Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Притча, как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста» | Согаева Марал Халмухамедовна. Работа №358619. Номер работы: №358619

Дата публикации:
Автор:
Описание:

«Притча, как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

Наших юных дошколят , современное поколение, не просто чем-то удивить, и чтобы их заинтересовать, я нахожусь в постоянном поиске новых идей и педагогических решений, творческих проектов.

 Рада представить Вам свою «Педагогическую находку» - «Использование притч в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Уважаемые . коллеги, хочу обратить ваше внимание на то, что в настоящее время мы работаем по новой еденной Федеральной образовательной программе, в которую включили программу воспитания, где раздел Введение начинается со слов :

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, формированию и развитию личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Далее вытекают  3 основополагающие цели, одна из которых звучит так:

разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе должны лежать духовно-нравственные ценности российского народа, исторические и национально-культурные традиции.

В программе воспитания выделены  направления перечислю основные, которые касаются моей темы выступления:

Патриотическое направление. В основе — любовь и уважение к своей стране, малой родине, ощущение принадлежности к своему народу.

Духовно-нравственное направление основано на таких ценностях, как доброта, забота о других и хорошие поступки. Это помогает детям понимать, что такое правильное и неправильное поведение.

Сциальное направление- В основе лежат ценности — семья, дружба, человек и сотрудничество. .

 

Таким образом, теперь дошколят мы будем не только развивать и обучать, но и формировать важные духовные ценности, гражданскую активность и патриотизм.

Проблема воспитания нравственности у детей дошкольного возраста, да и не только дошкольного, была всегда актуальна, но сегодня учитывая события, происходящие в мире ее мы должны выделить красным и жирны шрифтом.

А что происходит? Я отвечу на этот вопрос, происходит подмена ценностей. Т.е. такие ценности как добро, справедливость, милосердие ка буд-то вытиснились  и на первое место   встали материальные ценности, т.е. произошла подмена ценностей. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.

Во многих семьях материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о, справедливости и доброте.  В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребѐнка,  развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.

Исходя из выше сказанного , считаю ,что я работаю в правильном направлении , используя притчи , как средство формирования  духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.

Как помочь ребёнку ответить на жизненные вопросы, в которых заложен нравственный смысл?

Работая с детьми я обратила внимание на то,что часто дети  не вникают или не понимают содержание какой-либо информации.  Я стала перед выбором: либо я им даю сухую информацию, либо – пытаюсь воспитывать, что-то обсуждая на жизненных примерах. Для себя я решила: пусть мои дети  получат меньше точной информации, но я попытаюсь их вызвать на откровенный разговор, затронуть душевные струнки, что, возможно, когда-то в них отзовется. И для этого притча оказалась самым подходящим материалом.

Хочу напомнить вам,  притча - это короткий рассказ, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне. Она содержит какую-то дилемму, неожиданные слова, поступки. Притча объединяет опыт разных  людей, народов. Простой язык притч понятен детям.

 

Ценность притчи в том, что она вызывает детей на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы приходим к какому-то общему мнению (а не воспитатель сообщает детям готовое «правильное» решение).

Если говорить о притче с точки зрения методики, то возникает вопрос, а где, собственно, она уместна? Моя практика показала, что притча уместна для мотивации в начале занятия, чтобы помочь детям быстрей включиться в него, как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения, образы притч могут быть и примером для подражания, для обсуждения той или иной темы, для рефлексии в конце занятия.

      Уважаемые педагоги! Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов нашего мира. Причём этот доступ – облегчённый, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце.

Притчи – это редкий жанр во всей мировой литературе, жанр который практически не используют в учреждении дошкольного образования. Но, считаю, что эти короткие и поучительные рассказы помогают маленькому человечку понять что такое добро и зло, правильное неправильное поведение, хорошие и плохие поступки .

 ВЫВОД:

Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Очень важно в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,  заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого  зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,  так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей понятий значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе, чувства безграничной любви к Родине» В.А. Сухомлинский

«Притча, как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

Наших юных дошколят , современное поколение, не просто чем-то удивить, и чтобы их заинтересовать, я нахожусь в постоянном поиске новых идей и педагогических решений, творческих проектов.

Рада представить Вам свою «Педагогическую находку» - «Использование притч в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Уважаемые . коллеги, хочу обратить ваше внимание на то, что в настоящее время мы работаем по новой еденной Федеральной образовательной программе, в которую включили программу воспитания, где раздел Введение начинается со слов :

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, формированию и развитию личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Далее вытекают 3 основополагающие цели, одна из которых звучит так:

разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе должны лежать духовно-нравственные ценности российского народа, исторические и национально-культурные традиции.

В программе воспитания выделены направления перечислю основные, которые касаются моей темы выступления:

Патриотическое направление. В основе — любовь и уважение к своей стране, малой родине, ощущение принадлежности к своему народу.

Духовно-нравственное направление основано на таких ценностях, как доброта, забота о других и хорошие поступки. Это помогает детям понимать, что такое правильное и неправильное поведение.

Сциальное направление- В основе лежат ценности — семья, дружба, человек и сотрудничество. .

 

Таким образом, теперь дошколят мы будем не только развивать и обучать, но и формировать важные духовные ценности, гражданскую активность и патриотизм.

Проблема воспитания нравственности у детей дошкольного возраста, да и не только дошкольного, была всегда актуальна, но сегодня учитывая события, происходящие в мире ее мы должны выделить красным и жирны шрифтом.

А что происходит? Я отвечу на этот вопрос, происходит подмена ценностей. Т.е. такие ценности как добро, справедливость, милосердие ка буд-то вытиснились и на первое место встали материальные ценности, т.е. произошла подмена ценностей. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.

Во многих семьях материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о, справедливости и доброте.  В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребѐнка,  развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.

Исходя из выше сказанного , считаю ,что я работаю в правильном направлении , используя притчи , как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.

Как помочь ребёнку ответить на жизненные вопросы, в которых заложен нравственный смысл?

Работая с детьми я обратила внимание на то,что часто дети не вникают или не понимают содержание какой-либо информации. Я стала перед выбором: либо я им даю сухую информацию, либо – пытаюсь воспитывать, что-то обсуждая на жизненных примерах. Для себя я решила: пусть мои дети получат меньше точной информации, но я попытаюсь их вызвать на откровенный разговор, затронуть душевные струнки, что, возможно, когда-то в них отзовется. И для этого притча оказалась самым подходящим материалом.

Хочу напомнить вам, притча - это короткий рассказ, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне. Она содержит какую-то дилемму, неожиданные слова, поступки. Притча объединяет опыт разных людей, народов. Простой язык притч понятен детям.

 

Ценность притчи в том, что она вызывает детей на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы приходим к какому-то общему мнению (а не воспитатель сообщает детям готовое «правильное» решение).

Если говорить о притче с точки зрения методики, то возникает вопрос, а где, собственно, она уместна? Моя практика показала, что притча уместна для мотивации в начале занятия, чтобы помочь детям быстрей включиться в него, как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения, образы притч могут быть и примером для подражания, для обсуждения той или иной темы, для рефлексии в конце занятия.

Уважаемые педагоги! Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов нашего мира. Причём этот доступ – облегчённый, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце.

Притчи – это редкий жанр во всей мировой литературе, жанр который практически не используют в учреждении дошкольного образования. Но, считаю, что эти короткие и поучительные рассказы помогают маленькому человечку понять что такое добро и зло, правильное неправильное поведение, хорошие и плохие поступки .

ВЫВОД:

Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Очень важно в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, 
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого 
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, 
так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей понятий значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе,
чувства безграничной любви к Родине»
В.А. Сухомлинский

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз