Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проблема нравственного самосовершенствования в произведениях Л.Н.Толстого | Соболева Любовь Юрьевна. Работа №340157

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В своих произведениях Лев Николаевич Толстой стремился к тому, чтобы показать психологическую правду и раскрыть законы нравственной жизни человечества, анализируя самые глубинные мысли и самые незначительные, казалось бы, поступки. Лев Толстой, как и свои герои, переживал взлеты и падения; переломные моменты в его личной жизни прямо или косвенно влияли на ход романа. Видимо, познание и совершенствование себя, открытие в себе чего-то нового являлись одной из жизненных целей, духовных целей писателя.

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей №14" Зеленодольского муниципального района республики Татарстан

 

 

 

 

Проектная работа по литературе

Проблема нравственного

самосовершенствования в произведениях Л.Н.Толстого

 

 

 

 

Выполнила ученицы 9Б класса:

Костицына С.

Руководитель: Соболева Л.Ю.

 

 

 

Зеленодольск

2023

Содержание:

Проблема, цели и задачи проекта........................................................................3

Введение.................................................................................................................4

Дневники Л.Н.Толстого………………………………………………………...5

Автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»............6

Роман-эпопея «Война и мир»..............................................................................11

Рассказ «После бала»...........................................................................................13

Заключение ..........................................................................................................14

Использованная литература ...............................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема, цели и задачи проекта

Проблема исследовательской работы:

Русский писатель и мыслитель Л.Н.Толстой отличался своей скромностью, высокими моральными принципами и желанием постоянно самосовершенствоваться. Поэтапно изучая его биографию, нам захотелось узнать, как он достиг такого уровня нравственности, к которому сейчас многие стремятся.

Цель:

Исследовать этапы нравственного самоусовершенствования Л.Н.Толстого через его произведения от первых до самых поздних.

Задачи:

1. Изучить биографию и дневниковые записи писателя

2. Ознакомиться с произведениями, в которых поднята проблема нравственного воспитания и самосовершенствования

3. Сопоставить жизненные этапы Л.Н.Толстого с его написанными произведениями

4. Проследить изменения внутреннего мира и мировоззрения писателя

5. Сделать вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Творчество великого русского писателя Л.Н.Толстого огромно и возвышается как одна из вершин мировой культуры. Всечеловечность и современность искусства Л.Н.Толстого обусловлены его непоколебимой верой в красоту мира и человека. В его произведениях нашли отражение коренные вопросы философии, социологии, права, этики, эстетики и других областей.

Несмотря на свой социальный статус потомственного дворянина, Л.Н.Толстой не стал идти на поводу светских забав. Напротив, он начал вырабатывать самостоятельный, оригинальный и глубокий взгляд на жизнь. Впоследствии писатель вспоминал об этом периоде: "...Когда мне было 15 лет... я пробудился от детской покорности чужим взглядам... и в первый раз понял, что мне надо жить самому, самому избирать путь…"

Толстой начал осознавать, что его путь - не легковесные светские успехи, а путь к "цели общей и полезной" для человечества.

Стремление стать лучше себя прежнего - стоило немалых трудов Л.Н. Толстому. В процессе самосовершенствования писателю была необходима поддержка, преданный соратник, которому можно было доверить все сокровенные мысли. В этих вопросах Льву Николаевичу помогли литература и писательское искусство. Они стали источниками силы и мотивации для саморазвития писателя. Наблюдательный читатель может увидеть, что в каждом произведении Л.Н. Толстой создает героя, чьим прообразом является он сам. Одних героев Толстой наделял качествами, присущими ему самому, другие же действующие лица были одарены исключительно высокими нравственными качествами. Познакомившись с последними, читатель может узнать идеал в представлении Толстого, к которому как раз и стремился писатель всю свою жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

Дневники Л.Н.Толстого

Толстой - писатель начинается с дневника. Дневник сопровождал его всю жизнь. Поскольку "человек Толстого" всегда в большей или меньшей степени автопсихологичен, можно предположить, что потребность, заставлявшая Толстого вести дневник, присуща и его героям. Это подтверждает сопоставление его ранних дневников и первых литературных опытов.

