенка, практическому овладению навыками словообразования. Общение с природой оказывает благотворное влияние на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыки словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.

Таким образом, в процессе систематических, целенаправленных наблюдений в природе у ребенка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуется мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.

Наблюдательность рождает в ребенке привычку делать выводы, развивает логику мысли, четкость и красоту речи. Ребенок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Умение аргументированно, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы, создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость, выразительность. В процессе ознакомления с природой дети учиться анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из ведущих и решающих факторов успешного обучения в школе, адаптации ребенка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.

 

 

Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца; знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

В подготовительной к школе группе дети могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие "смежные" сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

Воспитатель подводит детей к пониманию периодичности времени года учит их отличать особенности его начала, середины и конца.

Отмечая явления, общие для нескольких сезонов, воспитатель обращает внимание детей на то, что в разное время года они проявляются по - разному. Например, дождь бывает весной, летом, осенью. Но для каждого времени года характерен "свой" дождь: осенью - затяжной, холодный, моросящий, а летом - сильный, крупный, теплый, проливной.

Таким образом, программа по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе предусматривает усвоение детьми трех групп связей:

причинно - следственных, свидетельствующих об изменении предмета или явления природы вследствие определенной причины;

последовательных - последовательном изменении предмета или явления на определенных стадиях развития внутри одного сезона или в течение нескольких сезонов;

временных - совпадения во времени нескольких явлений, вызванных общей причиной.

Выполнение программы умственного воспитания детей 5-7 лет во многом зависит от правильной организации педагогического процесса. поэтому, составляя свой план работы с детьми, воспитатель должен руководствоваться некоторыми принципами.

Важнейшим из них является опора на чувственное восприятие. Выше уже говорилось о роли чувственного восприятия как основы познания и деятельности, поэтому в правильно организованной системе занятий значительная часть времени отводится наблюдениям и экскурсиям имеющим целью дать детям конкретные представления, обеспечить понимание ими объективно существующих связей.

Помня положение И.М.Сеченова о необходимости повторных встреч с явлениями для их лучшего понимания, а также возможно большем разнообразии условий этих встреч, воспитатель должен составлять систему занятий, взаимодополняющих друг друга и направляющих детей на сознательное использование своего опыта при усвоении нового материала. проводя повторные наблюдения за одними и теми же явлениями природы, экскурсии в одно и то же место в разное время года, воспитатель "подталкивает" детей к сравнению, к выделению общего и отличного в наблюдаемых предметах и явлениях, к классификации их на основе понимания их связей. Каждое повторное наблюдение должно нести в себе элемент новизны, и от наблюдения должно усложниться их содержание.

С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками воспитатель связывает другие занятия, углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активной умственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, дидактические игры). Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы дети имели определенное количество представлений, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности. Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда занятия, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются с разнообразной практической деятельностью детей в повседневной жизни.

 

МАТЕРИАЛЫ К РАБОТЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ

ГРУППЫ С ЗИМНИМИ ЯВЛЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ

 

Время

проведения занятия

Название и содержание занятия. Работа вне занятий.

Цель занятия

Методы и приемы

ДЕКАБРЬ

Экскурсия в парк "Начало зимы"

Отметить изменения, происходящие в природе, раскрывая основные закономерности: солнце греет меньше, стало холоднее, деревья сбросили листву; часто идет снег, и он уже не тает; но снег еще не глубокий, сквозь него видны опавшие листья и сухие растения. Насекомые спрятались, птицы улетели.

Углублять знания детей, проверить их умение замечать происходящие в природе изменения. подвести детей к установлению закономерности: осенью солнце светит меньше, поэтому день становиться короче, греет не так сильно, как летом, поэтому становиться холоднее.

Проверить, могут ли дети правильно ответить на вопросы, направленные на установление временных, причинных и последовательных связей.

Предложить детям посмотреть, послушать, что произошло в парке, как он изменился. Найти вместе с детьми "убежище" насекомых. обратить внимание на то, как изменилось их поведение (движения). Понаблюдать за тем, как изменились деревья: какие деревья совсем сбросили листву, какие еще стоят с листьями, какого цвета опавшие листья ( сравнение ели, березы).

Задать вопросы, направленные на выяснение некоторых связей в природе: что происходит в природе в конце осени? (временные связи); почему улетели птицы, насекомые спрятались? Почему стало холодно? (причинные связи); какое время года наступает после осени? (последовательные связи).

