Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Природные стихии в народном творчестве | Мой кабинет. Работа №346052

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Класс: 3

Предмет: окружающий мир, УМК Перспектива

Урок: окружающий мир

Вид урока: интегрированный

Тема раздела: Мир как дом

 

Тема: Природные стихии в народном творчестве

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: Познакомить со значением стихий в жизни человека, изображением в прикладном искусстве и устном творчестве.

Продолжить формирование учебно-воспитательных и социокультурных компетенций при изучении народного творчества.

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

Анцупова Людмила Николаевна, высшая квалификационная категория

Класс: 3

Предмет: окружающий мир, УМК Перспектива

Урок: окружающий мир

Вид урока: интегрированный

Тема раздела: Мир как дом

 

Тема: Природные стихии в народном творчестве

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: Познакомить со значением стихий в жизни человека, изображением в прикладном искусстве и устном творчестве.

Продолжить формирование учебно-воспитательных и социокультурных компетенций при изучении народного творчества.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся познакомятся с тем, как в прикладном искусстве изображались воздух, солнце и вода; узнают загадки и пословицы о стихиях.

Метапредметные:

Познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, распознавание объектов, самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера.

регулятивные: проявлять инициативность и самостоятельность, формулировать собственные вопросы по теме обсуждения на уроке, готовность к проблемной ситуации, самооценке и самоконтролю, организация пространства диалога, творческой деятельности на уроке.

коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и сверстниками, проявление инициативы в словах или действиях; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные: проявлять положительную мотивацию и желание выполнять учебное действие, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности уметь определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

Формы обучения: фронтальная, групповая. Урок в технологии МДО

Основные понятия: Природные стихии, народное творчество, природные объекты.

Оборудование: мультимедийное оборудование; карточки с заданиями для работы в группах; презентация «Музей народно-прикладного искусства»; иллюстрации предметов народного быта; карточки для индивидуальной работы, электронное приложение к учебнику.

Ход урока.

Организационный этап.

Проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

-Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся и поприветствуем их добрыми улыбками.

-Поприветствуйте партнёра. Пожелайте друг другу успеха на уроке

 

- Каким должен быть успешный ученик?

- Верно!

- Я вам желаю, на нашем уроке быть активными, познающими, ответственными учениками.

 

II. Cамоопределение к деятельности.

- фиксация затруднения,

- определение темы и цели урока.

1) "Вхождение" в тему урока. Работа с произведениями устного народного творчества (в группах)

1 Карточка

 

 

 

 

2 Карточка

Нарисую ветер в поле,

Что резвится поутру,
Пенье соловья на воле,
Воздух чистый и зарю.

 

Свежий воздух малышам
Нужен и полезен!
Очень весело гулять нам!
И никаких болезней!..

 

Ни веса, ни цвета у него нету!

Воздуха словами не наполнишь.

В запас воздухом не надышишься.

 

3 Карточка

 

 

 

 

 

4 Карточка

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все: и млад, и стар,

Что она — большущий шар.

 

Земля моя! Кровинкою любой

я слит с тобой. Твои законы святы…

 

Здесь почва жирная кругом,
Она от жира вся сочится,
Она под золотым лучом
Блестящей влагою искрится.

 

- Каждая группа, работая по инструкции, объясняет тему и смысл своих произведений.

Инструкция:

Работая индивидуально

- Прочтите, пожалуйста, все высказывания, которые написаны на ваших карточках.

Работая в парах, обсудите

- К какому виду творчества вы можете отнести эти высказывания?

- О чем ваши высказывания?

Работая в группе

- Попробуйте знаками, символами изобразить ваше понятие (солнце, вода, воздух, землю). На листке бумаги запишите в центре слово - понятие, а вокруг изобразите свои символы.

- Что у вас получилось?

- Жизнь на Земле не возможна без солнечного тепла и света, воды и воздуха. Об этом знали уже и наши далёкие предки. Поэтому природные стихии: землю, воду, воздух и небесный огонь – они воспевали не только в устном творчестве, но и в прикладном. Именно к этому виду творчества можно отнести ту работу, которую вы выполняли сейчас. А что такое прикладное творчество? Прикладное творчество, как и устное, являются частью народного творчества. Хотите узнать, как принято (ударение на это слово) изображать в прикладном творчестве солнце, воду, воздух и землю.

III. Формулирование темы и цели урока

Сформулируйте тему урока. (Природные стихии в народном творчестве)

Цель урока? Что для этого надо сделать? (Познакомиться с природными стихиями. Узнать об особом языке старинных узоров)

-Какие слова в названии темы вызвали затруднение?

- Что такое природная стихия (ответы детей)

Стихия – это мощное неукротимое явление природы.

IV. Изучение нового материала

- знакомство с предметами народного быта,

- наблюдение и установление связи с пройденным материалом и темой урока,

- знакомство с понятием «природная стихия», со знаково-символическими изображениями трёх стихий,

- применение на практике полученных знаний.

Организует проведение исследования в группах. Дети используют тексты, заполняют рабочие листы.