С того момента, как у Толстого возникла потребность фиксировать свои мысли и чувства, перед ним стала двуединая неразрывная задача: самопознание для самоусовершенствования. "Надо прежде познать хорошенько себя и свои недостатки и стараться исправлять их..." Поэтому манера его записей - сплав аналитичности и призыва к действию. Вспоминая прожитый день, Толстой отмечает, какие недостатки он проявил, и тут же дает себе приказ: исправить, искоренить, совершенствовать.

Но в ту пору, когда делались эти записи, писательство как призвание для Толстого еще не было очевидно. Более того, Толстому не ясно: то, что он видит в себе, свойственно человеку вообще или только его индивидуальности. Он приближается иногда к мысли о своей исключительности, но не только не гордится этим, но ставит перед собой новые требования - помните о своем долге и не подходите к другим людям со свой меркой:" ...цель моей жизни известна - добро, которым я обязан своим поданным и своим соотечественникам; первым - я обязан тем, что владею ими, вторым - тем, что владею талантом и умом".

Дневники Толстого своеобразны и по языку. Они написаны без всякой заботы о «красоте», округлости и правильности слога, но с предельной точностью мысли. Встречаются в дневниках длинные периоды и усложненные конструкции фраз. Но живые, разговорные интонации, сочетание логики с образностью создают неповторимое их своеобразие. Наряду с этим дневники в их «личной» части отличают черты, характерные именно для этого жанра: эмоциональность, доверительность, сокровенность.

В целом на дневниках Толстого лежит печать его могучей личности — сложной, противоречивой, но сильной в своих неустанных поисках истины и гениальной в своем искусстве постигать и изображать действительность. Это делает их драгоценными и для нас, и для будущих поколений.

 

 

«Детство»

В молодом человеке пробуждалось сознание того, что барство, в котором он воспитан, не соответствует высоким началам нравственности. Он уже чувствовал противоположность идеала comme il faut тем моральным правилам, что он для себя формулировал, проводя долгие часы в размышлении над книгами Руссо и Монтескье. В своих дневниках автор подчеркивал, что беспорядочная жизнь большей части светских людей есть ничто иное, как следствие раннего разврата души.

Жизнь героя «Детства» изображена как история формирования сложного человеческого характера, становления и вызревания яркой индивидуальности, неповторимо самобытной личности. Николенька предстаёт в непрестанном внутреннем движении, развитии, росте. Это динамичный образ непрерывно растущего человека, «диалектика души», как называют творческий метод писателя.

Путь духовных исканий для Льва Николаевича был нелегкий, порой им овладевало отчаяние от недовольства собой и окружающей жизнью. 

Проникновенно, тонко и точно писатель открывает в своей повести мир детства. Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные впечатления и переживания, но повесть автобиографична лишь отчасти. Автор утверждал, что писал не о своем только детстве, но о том, что есть в детстве у каждого человека. Поэтому Детство бессмертно. Толстой сумел раскрыть, как в потоке разнообразных, порой мимолетных впечатлений бытия кристаллизуется человеческое в человеке. 

 

Для главного героя идеалом для самосовершенствования была его мать, у которой он старался перенимать духовные и моральные качества.

«…Всё, что я знаю о ней, всё прекрасно», - вспоминал Лев Толстой много лет спустя о своей матери. Как позднее писатель скажет устами своего биографического героя, покойная мать рисовалась его воображению олицетворением «всякого совершенства», казалась не только идеалом заботливой и любящей матери, но и вообще «святым идеалом женщины». Даже в глубокой старости Толстой не мог без слёз умиления вспоминать о матери, а в дневнике за 1906 год записал: «Да, она высшее моё представление о чистой любви, но не холодной, божеской, а земной, тёплой, материнской».

