Проблема формирования у обучающихся навыков безопасного использования ресурсов Интернета в процессе обучения информатике | Будкевич Ксения Валерьевна. Работа №346936. Номер работы: №346936
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования навыков безопасного использования ресурсов Интернета у школьников в процессе обучения информатике. Особое внимание уделяется вопросам информационной безопасности, грамотному использованию цифровых ресурсов и развитию критического мышления у обучающихся. В статье анализируются ключевые аспекты, влияющие на формирование этих навыков, а также предлагаются рекомендации для педагогов по созданию эффективных образовательных сред, способствующих повышению уровня безопасности при работе с интернет-ресурсами.
Ключевые слова: интернет, информационная безопасность, навыки, школьники, обучение информатике, цифровая грамотность.
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
Будкевич Ксения Валерьевна, учитель информатики
МБОУ СОШ № 44 г. Хабаровск
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования навыков безопасного использования ресурсов Интернета у школьников в процессе обучения информатике. Особое внимание уделяется вопросам информационной безопасности, грамотному использованию цифровых ресурсов и развитию критического мышления у обучающихся. В статье анализируются ключевые аспекты, влияющие на формирование этих навыков, а также предлагаются рекомендации для педагогов по созданию эффективных образовательных сред, способствующих повышению уровня безопасности при работе с интернет-ресурсами.
Ключевые слова: интернет, информационная безопасность, навыки, школьники, обучение информатике, цифровая грамотность.
В современном мире информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни каждого человека, особенно детей и подростков, которые ежедневно используют Интернет как для учебы, так и для досуга. Это значительно расширяет их возможности, но одновременно ставит перед ними угрозы, связанные с кибербезопасностью и незащищенностью в цифровом пространстве. В процессе обучения информатике особое значение приобретает вопрос формирования у обучающихся навыков безопасного использования интернет-ресурсов. Задачей педагога становится не только научить детей пользоваться компьютерными технологиями, но и привить навыки осознанного и безопасного поведения в сети.
Интернет открывает доступ к большому объему информации, что, с одной стороны, предоставляет огромные образовательные возможности, но, с другой стороны, создает условия для возникновения различных угроз. Школьники могут сталкиваться с кибербуллингом, вирусными атаками, вредоносными программами, мошенничеством и несанкционированным доступом к личной информации. Кроме того, существует риск попадания на неподходящие или опасные сайты, которые могут нанести психологический или моральный вред ребенку.
Одной из основных проблем является недостаток критического мышления у школьников, что делает их уязвимыми перед дезинформацией и манипуляциями. В условиях информационного перенасыщения дети не всегда способны самостоятельно оценить достоверность источников и принять меры для защиты своих данных. В процессе обучения информатике важно не только передавать технические знания, но и способствовать развитию у школьников способности осознанно подходить к использованию информации.
Процесс формирования навыков безопасного использования интернет-ресурсов требует от педагога системного подхода. Одним из важнейших аспектов является информирование обучающихся о возможных угрозах и рисках, связанных с использованием Интернета. Важно объяснять школьникам правила безопасного поведения в сети, такие как создание надежных паролей, избегание подозрительных ссылок и файлов, а также соблюдение конфиденциальности личной информации. Педагог должен показать обучающимся, что безопасность в Интернете начинается с их собственных действий и осознанного отношения к работе с цифровыми ресурсами.
Не менее важно обучать школьников критическому анализу информации, предоставляемой в сети. В условиях современного информационного общества учащиеся должны научиться различать надежные источники от сомнительных, проверять информацию перед ее использованием и распространять только достоверные данные. Развитие этих навыков не только повышает уровень безопасности, но и способствует формированию информационной культуры у школьников, которая необходима для их успешной интеграции в цифровое пространство.
Кроме того, обучение должно быть направлено на развитие у обучающихся ответственности за свои действия в Интернете. Учителя могут объяснять важность соблюдения этических норм в сети, уважения к личной информации других пользователей и недопустимости кибербуллинга. Привитие этих норм и ценностей на ранних этапах обучения помогает снизить риски, связанные с агрессивным поведением в Интернете и нарушением правил цифровой безопасности.
Учитель информатики играет ключевую роль в процессе формирования у школьников навыков безопасного использования ресурсов Интернета. Педагогу необходимо создавать такие образовательные ситуации, в которых обучающиеся могут не только получить теоретические знания о цифровой безопасности, но и применить их на практике. Для этого важно включать в уроки информатики задания и упражнения, направленные на распознавание угроз в Интернете, развитие навыков защиты информации и критического анализа интернет-ресурсов.
Кроме того, педагог может использовать разнообразные цифровые инструменты, такие как симуляторы киберугроз, интерактивные тесты и тренажеры по безопасности, которые помогут школьникам освоить навыки защиты своих данных и научиться предотвращать возможные атаки. Такие образовательные технологии способствуют формированию у обучающихся устойчивых привычек безопасного использования цифровых ресурсов.
Систематическая работа по формированию цифровой грамотности также предполагает привлечение родителей к процессу обучения. Важно, чтобы педагоги и родители действовали согласованно, помогая детям закреплять полученные на уроках навыки и контролируя их деятельность в сети. Совместные усилия помогут снизить риски и повысить уровень информационной безопасности обучающихся.
Формирование у школьников навыков безопасного использования ресурсов Интернета является важнейшей задачей современного образования. В условиях цифрового общества недостаток таких навыков может привести к серьезным последствиям как для личной безопасности детей, так и для их образовательных успехов. Учитель информатики должен играть активную роль в этом процессе, создавая образовательные среды, где обучающиеся могут развивать критическое мышление, защищать свои данные и принимать осознанные решения в Интернете.
Список литературы
1. Корчагина М. Ю. Оценка уровня цифровой грамотности школьников / М. Ю. Корчагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 163-164.
2. Склямина М. Ю. Обеспечение информационной безопасности учащихся в системе общего образования / М. Ю. Склямина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6.4 (86.4). — С. 52-55.