Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

“Проблема чистоты интонирования у учащихся на уроках сольфеджио” | Травкина Мария Сергеевна. Работа №299777

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Травкина Мария Сергеевна
Автор имеет многолетний опыт обучения слабо интонирующих детей и считает, что причиной неточной певческой интонации часто бывает не недостаток музыкальных данных, а отсутствие координации между слухом и голосом. Эта ситуация может быть исправлена в процессе занятий.

В данной работе описаны некоторые методики и самостоятельные находки автора при работе с "гудящими" и слабо интонирующими детьми на уроках сольфеджио и хорового класса для начинающих. Особенно важен в наших занятия индивидуальный подход к каждому ученику, который может быть при определенных условиях осуществлен и в группе. 

 

Проблема чистоты интонирования у учащихся на уроках сольфеджио.
Методическая работа.
Автор — преподаватель сольфеджио, старший преподаватель теоретического отдела МБУ ДО Кузьмоловская школа искусств Травкина Мария Сергеевна.
Одним из важнейших элементов урока сольфеджио является обучение пению.
Слово сольфеджио переводится с итальянского как пение по нотам. Таким образом, основная задача курса сольфеджио в детской музыкальной школе — приобретение навыков более-менее свободного пения с листа по нотам (хотя бы в одноголосном хоре). Также обучение детей пению является необходимейшей основой для успешного освоения музыкального инструмента: ещё в 1930-е годы педагог и психолог Б. Теплов доказал, что без пения у детей не развивается музыкальный слух. В своей диссертации О природе музыкальных способностей он говорит, что формирование музыкального звукового мышления и музыкальных представлений у ребёнка идёт через пение).
Надо заметить, что мнение Б. Теплова идёт вразрез с известной программой по пению для общеобразовательных школ, созданной в советское время Д. Д. Кабалевским, так как Кабалевский строит свою программу на рассуждениях о музыке. К сожалению, внедрение этой программы в школы способствовало тому, что дети так и не научились петь. Вдобавок, этому способствовала потеря бытовой певческой культуры (по крайней мере, на территории бывшей РСФСР); о причинах этого мы сейчас упоминать не будем, поскольку их стоит анализировать отдельно.
Результатом этого стал тот факт, что дети при поступлении в музыкальную школу обычно совершенно не интонируют, или интонируют в очень ограниченном диапазоне (терция — кварта — квинта).
Поэтому на уроках сольфеджио в 1 классе одной из основных задач является работа над чистотой интонирования.
В качестве примечания: поскольку урок сольфеджио не может быть полностью посвящен этой задаче, значительная её часть должна осуществляться на занятиях хорового класса в специальной группе для начинающих.
Прежде чем начинать работать над чистотой интонации у детей, необходимо изучить особенности детского голоса.
Обратимся к истории.
В 1931 году был образован Государственный институт музыкальной науки, который в 1934 году был преобразован в Академию педагогических наук и Институт художественного воспитания детей. К 1960 году был закончен эксперимент, начатый этим институтом по изучению детского голоса (базами для эксперимента послужили Московская и Ленинградская консерватории, так как попутно изучался голос взрослого человека, Ленинградский ЛОР НИИ, Дворцы пионеров Ленинграда и Москвы и Институт художественного воспитания детей). Итогами этой работы явились такие труды, как Тайны вокальной речи В. П. Морозова и Детский голос под редакцией В.Н.Шацкой.
Главный вопрос, который был поставлен перед педагогами, работающими с детским голосом, был вопрос охраны голоса. Впервые об этом заговорил ещё врач И. И. Левидов в своей книге Охрана и культура детского голоса (издание 1939 года). Тогда же был начат постоянный выпуск брошюр для педагогов-музыкантов.
Позже стали появляться такие работы, как:
А.А. Сергеев Воспитание детского голоса (1950);
Богодуров В., Орлова Н., Сергеев А. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 1954;
Е.М. Малинина ”Вокальное воспитание детей” (1967).
Также были организованы показные хоровые коллективы — например, хор Института художественного воспитания детей, художественный руководитель — В. Соколов.
Характеристика детского голоса.
Детский голос имеет свои физиологические и динамические особенности, сильно отличающие его от взрослого.
Тембр — звонкий, серебристый, так как детский голос обладает большим количеством обертонов. (конечно, речь идёт о здоровом голосовом аппарате. В наше время встречается достаточно большой процент детей с хроническим несмыканием голосовых связок и с хроническим ларингитом).
Детский голос обладает большей подвижностью, чем взрослый (динамика у детского голоса слабая, поэтому всякое фиксирование звука в работе должно быть исключено).
Предел силы детского голоса — взрослое меццо-форте, то есть взрослый хор из 40 человек по силе звучания равен 100 — 120 детям.
Диапазон развития в зависимости от возраста:
1 — 2-й класс: От 1 — 2х тонов до 5 — 6 тонов (обычный диапазон ре 1-й — си 1-й октавы);
4 — 7-й классы: первые голоса ре первой - фа второй октавы, альты - си - ля малой октавы - до - ре второй октавы.
Детский голос обладает всеми регистровыми показателями: грудной резонатор, микст, головной резонатор.
Физиологические особенности: гортань к 10 — 12 -летнему возрасту в 2 — 2,5 раза меньше, чем у взрослого, объём лёгких — около 500 кубических сантиметров (для пения требуется 1000 — 1500 см 3), поэтому детям труднее петь из-за физиологически обусловленного короткого дыхания. Лёгкое работает не полностью, диафрагма не функционирует (она начинает работать с 14-летнего возраста). В связи с этим лёгкое не полностью заполняется воздухом, и мускулатура и лёгкое работают только в верхней части. Отсюда у детей привычка при вдохе поднимать плечи. Для отучения от этого можно применить такое задание, как дышать по секрету.
Голосовые связки — мышцы необычной конструкции. Их размеры — 15 — 17 мм (для сравнения — у баса-октависта 29 мм). Учитывая постоянный рост ребёнка, а значит, и изменение тканей, нужно работать с голосом осторожно, не допуская крика.
После 9 — 10 лет в организме ребёнка начинают работать эндокринные железы, то есть, наступает переходный период (период полового созревания). Начинается постепенное формирование взрослого голоса, или мутация. В период мутации слизистая горла воспалена, рыхлая, розовая. Мутация обычно продолжается два — три года. У девочек она неярко выражена. У мальчиков пропадает певческий голос. Во время мутации у девочек допускается осторожная работа с голосом, у мальчиков — работа с голосом недопустима.
Многие вокалисты и педагоги задумывались над тем, как найти такие упражнения, которые рефлекторно, через хоровое пение, смогут осуществить задачу постановки детского голоса. Наибольшую известность получили три разработанные системы: система музыкального воспитания Д. Е. Огороднова, система вокальной работы с детьми В. А. Яковлева (см. его работу Физиологические закономерности певческой атаки) и система вокалиста, педагога и врача-фониатра В. В. Емельянова.
Идеально, чтобы работа с детьми по какой-либо из этих систем проводилась на занятиях хора, тогда сольфеджисту будет легче работать с детьми на уроках сольфеджио. На занятиях по сольфеджио можно использовать элементы этих систем при распевке.
Почему постановка голоса так важна? Потому что одной из причин нечистого интонирования является отсутствие координации между внутренним слухом и голосовым аппаратом, хотя, конечно, нечистая интонация может явиться следствием полного или почти полного отсутствия музыкального слуха; в таком случае, всякая работа, проводимая в этом направлении, будет безрезультатной или же почти безрезультатной.
Приведу пример: учащаяся 6-го класса, 12 лет, занимается в группе с 1-го класса. Единственное, чего удалось добиться — она перестала гудеть в малой октаве. Чисто петь даже выученную мелодию без дублирования её на фортепиано она не может, стой не держит. Музыкальные данные у девочки ниже средних (то же самое говорит и её преподаватель по классу специального инструмента); такой ребёнок может петь в детском хоре самые простые, с маленьким диапазоном, мелодии на один голос в сопровождении фортепиано, но не более.
И,однако же, при прослушивании детей, поступающих в музыкальную школу, далеко не всегда можно сразу определить наличие или отсутствие у ребёнка музыкального слуха. В частности, ели ребёнок нечисто поёт или вовсе гудит ( то есть, поёт на одном, зачастую неопределённом звуке в малой октаве), это ещё не значит, что у него нет слуха. Часто такие дети оказываются весьма способными и, в дальнейшем, когда удаётся исправить им интонацию, довольно успешно занимаются в классе сольфеджио и поют в хоре. Приведу ещё пример: мальчик 7 лет, занимается музыкой первый год, учится на фортепианном отделении. Почти полгода гудел на одной ноте, к тому же был очень зажат физически и психологически (психологическая зажатость тоже может быть причиной гудения, так как отсутствует необходимый тонус в звукоподаче). Самое главное в работе с такими детьми — ободрять их и обнадёживать, не скупиться на похвалы и поощрения; нельзя давать такому ребёнку понять, что он хуже других. Если ребёнок обладает хорошим слухом и достаточно самокритичен, нужно ему объяснять, что петь мы ещё только учимся, и обязательно всё получится. В результате систематически проводимой работы в классе сольфеджио и в хоровом классе (для плохо интонирующих детей существует группа кандидатского хора), у мальчика в третьей учебной четверти стала устанавливаться интонация, и к концу года он запел практически чисто в объёме большой сексты — малой септимы.
Одна из предлагаемых методик обучения детей чистому пению такова:
1. Отделить гудящих и нечисто поющих (иногда это бывает вся группа в полном составе) и вести с ними занятия отдельно. Для начала детям надо дать почувствовать, что звуки бывают разной высоты. Для этого можно использовать такие упражнения, как лифт, самолёт, собачки и собаки.
а) Собачки и собаки. Дети (по одному) подражают лаю собак: сначала лают тоненько, как маленькая собачка, а потом - толстым голосом, как большая собака.
б) Лифт. На звуке у гудеть на одной высоте, помогая себе двумя руками, сцепленными в замок ладонями вниз (первый этаж). Затем лифт (руки) едет вверх, голос помогает рукам (звук у звучит уже выше на глиссандо). Можно остановиться на каком-нибудь этаже (высоте звука). Ездить на лифте можно вверх-вниз.
б) Самолёт. На звуке а влететь голосом глиссандо вверх, закончив на звуке у в верхней точке, помочь руками; затем в обратной последовательности — вниз (со звука у соскользнуть в а). В том же порядке — сочетать а и ы (это сложнее, чем с у, и требует осторожности). Упражнение заимствовано из системы Емельянова. Руки помогают пению, так как дети младшего возраста ощущают и исполняют музыку при помощи телесных движений, языка тела.
2. Когда гудящие выйдут из зоны гудения, следует построить плохо поющих детей в ряд и вслушиваться вместе в звук ре первой октавы. Затем — попросить каждого спеть по очереди (работа с каждым отдельно, но для всех). Здесь также можно использовать элементы системы Емельянова, например, такие: мма, ммо, мму, ммы, ммэ (распевать на звуке ре, хорошо озвучивая согласную), или петь цепочку гласных а-о-у-ы-э. Можно использовать слог ля (лучше, чем лё) или средний между ля и лё.
3. Затем наступает период работы на звуке ре - это масса разных попевок (например, можно использовать стихи Агнии Барто):
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
При произнесении согласных нужно следить, чтобы дети не произносили их слишком чётко, то есть, не чеканили слова, а больше распевали гласные. На самом деле, это довольно сложно сделать, и в этом — определённый недостаток этой методики.
4. Когда выработается рефлекс слушания ноты ре, добавляется нома ми и так далее. Следующие ноты прибавляются по звукоряду Ре-мажорной гаммы.
Можно использовать следующую систему распевок для треноровки чистоты интонации и развития кантилены. Эта система была в своё время разработана лучшими методистами Ленинграда. Правда, у этого распевочного материала есть существенный недостаток: он не имеет такой методической базы, которая бы обеспечивала рефлекс правильного положения аппарата:
1. Добровольская, Нина Николаевна. Распевание в детском хоре начальной школы. Этот сборник поможет преподавателю найти распевочный материал с постепенным расшириением диапазона, который оснащен аккомпанементом и системой модуляций.
2. Ю. Литовко. Каноны для детей. Сборник имеет подбор материала для подготовки к работе с двухголосными примерами.
3. Развитие музыкального слуха детей на основе ладовой сольмизации. Сост. И .И . Микита. Сборник представляет собой разработку ритмических упражнений, попевок для развития слуха и интонации.
…...................................................................................................................................
Пение на одном звуке довольно сложно даже для детей с неплохой интонацией, поэтому методику, предложенную выше, можно несколько видоизменить. Каким образом?
1. Работу по исправлению интонации следует проводить или в самом начале, или в конце урока сольфеджио, уделяя этому 5 - 10 минут рабочего времени. С детьми шестилетнего возраста и младше эта работа не проводится, так как она довольно быстро надоедает дошкольникам по причине своего технического характера, и шестилеток этими упражнениями лучше не утомлять. Главная задача обучения подготовишек — привить им интерес к музыке и пению, к занятиям сольфеджио; только попутно, в игровой форме, решается задача обучения простейшим навыкам (ритмические игры и упражнения, пение песенок и т. д.) Для шестилетнего ребёнка при исполнении песенки главное — интерес, эмоциональный настрой, а работа над интонацией для него не так важна. Поэтому при разучивании мелодий с подготовишками не следует очень сильно обращать внимание на то, насколько чисто они интонируют, достаточно лишь рукой показать направление мелодии и попросить их сделать то же самое (объяснив понятия выше — ниже по отношению к звукам).
2. Рассаживать первоклассников за парты нужно после их предварительного прослушивания. Гудящих лучше сажать или рядом с такими же гудящими, или с детьми, у которых от природы чистая, устойчивая интонация (таких весьма мало). Детей, у которых интонация неточная, лучше не сажать с гудящими, так как они тоже могут загудеть. Их хорошо сажать с чисто поющими или друг с другом.
3. При работе над исправлением интонации детей стоит выстроить полукругом у фортепиано. Каждый поёт по очереди, но для всех. Предполагаемые упражнения:
Зоя с Витей в лес пошли (попевка на V — III ступенях мажорной гаммы; считается, что детям легче начинать освоение мажорного звукоряда именно с этого мелодического хода). Начинаем петь эту попевку обычно на звуках фа — ре или ми — до-диез (по мере необходимости — и в малой октаве) и движемся по полутонам вверх. Кто-то может чисто спеть 1 — 2 повторения, кто-то — больше. При этом преподавателю необходимо постоянно призывать детей к слуховому контролю. Для этого, если ребёнок явно не дотягивает до нужного звука или гудит, преподавателю нужно призывать его тоненько пищать, как комарик. Порой приходится показывать голосом: иногда этот срабатывает лучше, так как за звучанием фортепиано ребёнок может не слышать своего голоса, а один петь боится.
Известный педагог-сольфеджист П. Вейс вообще считает, что все попевки и мелодии нужно показывать исключительно голосом, и чем меньше преподаватель-сольфеджист прикасается к фортепиано, тем лучше. Но здесь существует опасность того, что ребёнок начнёт подражать голосу взрослого, а это может привести к форсированию звука учащимся.
Иногда оказывается, что так называемые гудящие могут чисто спеть несколько звуков в малой октаве. С такими детьми нужно вести вокальную работу в удобном для них диапазоне, постепенно расширяя его. В любом случае, необходимо вывести даже такого ребёнка в нормальный для детского возраста диапазон.
4. Затем диапазон необходимо расширить: увеличить диапазон распевки, используя уже упомянутое выше упражнение. Затем можно увеличить количество звуков в каждой из попевок:
Зоя с Витей звали Раю (V — III — V — VI — V),
Побежали дети в лес (I — II — III — II — I),
Яблони в садочке, на болоте кочки (I — I — II — III — IV)
Нужно заметить, что при пении постепенный подъём вверх даётся сложнее, чем спуск вниз, поэтому последнее упражнение можно заменить следующим:
Луноход, луноход, по луне идёт вперёд ( V ступень — 1-я строчка, V - IV — III — II - I - 2-я строчка). Песенка взята из учебника сольфеджио 1 класс (Ж. Металлиди и А. Перцовская).
Необходимо упомянуть ещё раз о том, что отсутствие координации между внутренним слухом и голосовым аппаратом — врожденная патология, и её необходимо исправлять. Детям с подобной патологией нельзя отказывать в приёме в музыкальную школу: если человек не может петь чисто, это не означает, что у него нет музыкального слуха; гораздо хуже, когда страдает чувство метроритма или общая память и внимание. Детей можно и нужно учить петь, так как, по оценкам специалистов, людей, вовсе не имеющих музыкального слуха, всего 3 — 4 %.
Используя вышеприведенную методику по исправлению интонации, нельзя — повторюсь — забывать о том, что нечистое пение может быть следствием чисто вокальных проблем. Поэтому необходимо как на занятиях хора, так и — частично — на уроках сольфеджио использовать отдельные упражнения из систем Огороднова, Яковлева или Емельянова (осторожно и выборочно) для постановки голоса.
В заключение хочу отметить, что чем раньше начать обучение чистоте интонирования, тем успешнее будет результат. Научить детей младшего школьного возраста чисто петь легче, чем подростков 10 — 12 лет. У мальчиков после окончания мутации голоса исправление интонации представляет значительную сложность, как и у девочек в период старшего школьного возраста. Поэтому начинать работу над исправлением интонации целесообразнее всего уже в возрасте 7 — 8 лет.
…………………………
Некоторые добавления и замечания по распевкам, применяемым на занятиях по хоровому классу. (позднейшее добавление)
Начинать распевку следует с протяжного звука закрытым ртом, начиная от ре и по полутонам вверх. Обращать внимание на разжатые зубы и возможные ощущения в районе губ (щекотно). Распеваемся обычно до ноты соль 1 октавы.
Затем — так же на звуке у. Свободно, не форсируя звук, по полутонам вверх. Показывать дыхание — обращать внимание на то, что нельзя поднимать плечи. Слишком много дыхания брать не следует, выдыхать осторожно, чтобы свечку не задуть. Добиваться унисона, периодически работая в индивидуальном порядке. Для разогрева аппарата этого бывает достаточно.
Затем — работа над интонацией (см выше) на попевках.
Не ранее 2 полугодия (если 1-й год обучения) распеваемся на да-дэ-ди-до-ду на одном звуке, аккуратно расходуя дыхание. Не форсировать звук, не увлекаться диапазоном.
Распевка не выше до 2 октавы, обычно до си 1 октавы (1 класс)
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×