Проблема нравственности в произведениях А.С. Пушкина | Сорокопытова Ольга Геннадьевна. Работа №352741
Проблема нравственности – эта проблема одна из ключевых в русской литературе, которая учит, воспитывает, а не просто развлекает. Литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решить вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости и другие. Наиболее интересными являются произведения, связанные с нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в жизни.
Проблема нравственности в произведениях А.С. Пушкина
Проблема нравственности – эта проблема одна из ключевых в русской литературе, которая учит, воспитывает, а не просто развлекает. Литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решить вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости и другие. Наиболее интересными являются произведения, связанные с нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в жизни.
Например, в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина мы встречаем много героев, для которых принцип «Береги честь смолоду» является главным в жизни. Для Пушкина понятие «честь» ассоциируется с верностью друзьям, долгу. Мы видим, как Гринев, находясь в плену у Пугачева, прямо говорит ему в глаза: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Другой пример, когда Мария Ивановна, невеста Гринева, падающая в обморок при выстреле пушки в честь именин матери, не идет на сделку со своей совестью, она отвергает предложение предателя Швабрина, который пользуется случаем и предлагает вывести ее из крепости, если она выйдет за него замуж. Верность долгу и слову, стремление помочь другу или любимому человеку, доброта – вот чем «подкупает» эта повесть.
Познакомившись с произведением «Капитанская дочка», мы задаемся вопросом: «Как понятие нравственности раскрывается в лирике А.С. Пушкина?»
Тема нравственности одна из главных в творчестве А.С. Пушкина. Она присутствует и в лирике, и в поэмах, и в прозе великого поэта, но наиболее полно, на мой взгляд, нравственные идеалы Пушкина отражены в его лирике 30-х годов XIX века, поэтому мы обратимся к ней.
Нравственность Пушкин всегда соотносил с верой в Бога. Высочайшим авторитетом Христа поверялись все его мысли и чувства. Пушкин верит в Бога всегда, даже тогда, когда пытается убедить себя и других в обратном, например, рассказывая Вяземскому о собственном «чистом атеизме» или сочиняя ерническую «Гаврилиаду».
Религиозная тема проходит через все творчество Пушкина. Еще в 1817 году вера была для него высшим нравственным законом, позволяющим человеку не потерять себя перед лицом смерти. Об этом – стихотворение «Безверие»:
Когда, холодной тьмой объемля грозно нас,
Завесу вечности колеблет смертный час,
Ужасно чувствовать слезы последней муку!
И с миром начинать безвестную разлуку!
Тогда, беседуя с отвязанной душой,
О вера, ты стоишь у двери гробовой...
Потом, уже в зрелом возрасте, Пушкин пишет стихотворение «Странник», где изображен сам процесс поиска и обретения человеком веры, размышляет о нравственном падении Иуды в стихотворении «Как с древа сорвался предатель-ученик...», говорит о ничтожности земных властителей перед лицом нравственной власти Христа в стихотворении «Мирская власть».
Однако вера позднего Пушкина - это не только вера в Бога. Это еще и глубокая вера в традиционные общечеловеческие нравственные идеалы, без осознания которых, по Пушкину, не может состоять личность. И начальный пункт этого осознания - уважение человека к своей семье, к своим предкам, к их роли в истории России:
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Подобные чувства выражены и в стихотворении «Моя родословная».
Уважение к семье начинается у Пушкина с уважения к женщине, жене. Шедевры пушкинской любовной лирики – это откровения, где говорит «язык сердца», где чувства без остатка растворены в словах:
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
На протяжении своей жизни Пушкин воспевал всепобеждающую силу любви. Некоторые произведения Пушкина проникнуты сочетанием любовной темы с философскими раздумьями поэта о своей собственной жизни, о радости бытия, приливе творческих сил в чудные и редкие мгновения встречи с чарующей красотой. В любовной лирике Пушкина – упоение всепоглощающей любовью, упоение красотой любимой женщины, что уже само по себе приносит ни с чем не сравнимое счастье, блаженство. Без любви нет жизни, нет «божества», нет «вдохновенья».
В поздних произведениях Пушкина любовная лирика теряет конкретную адресность. В них появляется тема поклонения вечному идеалу Женщины, идеалу вечной женственности, недоступной грешным желаниям, идеалу добра, красоты и вдохновения. Такова основная тема сонета «Мадонна». Конкретная женщина, жена поэта, сравнивается в нем с Девой Марией:
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Эти же идеи можно увидеть и в балладе «Жил на свете рыцарь бедный...», и в целом ряде других стихотворений Пушкина.