Многие современники говорили о том, что повесть Толстого психологическая. Для автора на первый план выходят не внешние события, а внутреннее состояние героя. Мы видим, как в мальчике борются противоречивые чувства. Наблюдая за собой, стремясь понять себя, он учится понимать и других, вдумчиво познаёт окружающих. Автор не смог бы так ярко представить нам состояние ребёнка, не сохранив в душе «детскость». Способствовала этому и игра детства, придуманная старшим братом Николаем, в «муравейных братьев», ведь так хотелось разгадать «тайну о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы». Всю жизнь Лев Николаевич Толстой шёл очень трудным путём самосовершенствования, на котором «чтобы жить честно, нужно рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Отрочество»

«Отрочество» - вторая часть трилогии. В этой повести продолжается анализ души взрослеющего человека. Период отрочества начинается у Николая после смерти матери. О нем он говорит как о «пустыне», где редко находятся «минуты истинного теплого чувства, так ярко и постоянно освещавшего начало моей жизни». Меняется его восприятие окружающего мира — приходит понимание того, что мир не вращается вокруг него одного, что вокруг много людей, которым до него нет дела. Николеньку интересует жизнь других людей, он узнает про классовое неравенство. Причиной этому становится разговор с воспитывающейся вместе с Иртеньевыми дочерью подруги матери Мими Катенькой, которая говорит о разнице между ними: Иртеньевы богаты, они же с матерью бедны. Героя теперь занимает, как же живут другие, «ежели они нисколько не заботятся о нас… как и чем они живут, как воспитывают своих детей, учат ли их, пускают ли играть, как наказывают?...».

Среди доминирующих черт Николеньки — застенчивость, доставляющая герою множество страданий, желание быть любимым и самоанализ. Николенька очень комплексует по поводу своей внешности. Для писателя чрезвычайно важен — и с психологической, и с нравственной точки зрения этот процесс постепенного размыкания индивидуалистической замкнутости на себе одном, хотя в повести он не оценивается им как грех, поскольку детский эгоизм, по его мнению, — явление, так сказать, природное, как, впрочем, и социальное — следствие воспитания в аристократических семьях. Именно в этот период «любимейшими и постояннейшими предметами» размышлений героя становятся «отвлеченные вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души...». Толстой подчеркивает, что в решении их Николенька постигает бессилие ума, попадает в безвыходный круг анализа своих мыслей, теряя вместе с тем силу воли, свежесть чувства и ясность рассудка (что впоследствии отразится на общей концепции личности писателя). В это же время завязывается и первая настоящая дружба Н. с Дмитрием Нехлюдовым, под влиянием которого Н. приходит к «восторженному обожанию идеала добродетели и убеждению в назначении человека постоянно совершенствоваться». Главный герой пытается избавить себя от проблем отрочества и понимает, что его любовь помечтать ни к чему хорошему его не приведет, а только доставит ему много горя и начинает заниматься собственным воспитанием, чтобы избавится от этой пагубной привычки.

 

 

«Юность»

В «Юности» Толстой уже в основном сформулировал закон нравственного самосовершенствования. Это внутренний поиск добра и правды, беспредельная потребность любви, стремление образовать свой разум, воспитать волю, отвращение к праздной жизни, борьба с самолюбием, тщеславием и равнодушием.

Главный герой Николенька Иртеньев уже является студентом университета и дружит с Дмитрием Нехлюдовым. Они устраивают пирушки, пьют жженку. Сначала он вроде бы испытывает удовольствие, но затем появляется чувство стыдливости за свои поступки, за действия других людей. Всех они делят на белую кость и черную, то есть на бедных и богатых. Надо включаться в общечеловеческий поток, исправить, прежде всего, самого себя. Николаю однажды пришлось наблюдать, как его друг Нехлюдов ударил слугу за то, что тот не вовремя снял с него сапоги. Ему стыдно за него. Необходима чистая жизнь в любви и сострадании к ближнему своему.

