Проблема эмоциональной неустойчивости. Агрессивность и тревожность обучающихся. | Князева Надежда Георгиевна. Работа №364412
Проблема Эмоциональной неустойчивости выбрана мной не случайно: ведь эмоции играют большую роль в нашей жизни, на нашу деятельность, на общение. И наличие эмоциональной неустойчивости может привести к серьезным личностным проблемам, а также к неспособности осуществлять учебную деятельность. Под состоянием эмоциональной неустойчивости понимают преобладание отрицательных или положительных эмоций и их частую смену, а также быструю перестройку настроения и его эмоциональных характеристик.
Каждый из нас проявляет эмоции в большей или меньшей мере. Часть людей привыкла после рабочих психологических напряжений вечером срываться на семье. Это называется эмоциональной разрядкой. Но есть и более конструктивные способы избавиться от негатива, чтобы не навредить себе и не испортить отношения с окружающими. Сдерживать эмоции, «глотать» их также не следует. Сдерживание эмоций может стать причиной личностных расстройств и серьезных проблем со здоровьем.
Выступление на родительском собрании 09.02.2019г.
Проблема эмоциональной неустойчивости.
Агрессивность и тревожность обучающихся.
Проблема Эмоциональной неустойчивости выбрана мной не случайно: ведь эмоции играют большую роль в нашей жизни, на нашу деятельность, на общение. И наличие эмоциональной неустойчивости может привести к серьезным личностным проблемам, а также к неспособности осуществлять учебную деятельность. Под состоянием эмоциональной неустойчивости понимают преобладание отрицательных или положительных эмоций и их частую смену, а также быструю перестройку настроения и его эмоциональных характеристик.
Каждый из нас проявляет эмоции в большей или меньшей мере. Часть людей привыкла после рабочих психологических напряжений вечером срываться на семье. Это называется эмоциональной разрядкой. Но есть и более конструктивные способы избавиться от негатива, чтобы не навредить себе и не испортить отношения с окружающими. Сдерживать эмоции, «глотать» их также не следует. Сдерживание эмоций может стать причиной личностных расстройств и серьезных проблем со здоровьем.
Эмоциональная неустойчивость не является болезнью в большинстве случаев. Она характеризуется такими проявлениями:
излишняя раздражительность («
психи
» по мелочам)
вспышки (состояние аффекта)
перепады настроения
, иногда без видимой причины, часто неосознанные
низкий уровень контроля своих чувств и своего поведения
, проявление агрессии.
У эмоционально нестабильного подростка, отсутствует самоконтроль. При эмоциональной неустойчивости подросток пытается найти «зацепку», которая позволит им выплеснуть эмоции. Они негативно относятся к критике, не терпят возражений, не пытаются уважать и принимать чужое мнение, всегда настаивая на своем.
Типичные причины эмоциональной неустойчивости:
- долго непроходящее эмоциональное напряжение Оно, в свою очередь, может быть вызвано: психологическими травмами, постоянными неудачами в жизни и стрессамижи, избытком или, наоборот, недостатком внимания со стороны других людей
У подростка, который находиться постоянно в состоянии повышенного беспокойства, склонные к эмоциональному переживаю, появляется ТРЕВОЖНОСТЬ. Не следует путать тревожность и с понятием «страх». Только если ребенок боится высоты, темноты, одиночества, то есть чего-то конкретного, мы можем говорить о страхах. Тревожность же проявляется почти всегда и не связана с какой-либо определенной ситуацией.
Тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства. Тревожному человеку кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного "я". Что рождает страхи и опасения?
Подростки наиболее тревожны в отношениях с одногруппниками и родителями и наименее тревожны - с посторонними взрослыми и преподавателями.
Самыми неприятными проявлениями тревожности является АГРЕССИВНОСТЬ. Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу.
Становление агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации, интернет, компьютерные игры.
Основным из направлений профилактической работы в колледже являются: диагностика обучающихся.
В рамках психолого-педагогического сопровождения учебного процесса проводились следующие диагностики:
1. Экспресс диагностика суицидального риска (Опросник Т.Н. Разуваевой).
2. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова).
3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев).
4. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассела и М. Фергюсона).
5. Для оценки психоэмоционального состояния методика САН (самочувствие, активность, настроение).
6. Мониторинг определения уровня тревожности в данный момент, и личностную тревожность обучающихся (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин).
В сентябре для оценки психоэмоционального состояния в колледже проведена методика САН (самочувствие, активность, настроение).
В диагностическом обследовании приняли участие 478 обучающихся. Число обучающихся, имеющих положительное эмоциональное состояние – 449 чел. 94%, количество обучающихся с нейтральным эмоциональным состоянием – 19 чел. 4%, с отрицательным эмоциональным состоянием - 10 чел. – 2%.
В январе для диагностики самооценки уровня тревожности мною была проведена методика Спилберга-Ханина. Приняло участие 248 человек.
По данным диагностического обследования было выявлено, что у 177 чел. - 71% обучающихся уровень личностной тревожности (устойчивой характеристики человека) находится в пределах нормы. У 29% - 71 обучающихся выявлен высокий уровень личностной тревожности.
С обучающимися с повышенной тревожностью проводиться коррекционные занятие, профилактические беседы, индивидуальные консультации, наблюдение, упражнения на повышение самооценки, выработку уверенности в себя..
Рекомендации родителям по снижению агрессивности и тревожности
1. Самое главное – научить разряжаться, избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию « в мирных целях».
2. Если у подростка наблюдается тревожность, необходимо понять и принять его тревогу: он имеет на нее полное право.
• Интересуйтесь его жизнью, чувствами, страхами. Научите его говорить о них и будьте готовы выслушать его.
• Делиться своей тревогой с подростком лучше в прошедшем времени. «Раньше я боялся, но потом было так и так и удалось сделать это и это».
• Если подросток напряжен, предложите ему упражнения для расслабления: сделать глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное.
• Преодолеть чувство тревоги можно с помощью телесного контакта. Можно просто погладить по голове, обнять его. Это никогда не будет лишним.
• Будьте более оптимистичны сами. Следите за выражением своего лица. Чаще улыбайтесь. Убеждайте, что все будет хорошо.
Спокойные, уверенные в себе родители, способные принять ребенка таким, какой он есть, не ждущие от него моментальных сверх достижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, – вот залог уверенности и адекватной самооценки вашего ребёнка.