Природа как одно из важных средств воспитания | ЛЯЛЯ ХАРИСОВНА ВОЖЖОВА. Работа №313151
Статья о том, как природа формирует морально-нравственные качества дошкольника.
Учит видеть, наблюдать, замечать красоту окружающей нас природы. Относиться к ней с осторожностью, бережно, проявлять заботу, приумножать её красоты. Воспевать природную красоту (учить стихи, рисовать, творить предметы рукотворного мира и тд).
Учит проявлять заботливое отношение к растительному миру, миру животных и птиц.
Развивает интерес, любознательность к окружающему миру. Пополняет и обогащает знания детей дошкольного возраста.
Природа как одно из важных средств воспитания.
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая
Солнца с великими сокровищами жизни.
Мало того, чтобы сокровища эти охранять,
их надо открывать и показывать.
М.ПРИШВИН.
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важная задача педагогов.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек. т.е. он сам. Человеку нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру. Которое носит эмоционально – действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманных и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Старший дошкольник с жадностью всматривается к окружающей природе, своим пытливым детским умом он старается проникнуть в её тайны. Он хочет знать: «куда деваются днём звёзды», «кто сеет лесные травы», «много ли песен знают птички» и т.д.
Яркие впечатления о родной природе, полученные ещё в детстве, часто оставляют неизгладимый след, а иногда они определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. Об этом красноречиво говорят биографии великих людей: художников, поэтов, писателей, музыкантов, естествоиспытателей: Ч.Дарвин, К.А.Тимирязев, И.В.Мичурин, И.И.Левитан, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, П.И.Чайковский, М.И.Глинка, Р Н.А.имский-Корсаков.
Интерес к природе в детстве присущ, однако, не только выдающимся людям, но и большинству людей, проявляющих в ранние годы жизни внимание к окружающему и наблюдательность.
Этот интерес к природе при умелом руководстве со стороны взрослых может сыграть огромную роль в воспитании ребёнка, а между тем, он часто угасает, не будучи во-время поддержан и развит.
Исключительное значение общению ребёнка с природой придавал великий русский педагог К.Д. Ушинский. «Природа, - говорил он, - есть один из могущественных факторов (агентов) воспитания человека. Самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвавши полевого цветка, не помявши на воле зелёной травы. Никогда оно не разовьётся со всей полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая».
Необходимо систематическое руководство педагога, чтобы направить познание ребёнком природы по правильному пути. Задача педагога не только помочь детям накопить конкретные факты из жизни природы, но и помочь осмыслить и систематизировать их. Дать первоначальные знания о явлениях природы, простейших связях между ними, и на этой основе заложить начатки материалистического миропонимания.
Таким образом, развиваясь и совершенствуясь под влиянием воспитательной работы – восприятие детьми природы становится всё более плановым и целенаправленным актом, превращается в сознательное наблюдение, и дети приобретают всё более правильные и точные знания о природе.
Литература: «Детям о природе» М.В.Лучич. М.П.73. «Как знакомить дошкольников с природой» Л.А Каменева, А.К.Матвеева, Л.М.Маневцева. М.П. 83. «Методка экологического воспитания в детском саду». С.Н.Николаева. М.П.2002.
Цитаты: К.Д.Ушинский. М.Пришвин.
Выполнила воспитатель МДОУ «д/с № 51»
Вожжова Л.Х.
2023г.