Николай совестливый человек. Это видно на примере, когда он первый раз сходил к священнику на исповедь скрыл от него свой грех. Но чувство совести съедало его изнутри, и он снова отправился в церковь и рассказал обо всем. Словно тяжелая ноша упала с его плеч, Николай остался доволен своим поступком. Он не хотел обманывать других людей и в тоже время хотел, чтобы о нем окружающие думали только хорошее.

Это стремление всем угодить и понравиться только увеличивали его стремление самореализоваться и совершенствоваться как личность. Даже ссора с друзьями, провал на экзаменах, когда часть его аристократической души проскользнула наружу, наоборот сделали свое дело. Он стал более нравственным, научился ценить то, что предлагает ему судьба и выбрал верный жизненный путь.

Несмотря на всю исключительную важность семьи, наставников, друзей и других внешних условий, все же для Толстого последним решающим фактором воспитания является сам человек, его желание кем-то стать и самостоятельный труд для достижения успехов в деле самовоспитания. Именно поэтому и трилогия Толстого заканчивается похожими мотивами: Николенька снова берется писать тетрадь «Правила жизни» и в моральном порыве решает впредь «не делать ничего дурного» и не изменять правилам.

Как и созданный автором герой, Л.Н. Толстой старался следовать этим нравоучениям , тем самым приближаясь к образу своего идеала. Одним из главных было правило - исполнять то, что ты определил быть исполненным. Также важными были правила исправления, которые он отразил в своей трилогии: "Бойся праздности и беспорядков, бойся лжи и тщеславия, запоминай и записывай все полезные сведения и мысли, не верь идеям, родившимся в споре, не повторяй чужих мыслей". Писатель верил, что именно эти уроки приблизят его героя к высшей точки личностного роста и нравственного самоусовершенствования.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Война и мир»

На страницах своего романа Лев Николаевич Толстой изучает нравственные стороны человеческого существования, что является отличительной особенностью его глубоко психологического и философского произведения. Общественные проблемы интересовали и волновали его преимущественно с нравственной точки зрения. В духовном несовершенстве личности Толстой видел явный источник зла, и потому ключевое место отводил моральному самосознанию человека.

Герои "Войны и мира" идут трудным путем постижения добра и справедливости, ведущим к осмыслению проблем общечеловеческого бытия. Толстой вкладывает в героев часть своей натуры и противоречивого характера, которые постепенно приоткрываются перед читателем на протяжении всего произведения. Согласно этому принципу созданы образы Пьера Безухова и Андрея Болконского, для которых главным в жизни были духовные искания, попытки определения своего места в обществе, ведущие к нравственному взрослению и самосовершенствованию.

Сравнивая Л.Н. Толстого с его любимыми героями: Болконским и Безуховым, можно найти сходство, как между юным писателем и героями в начале произведения, так и между ними в более зрелом возрасте.

В ранних дневниковых записях Толстой писал: "Что я такое?.. Посмотрим, что такое моя личность. - Я дурен собой, неловок, светски не образован. - Я раздражителен, скучен для других, нескромен, нетерпим и стыдлив, как ребенок. - Я почти невежда. "Именно этими качествами был наделен Пьер в начале романа. Во многих его поступках проявляются не лучшие стороны его личности: безволие, неразумность, чувственность (брак с Элен, кутеж с Анатолем).

Так же Л.Н. Толстой о себе писал: "Я глуп и тщеславен, пылок, как все бесхарактерные люди. Я люблю добро, но есть вещи, которые я люблю больше добра- славу. Я так честолюбив и так мало чувство это было удовлетворено, что часто боюсь, я могу выбрать между славой и добродетелью первую..." Такие качества уже присутствовали у Андрея Болконского. Он рвался на войну, чтобы получить славу и стать героем в глазах народа.

Однако Толстому был свойственен самоанализ и стремление изменить себя к лучшему. Такую же способность он передал своим героям.