ДЕКАБРЬ

Чтение художественных произведений о зиме (вне занятий).

Обогащение знаний детей о сезонных изменениях в природе посредством художественных образов; воздействие на чувства детей поэтическим словом. Воспитание интереса и любви к меткости и образности слова.

Обогащать словарь детей образными словами и выражениями; упражнять детей в подборе эпитетов; учить их соотносить словесный образ с реальными явлениями, наблюдаемые на прогулках и экскурсиях; развивать у детей точность и образность речи.

Выразительно прочитать произведение. Провести беседу по вопросам. Предложить детям вспомнить, какие "красивые" слова употребляет автор, говоря о зиме, подобрать самим другие "красивые" слова о зиме, о зимнем парке, в который ходили на экскурсию.

ДЕКАБРЬ

Рассматривание картины К.Юона "Русская зима".

Учить детей отвечать на вопросы по пейзажной картине, замечать красоту ее, выражать словами свое отношение к картине.

Учить соотносить свой чувственный опыт с изображенным на картине. Учить употреблять образные слова и выражения, различные виды предложений при передаче своего отношения к произведению изобразительного искусства.

Провести беседу по вопросам., помогающим детям не только рассказать о содержании картины, но и передать свое отношение к ней. Предложить детям рассказ - образец воспитателя.

ДЕКАБРЬ

Беседа о снеге (с включением логических задач). Сообщение детям свойствах снега: снег состоит из снежинок; снежинки от тепла тают; из мокрого снега хорошо лепить; сухой снег рассыпается, из него лепить нельзя.

Помочь детям установить причинные связи: от тепла снег тает; если воду вынести на мороз, то она замерзнет.

Провести опыты: снег в теплой комнате, вода на морозе. Показать картинки, изображающие снежинки. Предложить детям и помочь решить речевые логические задачи.

ДЕКАБРЬ

Экскурсия в парк "Деревья зимой".

Сообщение детям сведений о расположении веток разных деревьев (березы, липы, тополя, ели и др.).

Учить детей распознавать деревья зимой по расположению веток, коре, семенам; учить четко формулировать свой ответ.

Сравнивать деревья по расположению веток. провести игру "Найди дерево".

ДЕКАБРЬ

Рассматривание и сравнение веток деревьев. Уточнение знаний детей о расположении веток разных деревьев, их коре, семенах.

Упражнять детей в различении, названии и описании веток разных деревьев. учить детей четко, последовательно выражать в своих высказываниях результаты проведенной работы на сравнение.

Учить применять чувственный опыт в практической деятельности.

Рассмотреть и сравнить ветки разных деревьев.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование разных веток деревьев (липы, тополя).

ЯНВАРЬ

Целевая прогулка на спортивный участок "Зимние развлечения" Уточнение знаний детей о зимних играх и забавах. Уточнение и обогащение словаря: лыжи, санки, коньки (фигурные), Лыжники, конькобежцы, фигуристы, лед, стадион.

Подготовить детей к составлению рассказа на тему "Как можно поиграть зимой?"

Наблюдать за различными зимними играми. Провести беседу.

ЯНВАРЬ

Рассматривание картины "Вот так покатался!" Обучение детей составлению рассказа по сюжетной картинке.

Учить детей составлять связный рассказ, используя различные виды предложений.

Подготовить детей к составлению рассказа на тему "Как можно поиграть зимой?"

Предложить детям образец рассказа, составленного воспитателем по сюжетной картинке.

Задать вопросы, которые помогут им строить разные виды предложений.

ЯНВАРЬ

Составление коллективного рассказа на тему "Как можно поиграть зимой?" Обучение детей составлению последовательного, четкого рассказа на основе их чувственного опыта.

Подвести детей к самостоятельному выражению в связной речи имеющегося у них чувственного опыта. На примере коллективного рассказа подготовить к составлению самостоятельного рассказа.

Задать вопросы, помогающие составить рассказ; дать необходимые указания.

ЯНВАРЬ

Беседа на тему "Жизнь птиц зимой". Уточнение знаний детей о сезонной жизни птиц, об особенностях их жизни зимой. Называние и сообщение сведений о внешнем виде зимующих и перелетных птиц, о помощи человека птицам.

Учить детей классифицировать птиц по принципу: "Зимующие - перелетные"; подвести к выводу: птицы улетают на юг, спасаясь от холода и голода.

Рассматривать, сравнивать и описывать птиц по картинкам. Показать детям кормушки. Провести беседу о том, как люди заботятся о птицах. Предложить логическую задачу "Кто обедал в птичьей столовой?"

ЯНВАРЬ

Рассматривание серии картинок "Как дети спасли птичку", рассказывание по этим картинкам. Учить детей составлять связный рассказ по сюжетной серии картинок передавать в рассказе свое отношение к поступкам ребят.

Проверить умение детей использовать в рассказе знания, полученные на предыдущих занятиях. Выяснить, как, влияет на линию рассказа сюжетная серия картинок, где последовательность развития действия определена заранее.

Провести беседу по вопросам, отражающем содержание картинок, дать установку к рассказыванию, помочь детям рассказывать. Организовать совместную оценку рассказов детей.

ЯНВАРЬ

Просмотр фильма "Зима в лесу" (вне занятий). Уточнение знаний детей о жизни зверей в зимнее время года.

Подготавливать детей к рассмотрению о жизни зверей в лесу зимой.

Показать диафильм. Провести беседу по этому диафильму, задавая вопросы.

ФЕВРАЛЬ

Рассматривание картины "Зайцы" Сообщение сведений мо жизни зайцев зимой. Развитие связной речи детей, умения правильно, четко отвечать на вопросы по содержанию картины

Подготавливать детей к рассказыванию о жизни зверей в лесу зимой.

Провести беседу по вопросам. Прочитать рассказ Л.Н.Толстого "Зайцы".

ФЕВРАЛЬ

Беседа на тему "Зима в лесу". Обобщение представлений детей о жизни зверей в зимнее время года. Обучение детей правильно отвечать на вопросы и составлять рассказы, используя имеющиеся знания и разнообразный предшествующий опыт.

Учить детей выражать в связной речи знания, полученные путем непосредственного знакомства с природой, а также при рассматривании картин и чтении художественных произведений. Выяснить, как дети усвоили некоторые причинные связи (почему зайцы зимой белые, почему зайцы ночью бегают, а днем спят и др.?)

Провести беседу по вопросам, соответствующим теме. Предложить детям самостоятельно рассказывать о зиме в лесу. Включить в беседу речевые логические задачи.

ФЕВРАЛЬ

Словесная игра "Докончи рассказ воспитателя". Учить детей составлять связный, последовательный рассказ о зимних изменениях в природе, в котором были бы правильно переданы знания, полученные на предыдущих занятиях, в процессе наблюдений, слушания художественных произведений и рассматривания картин.

Проверить умение детей правильно и полно передавать в рассказе свои знания. Выяснить, используют ли они в рассказе познанные связи, умеют ли объяснить их.

Предложить детям начало рассказа в виде речевой логической задачи, дать указания к работе. Провести совместный анализ рассказов детей.

ФЕВРАЛЬ

Творческое рассказывание на тему "Зима". Учить детей составлять самостоятельно рассказ о зиме, используя свои знания и употребляя разнообразные речевые категории.

Учить детей самостоятельно пользоваться словом, передавая свои знания о зиме. Проверить, какие представления детей не найдут отражения в их рассказе, а какие будут превалировать.

Дать указание к выполнению задания; помочь детям в составлении рассказов. Привлечь детей к оценке рассказов своих товарищей.

ФЕВРАЛЬ

(МАРТ)

Экскурсия или целевая прогулка в парк "Конец зимы". Сообщение детям сведений об изменениях в неживой природе в конце зимы: солнце греет больше, сильнее припекает, с крыш висят сосульки, капель, снег почернел, осел, на солнечных пригорках показалась земля.

Подготовить детей к восприятию изменений, происходящих в природе в связи с наступлением весны. Подвести их к уяснению закономерности: солнце греет- становиться теплее, солнце светит дольше - день стал длиннее.

Предложить детям посмотреть, что изменилось в парке. Задать вопросы, помогающие им понять причины изменений.

 

 

 

Список литературы

Л.И.Грехова. В союзе с природой. Эколого- природоведческие игры и развлечения с детьми.- М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002

Алексеева, М.М. Методика развития речи дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2006.

Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в природе/ Н.Ф.Виноградов. - М., 1984.

Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. Пособие для пед. училищ по спец. «Дошк. Воспитание»/ Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1991.

М.А.Поваляева. Развитие речи детей при ознакомлении с природой. Ростов-на-Дону. Феникс 2002

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×