"ПРИРОДА В ЛИРИКЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА" | Зарипова Надежда Валерьевна. Работа №277828
Автор: Зарипова Надежда Валерьевна
О, Родина! Как много чувств, эмоций, образов и воспоминаний связано у каждого из нас с этим коротким словом. Каждый человек вкладывает в слово «родина» что-то свое, а потому и многогранна, и неисчерпаема эта тема для поэта. Родина, родной край, его природа – эта тема часто встречается в творчестве многих писателей и поэтов. Каждый из нас, вспоминая свою родину, видит не только дом, в котором родился и жил, но и всё что его окружало, природу. Не только родители, книги, поступки окружающих, но и природа учит человека любить, наслаждаться духовным миром, быть добрым и независтливым. Находясь наедине с зелёным царством, любуясь её красотой, мы задумываемся о духовных началах человека, о его предназначении на этой земле. Боль, злоба, зависть незаметно уходят на задний план. Возникает желание сделать что-то доброе.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
"ПРИРОДА В ЛИРИКЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА"
Содержание:
Введение
…………………………………………………………….. 3
Образы Родины в лирике о природе
………………………………. 4
Цветовая гамма в стихотворениях Есенина о природе
……………5
Языковые средства, используемые С. Есениным для описания природы
………………………………………………………………6
Заключение…………………………………………………………..10
Список литературы…………………………………………………. 12
Введение
О, Родина! Как много чувств, эмоций, образов и воспоминаний связано у каждого из нас с этим коротким словом. Каждый человек вкладывает в слово «родина» что-то свое, а потому и многогранна, и неисчерпаема эта тема для поэта. Родина, родной край, его природа – эта тема часто встречается в творчестве многих писателей и поэтов. Каждый из нас, вспоминая свою родину, видит не только дом, в котором родился и жил, но и всё что его окружало, природу. Не только родители, книги, поступки окружающих, но и природа учит человека любить, наслаждаться духовным миром, быть добрым и независтливым. Находясь наедине с зелёным царством, любуясь её красотой, мы задумываемся о духовных началах человека, о его предназначении на этой земле. Боль, злоба, зависть незаметно уходят на задний план. Возникает желание сделать что-то доброе.
Огромное количество стихов, песен, рассказов, музыкальных композиций, художественных произведений посвящено природе. И хотя слова для описания, кажется, ограничены, но насколько они многогранны и у каждого поэта, писателя, композитора они звучат по-своему, в каждом новая интонация, новая нота, новый звук.
Природа является одной из важных тем в творчестве «последнего певца деревни» - Сергея Есенина. В своем лирическом наследии поэт оставил нам яркие, светлые образы русской природы. Самобытность его поэтического слова берет истоки в красоте, обычаях и фольклоре Рязанщины — родины поэта. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб» стали колыбелью его поэзии.
Я люблю стихи Сергея Есенина, особенно о природе, их простоту, самобытность, поэтому решила совершить «путешествие» и исследовать его творчество, ближе изучить стихотворения о природе и глубже заглянуть между строк и, может быть, понять свой смысл его произведений.
Цель исследования: Раскрыть содержание лирики С.А. Есенина о природе, исследуя образ Родины, цветовую гамму и языковые средства в его стихотворениях.
Объект исследования: Народно-поэтическая основа лирики С.А. Есенина.
Предмет исследовательской работы: образ природы в есенинской лирике.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученных сведений;
- практические: методы сплошной выборки, наблюдения и анализа.
Образ Родины в лирике С. Есенина о природе
Слайд2
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве», - говорил о себе Сергей Есенин. И правда, перечитывая стихи поэта вновь и вновь, убеждаешься в полной мере в истинности его слов. Именно его, как никого другого связывают, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах. Есенина с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа — его «беспокойная, дерзкая сила», размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность.
Из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым. Жил он потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, а в родную деревню приезжал время от времени как гость. Именно эта ранняя разлука с отчим домом, родной землей придала его стихам о Родине особый смысл.
Любовь до боли к родной земле, звучащая в его лирике пронизывает до глубины души. В его раннем творчестве мы находим все самые яркие и светлые переживания, ощущение родного и близкого, что окружало молодого поэта. Все его произведения пронизаны беспредельной привязанностью к родной земле. Любовь к родной рязанской земле перерастает у поэта в большое, всеобъемлющее чувство к России:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Воспевая неброскую красоту средней полосы России поэт видит неповторимость родного края в просторах полей, глади озёр и рек, в «плакучих ивах». Использует множество изобразительно-выразительных средств: здесь и красочные эпитеты: «дьявольски красив», «серебрянное перо», «маковый цвет зари»; и олицетворения:
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Поэт не мыслит себя без русской природы. «Страна березового ситца» стала для поэта источником жизненных сил, вдохновения:
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
И даже выражаясь немногословно, используя два - три слова в строке, Есенин все равно добивается выразительности в каждом слове:
По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Тянет от колес.
Всего лишь несколько слов, а как много всего запечатлено: и действие, и образ, и звук, и запах...
Передавая всю красоту и великолепие родного края, поэт не уходит
от действительности, не рисует «райской жизни». С точностью, словно сам живет в ветхой избе, он описывает крестьянскую Русь кануна Октябрьской революции. Тяжелая участь простого народа отразилась в следующих строках:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Стихи Сергея Есенина, я думаю, близки каждому русскому человеку, потому что поэт сумел передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, которые вызывают у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину своих чувств к родному краю, то обязательно обращаемся к этому поэту. Ну разве можно сказать лучше?
Я навек за сиянье и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан...
Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека. Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы: Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что "все мы в этом мире тленны", и благословляет естественный ход жизни: Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвестъ и умереть. В стихотворении "Не жалею, не зову, не плачу…" чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии.
Цветовая гамма в стихотворениях С. А. Есенина о природе
Чудесны и разнообразны есенинские пейзажи. Природа играет и
переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. В стихах Есенина нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью, красочностью.
Есенин нередко использовал и такой прием: он, как художник, размывал на холсте цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга. К примеру, в стихотворении «Дымом половодье» общим фоном является желтый: «Жёлтые поводья/ Месяц уронил», который затем переходит в рыжий: «Церквами у прясел/ Рыжие стога», а заканчивается стихотворение в черных и темно-синих тонах: «Чёрная глухарка / Роща синим мраком/». В поэзии Есенина цвет имеет и символическое значение: «красный конь» как символ революции или «черный конь», всегда несущий смерть. Синий и голубой усиливают ощущение необъятности просторов России: «только синь сосет глаза», «солнца струганные дранки загораживают синь» и др.; создает атмосферу светлой радости бытия: «вечером лунным, вечером синим», «в летний вечер голубой». В стихотворных строках, описывающих природу, ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой живописца.
Цветовая палитра Есенина создает не только зримую картину природы, но и настроение:
Васильками сердце светится,
горит в нем бирюза.
Я играю на тальяночке
про синие глаза.
Синяя дымка полюбилась поэту, стала его ведущей красочной тональностью:
Вижу сад в голубых накрапах,
тихо август прилег ко плетню.
Поэзия Есенина словно озарена высоким и чистым светом любви к своей родине. Родина, Русь, родная земля – вот тот источник, из которого поэт черпает и силы, и вдохновения, что несет в себе и радость, и печаль. Цветовые тона усиливают ощущения необъятности просторов: «только синь сосет глаза…», «солнца струганные дранки загораживают синь…», «… вечером синим, вечером лунным…», «синь, упавшая в реку…». Этим выражается чувство любви и нежности. Есенин видел Русь в радости весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы. В голубые и радостные тона окутана Россия в стихах Есенина. «Опять ты вновь заголубела, моя родимая земля», – пишет он. «Заголубели долы», вокруг «синяя ширь», от воды «синь во взорах». Синее и голубое – это цвет земной атмосферы и воды, он преобладает в природе независимо от времени года, в нем меняются только оттенки. И поэт не ограничивается простым воспроизведением красок природы, он не копирует их, каждая краска имеет свой смысл и содержание.
Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина. Он ярко показывает красочность лета: «в кустах багряных», «с алым соком ягоды», «алый свет зари», «полей малиновая ширь…», «… зарево красных зарниц»… Красный он и алый, и розовый, и малиновый, и рдяной.
Для Есенина, у которого цветовые значения постоянно перемежаются с природными явлениями, красный цвет обозначает зарю, рождение нового дня, появление света.
Там, где капустные грядки
красной водой поливает восход,
клененочек маленький
матке зеленое вымя сосет.
Ярким мазком в поэзию Есенина врывается малиновый цвет: «О Русь – малиновое поле…», «Тлеется дым у малиновых сел». Хотя этот насыщенный сочный цвет не очень присущ его поэзии, и поэт чаще пользуется другими красками: «Выткался на озере алый свет зари», «Красной водой поливает восход», «На закат ты розовый похожа…».
Жёлтый и ржавый цвета в лирике поэта несут некую грусть: «золотой октябрь осыпает перстни/ С коричневых рук берез…Срежет мудрый садовник осень/ Головы моей желтый лист».
