Проблема формирования у обучающихся навыков безопасного использования ресурсов Интернета в процессе обучения информатике | Пьянков Сергей Павлович. Работа №346230. Номер работы: №346230
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования у обучающихся навыков безопасного использования ресурсов Интернета в процессе обучения информатике. Акцентируется внимание на значимости цифровой грамотности в условиях активного использования интернет-ресурсов. Приводятся примеры методов и подходов, которые помогают учителям информатики формировать у учащихся понимание безопасного поведения в сети и ответственность за свои действия в цифровом пространстве.
Ключевые слова: интернет-безопасность, цифровая грамотность, информатика, обучение, навыки безопасности, интернет-ресурсы, киберугрозы, критическое мышление.
Проблема формирования у обучающихся навыков безопасного использования ресурсов Интернета в процессе обучения информатике
Пьянков Сергей Павлович, учитель
МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс»
Структурное подразделение Путинская школа
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования у обучающихся навыков безопасного использования ресурсов Интернета в процессе обучения информатике. Акцентируется внимание на значимости цифровой грамотности в условиях активного использования интернет-ресурсов. Приводятся примеры методов и подходов, которые помогают учителям информатики формировать у учащихся понимание безопасного поведения в сети и ответственность за свои действия в цифровом пространстве.
Ключевые слова: интернет-безопасность, цифровая грамотность, информатика, обучение, навыки безопасности, интернет-ресурсы, киберугрозы, критическое мышление.
Современное общество переживает активную цифровизацию, что отражается на всех аспектах жизни, включая образование. Учителя информатики, сталкиваясь с задачей обучения школьников работе с интернет-ресурсами, обязаны уделять особое внимание не только развитию навыков поиска информации и работы с онлайн-инструментами, но и формированию культуры безопасного поведения в сети. Безопасность в Интернете – это одна из ключевых компетенций, необходимых каждому современному человеку, особенно в свете роста числа киберугроз и мошенничества.
В процессе обучения информатике перед педагогами стоит задача не только обучить учеников работе с компьютером и программами, но и сформировать у них навыки критического мышления, которые помогут ориентироваться в сложном мире онлайн-контента. Учащиеся должны понимать, что не вся информация в Интернете достоверна, а каждое действие в сети может иметь последствия. Этот аспект является важнейшим элементом цифровой грамотности, особенно для школьников, которые активно пользуются социальными сетями, мессенджерами и игровыми платформами.
Важной проблемой становится недостаточная осведомленность школьников о рисках, связанных с использованием Интернета. Многие учащиеся, увлеченные поиском информации или общением, не осознают, что их личные данные могут стать доступными злоумышленникам или что они могут стать жертвой манипуляций. Здесь учитель информатики играет важную роль, помогая ученикам выработать правильные привычки и понимание основ кибербезопасности.
Один из ключевых аспектов обучения безопасности в сети – это осознание важности защиты личных данных. Ученики должны понимать, что их личная информация, такие как адрес, телефон, фото и видео, не должна быть открыто доступна в Интернете без должной меры предосторожности. Важно объяснить учащимся, что публикация информации в Интернете оставляет след, и в будущем это может повлиять на их репутацию или карьерные перспективы.
Примером хорошей практики может быть проведение уроков, посвящённых созданию надёжных паролей, двухфакторной аутентификации и принципам защиты персональных данных. Учитель может предложить ученикам провести аудит своих аккаунтов в социальных сетях и других онлайн-сервисах, чтобы оценить их степень защищённости. Это даст школьникам практическое понимание того, как работают механизмы безопасности и какие шаги они могут предпринять для защиты своих данных.
Кроме того, учащиеся должны быть знакомы с понятием фишинга – одной из самых распространённых интернет-угроз. Они должны научиться распознавать подозрительные сообщения и письма, которые могут содержать вирусы или быть попыткой мошенничества. В рамках уроков информатики учитель может предложить пример фальшивого письма с «просьбой» предоставить личные данные или перейти по ссылке, чтобы обсудить с учениками признаки таких писем и способы избежать попадания в ловушку.
Еще один важный аспект интернет-безопасности – это умение правильно оценивать и фильтровать информацию, которую школьники находят в Интернете. В эпоху постправды и распространения фейковых новостей критическое мышление становится жизненно важным навыком. Ученики должны научиться отличать достоверные источники информации от сомнительных, проверять факты и использовать проверенные ресурсы для выполнения учебных заданий. Здесь учитель информатики может предложить различные онлайн-инструменты для проверки информации, а также научить школьников основам медиа-грамотности.
Важным элементом в формировании безопасного поведения в сети является также осознание этики и ответственности за свои действия в Интернете. Ученики должны понимать, что их комментарии, посты и сообщения могут оказывать влияние на других пользователей. В рамках уроков информатики можно обсуждать вопросы цифрового этикета, кибербуллинга и уважения к другим участникам онлайн-сообществ.
Учителям информатики необходимо учитывать, что школьники часто не видят границ между виртуальной и реальной жизнью. Для них интернет становится пространством для общения, учебы, развлечений и самовыражения. Поэтому формирование культуры безопасного поведения в сети должно включать в себя не только технические аспекты (настройки конфиденциальности, антивирусные программы), но и воспитание ответственности и уважения к окружающим.
Важным фактором в формировании у обучающихся навыков безопасного использования Интернета является междисциплинарный подход. Вопросы кибербезопасности могут обсуждаться не только на уроках информатики, но и на уроках обществознания, где можно акцентировать внимание на правах и обязанностях интернет-пользователей. Кроме того, проведение родительских собраний с целью повышения осведомленности родителей о правилах безопасного поведения в сети также может сыграть важную роль. Родители должны быть в курсе того, чем занимаются их дети в Интернете и как они могут помочь им избегать опасностей.
Таким образом, проблема формирования у обучающихся навыков безопасного использования ресурсов Интернета требует комплексного подхода. Учителю информатики необходимо внедрять в учебный процесс практические задания и проекты, которые помогут учащимся осознать важность кибербезопасности и развить навыки критического мышления. Это позволит школьникам не только безопасно использовать интернет-ресурсы, но и формировать ответственный и зрелый подход к своей цифровой активности. В условиях стремительного развития технологий и интернет-ресурсов, навыки безопасного поведения в сети становятся ключевыми для успешного и безопасного существования в современном цифровом обществе.
Список литературы
Бороненко
Т.А.
, Кайсина
А.В.
, Федотова
В.С.
Х
арактеристика и уровневая оценка цифровой грамотности школьников
// ПНиО. 2021. №2 (50). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-i-urovnevaya-otsenka-tsifrovoy-gramotnosti-shkolnikov
(дата обращения: 07.10.2024).
Концепция стратегии кибербезопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] URL:
http://council.gov.ru/media/files/41d4b3dfbdb25cea8a73.pdf
Челышева
И.В.
Кибербезопасность школьников в интернет-пространстве и проблемы семейного медиаобразования // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. №4