«Притча, как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста» | Согаева Марал Халмухамедовна. Работа №358619. Номер работы: №358619
«Притча, как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
Наших юных дошколят , современное поколение, не просто чем-то удивить, и чтобы их заинтересовать, я нахожусь в постоянном поиске новых идей и педагогических решений, творческих проектов.
Рада представить Вам свою «Педагогическую находку» - «Использование притч в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Уважаемые . коллеги, хочу обратить ваше внимание на то, что в настоящее время мы работаем по новой еденной Федеральной образовательной программе, в которую включили программу воспитания, где раздел Введение начинается со слов :
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, формированию и развитию личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Далее вытекают 3 основополагающие цели, одна из которых звучит так:
разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе должны лежать духовно-нравственные ценности российского народа, исторические и национально-культурные традиции.
В программе воспитания выделены направления перечислю основные, которые касаются моей темы выступления:
Патриотическое направление. В основе — любовь и уважение к своей стране, малой родине, ощущение принадлежности к своему народу.
Духовно-нравственное направление основано на таких ценностях, как доброта, забота о других и хорошие поступки. Это помогает детям понимать, что такое правильное и неправильное поведение.
Сциальное направление- В основе лежат ценности — семья, дружба, человек и сотрудничество. .
Таким образом, теперь дошколят мы будем не только развивать и обучать, но и формировать важные духовные ценности, гражданскую активность и патриотизм.
Проблема воспитания нравственности у детей дошкольного возраста, да и не только дошкольного, была всегда актуальна, но сегодня учитывая события, происходящие в мире ее мы должны выделить красным и жирны шрифтом.
А что происходит? Я отвечу на этот вопрос, происходит подмена ценностей. Т.е. такие ценности как добро, справедливость, милосердие ка буд-то вытиснились и на первое место встали материальные ценности, т.е. произошла подмена ценностей. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.
Во многих семьях материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о, справедливости и доброте. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребѐнка, развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.
Исходя из выше сказанного , считаю ,что я работаю в правильном направлении , используя притчи , как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.
Как помочь ребёнку ответить на жизненные вопросы, в которых заложен нравственный смысл?
Работая с детьми я обратила внимание на то,что часто дети не вникают или не понимают содержание какой-либо информации. Я стала перед выбором: либо я им даю сухую информацию, либо – пытаюсь воспитывать, что-то обсуждая на жизненных примерах. Для себя я решила: пусть мои дети получат меньше точной информации, но я попытаюсь их вызвать на откровенный разговор, затронуть душевные струнки, что, возможно, когда-то в них отзовется. И для этого притча оказалась самым подходящим материалом.
Хочу напомнить вам, притча - это короткий рассказ, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне. Она содержит какую-то дилемму, неожиданные слова, поступки. Притча объединяет опыт разных людей, народов. Простой язык притч понятен детям.
Ценность притчи в том, что она вызывает детей на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы приходим к какому-то общему мнению (а не воспитатель сообщает детям готовое «правильное» решение).
Если говорить о притче с точки зрения методики, то возникает вопрос, а где, собственно, она уместна? Моя практика показала, что притча уместна для мотивации в начале занятия, чтобы помочь детям быстрей включиться в него, как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения, образы притч могут быть и примером для подражания, для обсуждения той или иной темы, для рефлексии в конце занятия.
Уважаемые педагоги! Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов нашего мира. Причём этот доступ – облегчённый, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце.
Притчи – это редкий жанр во всей мировой литературе, жанр который практически не используют в учреждении дошкольного образования. Но, считаю, что эти короткие и поучительные рассказы помогают маленькому человечку понять что такое добро и зло, правильное неправильное поведение, хорошие и плохие поступки .
ВЫВОД:
Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Очень важно в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей понятий значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе, чувства безграничной любви к Родине» В.А. Сухомлинский
«Притча, как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
Наших юных дошколят , современное поколение, не просто чем-то удивить, и чтобы их заинтересовать, я нахожусь в постоянном поиске новых идей и педагогических решений, творческих проектов.
Рада представить Вам свою «Педагогическую находку» - «Использование притч в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Уважаемые . коллеги, хочу обратить ваше внимание на то, что в настоящее время мы работаем по новой еденной Федеральной образовательной программе, в которую включили программу воспитания, где раздел Введение начинается со слов :
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, формированию и развитию личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Далее вытекают 3 основополагающие цели, одна из которых звучит так:
разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе должны лежать духовно-нравственные ценности российского народа, исторические и национально-культурные традиции.
В программе воспитания выделены направления перечислю основные, которые касаются моей темы выступления:
Патриотическое направление. В основе — любовь и уважение к своей стране, малой родине, ощущение принадлежности к своему народу.
Духовно-нравственное направление основано на таких ценностях, как доброта, забота о других и хорошие поступки. Это помогает детям понимать, что такое правильное и неправильное поведение.
Сциальное направление- В основе лежат ценности — семья, дружба, человек и сотрудничество. .
Таким образом, теперь дошколят мы будем не только развивать и обучать, но и формировать важные духовные ценности, гражданскую активность и патриотизм.
Проблема воспитания нравственности у детей дошкольного возраста, да и не только дошкольного, была всегда актуальна, но сегодня учитывая события, происходящие в мире ее мы должны выделить красным и жирны шрифтом.
А что происходит? Я отвечу на этот вопрос, происходит подмена ценностей. Т.е. такие ценности как добро, справедливость, милосердие ка буд-то вытиснились и на первое место встали материальные ценности, т.е. произошла подмена ценностей. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.
Во многих семьях материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о, справедливости и доброте. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребѐнка, развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.
Исходя из выше сказанного , считаю ,что я работаю в правильном направлении , используя притчи , как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.
Как помочь ребёнку ответить на жизненные вопросы, в которых заложен нравственный смысл?
Работая с детьми я обратила внимание на то,что часто дети не вникают или не понимают содержание какой-либо информации. Я стала перед выбором: либо я им даю сухую информацию, либо – пытаюсь воспитывать, что-то обсуждая на жизненных примерах. Для себя я решила: пусть мои дети получат меньше точной информации, но я попытаюсь их вызвать на откровенный разговор, затронуть душевные струнки, что, возможно, когда-то в них отзовется. И для этого притча оказалась самым подходящим материалом.
Хочу напомнить вам, притча - это короткий рассказ, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне. Она содержит какую-то дилемму, неожиданные слова, поступки. Притча объединяет опыт разных людей, народов. Простой язык притч понятен детям.
Ценность притчи в том, что она вызывает детей на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы приходим к какому-то общему мнению (а не воспитатель сообщает детям готовое «правильное» решение).
Если говорить о притче с точки зрения методики, то возникает вопрос, а где, собственно, она уместна? Моя практика показала, что притча уместна для мотивации в начале занятия, чтобы помочь детям быстрей включиться в него, как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения, образы притч могут быть и примером для подражания, для обсуждения той или иной темы, для рефлексии в конце занятия.
Уважаемые педагоги! Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов нашего мира. Причём этот доступ – облегчённый, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце.
Притчи – это редкий жанр во всей мировой литературе, жанр который практически не используют в учреждении дошкольного образования. Но, считаю, что эти короткие и поучительные рассказы помогают маленькому человечку понять что такое добро и зло, правильное неправильное поведение, хорошие и плохие поступки .
ВЫВОД:
Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Очень важно в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей понятий значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе,
чувства безграничной любви к Родине»
В.А. Сухомлинский