Зеленый — цвет жизни. Есенин как поэт жизни, также, часто использует в своей лирике этот цвет. Главное значение зелёного - это растительная зелень и символ жизни:
«Клененочек маленький матке зеленое вымя сосет».
«Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе».
«Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы».
«Держат липы в зеленых лапах птичий гомон и щебетню».
Золотой и серебряный цвета несут необычное восхищение природой . В этом значении они имеют очень широкий круг сочетаемости. Например: «И горят снежинки в золотом огне», «Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона», «Покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег». Цветовая гамма в лирике Есенина имеют очень широкую и богатую палитру. Очень много оттенков цвета, образованных путем сравнения: «льется с листьев медь», «стеклянный дым».
Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России, создают атмосферу светлой радости бытия, выражают чувства нежности, любви. В стихотворных строках ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой живописца. Сочетания красок в есенинских стихах самые разнообразные: порой гармоничные, порой контрастные, порой редкостные. Цветовая палитра Есенина создает не только зримую картину природы, но и настроение. Контрастные цвета несут настроение тревоги, беды. Многие цветные образы есенинской поэзии проходят через все творчество, становясь яркими символами, иносказаниями, крылатыми выражениями. Для Есенина природа - это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима, природа врачует людские души. Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина не только учат нас любить и хранить мир земной красоты. Они, как и сама природа способствуют формированию нашего миросозерцания, нравственных основ нашего характера, нашей совести и, более того, нашего гуманистического мировоззрения.
Языковые средства, используемые Есениным
для описания природы.
Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики. В его стихах природа вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы он использует богатый опыт народной поэзии.
Есенин часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополя шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «заря окликает другую»,
«улыбнулась солнцу сонная земля», «словно белою косынкою подвязалася сосна», «плачет метель, как цыганская скрипка», «и березы в белом плачут по лесам», «тихо – в чаще можжевеля по обрыву, осень - рыжая кобыла чешет гриву».
Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, не ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить чувства поэта. «Искусство для меня, - отмечал Есенин, - не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить». Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта. Стремление к овеществлению образа - один из
важных моментов своеобразия его реалистического стиля.
Понимание природы Есениным теснейшим образом связано с народной
мифологией. Об этом убедительно говорит его теоретический трактат «Ключи Марии». Ключами к познанию окружающего мира он считает те представления о нём, которые сложились у наших далёких предков и воплотились в народной поэзии. Все народные метафоры основаны на стремлении человека «приручить», «одомашнить» явления природных стихий - подчинить их путём уподобления
простым, обиходным, осязаемым, близким вещам. Этот принцип «заставления воздушного мира земною предметностью», т. е. передачи вселенского, общего через обиходное и простое, стал конструирующим началом образной поэтики молодого Есенина. Принцип этот относиться и к постижению отдельных явлений природы через образы животных и птиц: «Лошадиную морду месяца схватить за узду
лучей»; «Чистит месяц в соломенной крыше окаймлённые синью рога».
«В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на
лирическое чувствование и ту образность, которая казала пути многим и
многим поэтам и беллетристам» - писал Есенин в 1924 году.
Образность Есенина восходит к народной загадке, превращающейся в поэтическую метафору, которая, в свою очередь, стремится развиться до мифа. В человеческой близости к природе открывается некая роковая двойственность. С одной стороны, в ней есть разрешающий смысл: человек - часть природы, он ощущает это как нечто спасительное. Если время его жизни летит так же, как отлетают журавли, если душа скоротечна, как «сиреневая цветь» (известно, как стремительно отцветает сирень ранним летом), то жалеть не о чем. Журавли возвращаются, сирень зацветает снова, травы по весне неизбежно зазеленеют.
Пейзаж нередко создавался Есениным по законам народной поэтики, но выражение душевных чувств, вызванных соприкосновением с природой, проходила уже по законам собственного творчества. Очень часто он придает объектам природы свой смысл и свою индивидуальную лирическую окраску. Эта лирика чарует нас своими красками, волнует своей музыкой. Из юношеского прошлого вернулась в поэзию Есенина светлая и нежная девушка-березка. С этим образом связывается прежде всего возвращение поэта на Родину, его встреча с отчей землей:
Устав таскаться
По чужим пределам,
Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза над прудом.
Затем этот образ возникает каждый раз, когда поэт обращается
памятью к родным местам: («Письмо к сестре», «Ты запой мне ту песню,
что прежде»).