- Декоративно - прикладное искусство - это украшение предметов быта народными умельцами.

Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, предметах домашнего обихода с помощь различных узоров-орнаментов, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов. Так появилось декоративно-прикладное искусство.

Народное искусство развивалось не только в таких известных центрах, как Хохлома, Палех, Богородское, Гжель, Вологда и др. В той или иной форме оно бытовало в каждой местности, в каждом уголке нашей необъятной Родины.

Орнамент – это своеобразное геометрическое заклинание. И это тоже имело свой смысл. Дело в том, что геометрические линии орнамента имеют особую вибрацию и влияют на человека и окружающий мир особым образом. Для русского орнамента с древних времен характерно богатство геометрических форм, плетенок, растительных мотивов, а также изображений птиц, зверей, фантастических животных, человеческих фигур.

Как же люди обозначали великую силу различных стихий?

Самую высокую точку крыши своего дома люди украшали изображением коня, символизирующего солнце. Фигура коня подчеркивала движение, так как люди верили в то, что солнце совершает свой дневной путь по небу на конях, а ночью движется по подземному океану на водоплавающих птицах.

 Крест, изображенный в круге, и колесо с шестью спицами обозначали не только солнце, но и огонь. Такое изображение называли громовым знаком, его часто вырезали, чтобы молния не ударила в дом, и чтобы уберечь дом от пожара.

Воздух – невидимая, но великая сила. Все живое имеет душу и дышит воздухом. Многочисленные короткие штрихи, во множестве разбросанные по орнаменту или рядом с главным персонажем, величественная птица (древний образ духа и души) – так изображался воздух, ветер.

Воду изображали волнистой или прямо вертикальной, или горизонтальной линиями. Вертикальная линия – это текущая вода, горизонтальная - дождь.

Земля – это плодородие. Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников и квадратов, а семена в виде точек.

- Сегодня вы будете выступать в роли фольклористов - тех, кто изучает различные виды народного творчества. Я вам предлагаю такие задания: изучить, как люди украшали предметы бытовой утвари, дома, одежду, придумать украшения, используя символы различных стихий, и украсить дом, одежду, посуду, украшение.

- Знаки природных стихий изображались на одежде и посуде, предметах быта, они оберегали дом, человека. Дом древнего человека весь был пронизан магическими символами, с помощью которых его обитатели защищались от окружающего их зла и стремились обеспечить себе безопасную жизнь.

- Каждая группа будет работать по инструкции.

Инструкция:

- читают текст,

- обсуждают прочитанное,

- украшают предметы,

- объясняют, почему именно так украшали

V. Физминутка

-профилактика утомления, коррекция нарушения осанки, зрения. Психоэмоциональная разрядка.

Солнечный знак покажем вот так
(руками показывают круг)
Лучи распускаем, землю согреваем.
(руки протягивают в стороны)
У неба попросим дождик проливной.
(руки поднимают вверх)
Его изобразим волной.
(кистями рук имитируем волны)
Дождик застучал по крыше
(руки над головой “домиком”, топают, изображая звук дождя)
А потом все тише-тише.
(шаги на месте на носочках)
В землю весною семена сажаем
(присели)
Зелеными росточками летом прорастаем
(поднимаются, раскрывая руки вверх).

 

VI. Включение новых знаний в систему знаний и закрепление

- включение новых знаний в систему знаний,

-применение новых знаний на практике. 

- Проверка выполнения работы групп. Дети представляют результат своей работы.

VII. Подведение итогов

Побуждает к обобщению и структурированию материала, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. 

-Вот и подходит к концу наш урок.

Вы очень хорошо работали.

-С какой темой вы познакомились на уроке?

-Тема урока «Природные стихии в народном творчестве».

 

 - Какие цели ставили в начале урока?

- Цель урока - это знакомство со значением стихий в жизни человека, с их изображением в народном (прикладном искусстве и в устном) творчестве, познакомиться с таинственными знаками старинных узоров.

 

 -Мы достигли поставленной цели?

- Да, мы достигли цели урока.

 - Какие открытия сделали?

-Мы открыли для себя таинственный мир знаков, которыми люди изображали главные природные стихии: огонь, воду, воздух и земля.

 

 -Где пригодятся полученные знания?

- Я смогу нарисовать узоры на уроке изобразительного  искусства;

 - Я смогу вышить полотенце и подарить его маме или друзьям. Так  будут передаваться наши знания другим.

- Я думаю, что и сейчас разные народы смогут понять друг друга с помощью этих символов.

 

VIII. Рефлексия

Актуализирует внимание на пройденном материале, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. 

- Ребята, как вы думаете, вы были успешными учениками?

- Сейчас вам нужно будет украсить магнитик-оберег одним их символом. Если вам на уроке было интересно, комфортно, вы не испытывали трудностей, то украсьте символами солнца, огня и земли; а если испытывали затруднения, то символами, обозначающими воду и воздух.

Дети оформляют магнитик и прикрепляют его на доску.

Домашнее задание

Дома я вам предлагаю сочинить сказку о природных стихиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×