Тема дружбы в поздней пушкинской лирике тоже строится на традиционном представлении о ней как о высшей нравственной добродетели. Дружба для людей эпохи 20-30-х годов XIX века – чувство, не поддающееся изменчивому времени, устойчивое к ударам судьбы. Собственно, жизнь многих современников Пушкина была полна практическими примерами подобного отношения к дружбе. Известна, например, ситуация, когда карьерист и блестящий дипломат князь Горчаков в декабре 1825 года предложил, рискуя карьерой и свободой, оформить заграничный паспорт «государственному преступнику» Пущину.
Именно таким пониманием дружбы проникнуты стихотворения Пушкина, посвященные друзьям, и прежде всего друзьям-лицеистам. Пушкину абсолютно не важно, кем является в обществе его друг. Это может быть государственный преступник, поэт-единомышленник, дипломат, офицер. И всем им находится место в сердце великого поэта.
Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
Бог помочь вам, друзья мои,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли.
Разделяя в ранней лирике свободолюбивые идеалы декабристов, пережив в середине 20-х годов тяжелый период переосмысления политических позиций, к концу жизни Пушкин пришел к пониманию государства Российского как абсолютной нравственной ценности. И идеалом правителя стал для Пушкина Петр I, монарх, жестокий к своим подданным, но поднявший «на дыбы» Россию, возвысивший ее до уровня передовых европейских держав.
Виноватому вину
Отпуская, веселится;
Кружку пенит с ним одну;
И в чело его целует,
Светел сердцем и лицом;
И прощенье торжествует,
Как победу над врагом.
Стихотворения Пушкина 30-х годов, посвященные государству Российскому, неоднозначно воспринимались современниками. Особенные нарекания вызывали «Стансы» («В надежде славы и добра...»), «Бородинская годовщина», «Клеветникам России». Пушкин, сравнивая Николая I с Петром Великим, «без боязни» глядит в будущее. А Европе, подавшей в 1830 году голос в защиту восставшей против России Польши, грозит новым 1812-м годом:
Вы грозны на словах – попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постели,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Таким консервативно-традиционным, в хорошем, лучшем смысле этого слова, предстает перед нами поздний Пушкин в своих нравственных идеалах. Очевидно, такая позиция позволила духовно развиваться в нелегкой общественной атмосфере 30-х годов XIX века. Вера, уважение к традициям помогли Пушкину осознать собственное «самосостояние», собственную независимость не только от «толпы», «черни», но и от конкретных носителей власти и провозгласить в последних своих стихотворениях высшим нравственным идеалом свободу творческой мысли человека, ту свободу, которую не может отнять ни один тиран:
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторге умиленья. –
Вот счастье! вот права...
Итак, мы выяснили, как данная тема раскрывается в пушкинской лирике 30-х годов XIX века. Нравственный идеал человека – каков он? Во-первых, человек должен обрести веру, во-вторых, любить и уважать свою семью, сохранять дружбу, в-третьих, быть гражданином своей страны.
Таким образом, из всего сказанного выше делаем следующий вывод: «Нравственность – это, несомненно, самое важное в жизни; она, возможно, сама воля к жизни».
Читая Пушкина, размышляя над его творением, мы становимся мудрее, чище, светлее, добрее, а душа наша очищается от рабских оков повседневности и обретает крылья.
Высокие нравственные смыслы, прекрасный образный язык и непоколебимая любовь к Отечеству – вот те ключевые основы творчества А.С. Пушкина, которые и сегодня оказывают определяющее внимание на всякого, кто обращается к его великому наследию.
Гениальность А.С. Пушкина состоит в том, что в его творчестве с исключительной яркостью и полнотой выступают лучшие черты русского характера. В современном мире нравственными ориентирами для нас должны стать великие произведения А.С. Пушкина.
Список использованной литературы
1. Грот, Яков Карлович (1812-1893). Пушкин, его лицейские товарищи и наставники: несколько статей Я. Грота, с присоединением и других материалов. - Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии наук, 1887. - [2], IV, 320 с.; 23. - Отт. из Сборника Отд-ния рус. яз. и словесности Акад. наук, т. 42 № 4.
2. Пушкин, Александр Сергеевич (1799-1837). Сочинения А. С. Пушкина: [в 8 т.] / ред. П. А. Ефремова. - [Санкт-Петербург]: издание А. С. Суворина, 1903-1905. - 24 см.
3. Источник: http://referat-lib.ru/view/referat-literature/265/264805.htm