Наслаждаясь природой, вживаясь в неё, поэт возвышается до
философских раздумий о смысле жизни, о закономерностях бытия. В этой
области творчества (стихотворения: «Мы теперь уходим понемногу»,
«Отговорила роща золотая») Есенин также самобытен, как и в других:
отвлечённые понятия у него всегда получают вещественное выражение,
образы не теряют пластичности, в стихах отчётливо звучит авторский
голос.
Есенинский миф о единстве человека с природой становится почти
автопортретным приёмом: «Ах, увял головы моей куст ...», «Облетает моя
голова,//куст волос золотистый вянет...»
Вряд ли кто, кроме Есенина, мог сказать о себе как «о цветке
неповторимом» или почувствовать себя «одноногим клёном». Выражая себя самого как уникальный природный феномен («Я ведь божья дудка,» - сказал он однажды), поэт тем самым исключал себя из истории, «проигрывая» в ней чужие, тягостные самому себе роли- хулигана, скандалиста, гуляки.
Характерное для устного народного творчества ощущение кровной связи с природой, порожденное ежедневным общением с ней крестьянина, его зависимостью от нее, пронизывает всю раннюю лирику Есенина. Вот отчего она и сегодня так волнует нас. Природа в его стихах, как и в народном
творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом,
травой, рекой, лугом.
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Образность есенинской поэзии восходит к народной.
многие «заставки» он брал прямо из произведений фольклора,
некоторые из них выходят к загадкам (месяц-всадник, ягненок, пастух;
река - санки; берега - оглобли; ветер - конь).
В стихах Есенина нас покоряет и захватывает в «песенный плен»
удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью.
Заключение
Сергей Есенин – великий русский поэт. Его имя в ряду гениев русской литературы – Пушкина, Лермонтова, Блока – занимает свое, особое место. Оно определяется в первую очередь тем, что Есенин – один из самых читаемых поэтов России, его стихи знают, любят и помнят. Их певучесть, их простота и ясность сродни русской речи. Не случайно многие есенинские строки вошли в народную речь, как не случайно и то, что народ считает Есенина своим поэтом. Сергей Александрович Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. Есенин любил эту землю, он не желал другой. Любил красоту природу, умел найти прекрасное, даже, на первый взгляд, в невзрачном для обывателя. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима, природа в его стихах врачует
людские души, снимая напряжение неминуемых земных перегрузок.
Живые, трепетные картины природы в лирике Есенина учат нас не только любить и хранить мир земной красоты. Они, как и сама природа способствуют формированию нашего миросозерцания, нравственных основ нашего характера, нашей совести и, более того, нашего гуманистического мировоззрения. Для Есенина природа - это вечная красота и вечная гармония мира.
Мир человека и мир природы в поэзии Есенина един и неделим. Отсюда
мудрость прозрения, нравственная высота философской лирики поэта. Поэт
прекрасно осознаёт ту непреложную истину, что отстранение человека от
природы, а тем более конфликт с ней, приносит обществу непоправимый
моральный урон и нравственный ущерб. Огромен диапозон мыслей и чувств,
заключённых в тех стихах поэта, где природа едва ли не главный, основной
герой.
Находясь вдали от дома долгое время, откройте томик стихов С.А. Есенина, и его простой и в то же время необычайный мир лирики перенесёт вас в родные края, поможет ощутить близость родного очага.
В ходе исследования я пришла к следующим выводам:
- в стихах Есенина природа вся в вечном движении, в бесконечном
развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется;
- есенинская поэзия ярка и красочна, полна звуков и запахов. Светлый и прекрасный мир природы несёт некую грусть о непрочности и хрупкости всего земного;
- стихи С.А. Есенина о природе открывают нам простую, но в то же время многоликую красоту России, проникают в самые глубины души и окрыляют гордостью и любовью к своей Родине.
Список литературы
1. Абрамов А.С. Есенин С.Е. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 1976 г.
2. Есенин С.А. Избранное. М., Молодая гвардия, 1988 г.
3. Кошечкин С.П. Венок Есенину. М., Советская Россия, 1988 г.
4. Кошечкин С.П. С. Есенин Плеск голубого ливня. М., Молодая гвардия, 1978 г.
5.Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., Советский писатель,1989г.
6. Михайлов А.А. Изучение творчества С.Е.Есенина. М.: Молодая гвардия, 1988 г.
7. Павлов П.В. Писатель Есенин. М., Молодая гвардия, 1988 г.
8. Прокушев Ю. П. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха. М., Новая Россия,1979г.
9. Просвирина И.Ю. Есенин С.Е. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1988 г.
10.Щеглов М. Есенин в наши дни. Новый мир №3 1956г.
11.Юшин Ф. Ф. Заметки о поэте. Современник, М., 1978г.