Для Толстого упрямое преследование своих слабостей становится почти манией. Как утверждал сам писатель, природа его не наградила сильным характером. Тогда Л.Н.Толстой воспитал себе такое качество, как сила воли. Также движение к добродетельной цели автор дневника считает неотделимым от самосовершенствования, а совершенствование невозможно без самой крепкой узды воли. "Один из главных и более всего неприятных для меня моих пороков есть ложь. Побудительная причина большей частью - хвастовство, желание выказать себя с выгодной точки. Поэтому... даю себе правило: как только почувствую щекотание самолюбия, предшествующее желанию рассказать что-нибудь о себе, одумайся. Молчи и помни, что никакая выдумка не даст тебе в глазах других больше веса, как истина, которая для всех имеет обязательный и убедительный характер". Разглядывая себя как бы со стороны. Толстой не решается отказать себе лишь в двух добрых качествах - уме и честности.

Проведя Пьера через 1812 год (Бородино, плен, встречу с Платоном Каратаевым), Толстой показал, как перестраиваются основы его личности. На глазах читателя происходит внутренняя эволюция Пьера Безухова. Из некогда вспыльчивого, ведущего бесцельный образ жизни, хотя и великодушного, доброго и открытого человека, он становится действительно "важным и нужным человеком общества", мечтающим о создании союза "всех честных людей" ради "общего блага и общей безопасности".

Андрей Болконский тоже смог встать на правильный путь к самосовершенствованию. Он осознал, что всеобщее признание - это не есть его истинное предназначение. Его "дорога чести" была непроста и терниста. Лишь перед смертью князь Андрей обретет "любовь, которую проповедовал Бог на земле". Он проходит испытание нравственности, одержав победу ценой своей жизни - самым дорогим, что только может быть.

 

 

 

 

 

 

 

«После бала»

Надолго остался памятен ему один случай: веселый казанский бал и особенно привлекательная юная красавица Варвара Андреевна Корейш, танцующая мазурку со стариком отцом; а на рассвете, на плацу, полковник А. П. Корейш распоряжается экзекуцией- осужденных прогоняют сквозь строй ,- полковник кричит солдатам: "Бейте крепче! Негодяям нет пощады.."Эти впечатления казанского периода жизни послужили основой рассказа " После бала", написанного в 1903 году.

В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения, которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.

Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.


 

Заключение

В своих произведениях Лев Николаевич Толстой стремился к тому, чтобы показать психологическую правду и раскрыть законы нравственной жизни человечества, анализируя самые глубинные мысли и самые незначительные, казалось бы, поступки.

Лев Толстой, как и свои герои, переживал взлеты и падения; переломные моменты в его личной жизни прямо или косвенно влияли на ход романа. Видимо, познание и совершенствование себя, открытие в себе чего-то нового являлись одной из жизненных целей, духовных целей писателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Дневник Л. Н. Толстого, т. I (1895--1899), под ред. В. Г. Черткова, М., 1995.

2. Дневник молодости Л. Н. Толстого, т. I (1847--1852), под ред. В. Г. Черткова, М., 1995.

3. Гусев Н. Н., Жизнь Л. Н. Толстого. Молодой Толстой (1828--1862), изд. Толстовского музея, М., 1998.

4. Леонтьев К. Н., О романах гр. Л. Н. Толстого. Анализ, стиль и веяние. (Критич. этюд), М., 2004.

5. Гудзий Н. К., Как работал Л. Толстой, изд. «Советский писатель», М., 2003.

6. Сборники статей и материалов о Толстом: Международный толстовский альманах, состав. П. Сергеенко, изд. «Книга», М. 2004.

7. Драганов П. Д., Граф Л. Н. Толстой как писатель всемирный и распространение его произведений в России и за границей. 2006.

8. Текст романа: «Война и мир».

9. Текст автобиографической трилогии «Детство». «Отрочество». «Юность».

10.Текст рассказа «После бала».

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×