Проблема развития личности обучающихся в процессе реализации внеурочной деятельности, предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования | Евсельева Елена Валерьевна. Работа №268606
Автор: Евсельева Елена Валерьевна
Цель исследования: изучение особенностей развития личности в процессе реализации внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
- описать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в вопросах развития личности обучающихся;
- раскрыть теоретические основы развития личности;
- охарактеризовать понятие, сущность и влияние внеурочной деятельности на развитие личности обучающихся.
Е.В. Евсельева
МАОУ Средняя общеобразовательная школа №21
Новый Стандарт – это обновление содержания образования, средств обучения и ценностей образования, в том числе и личностного развития младшего школьника.
Для достижения обозначенной задачи требуются системные изменения в содержании образовательной деятельности школы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО) предусмотрены три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Это положение определило актуальность и выбор темы исследования.
Цель исследования: изучение особенностей развития личности в процессе реализации внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
- описать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в вопросах развития личности обучающихся;
- раскрыть теоретические основы развития личности;
- охарактеризовать понятие, сущность и влияние внеурочной деятельности на развитие личности обучающихся.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: изучение опыта педагогов-практиков по развитию личности младшего школьника в условиях ФГОС НОО.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Согласно теории Смирнова Владимира Ивановича развитие личности –процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов.
По мнению американского психолога Эрика Хомбургера Эриксона для младшего школьного возраста характерно:
В возрасте от 6 до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям).
Термин трудолюбие, вкус к работе отражает основную тему данного периода. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: Я — то, чему я научился.
Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.
Таким образом, изучение данного вопроса позволяет сделать вывод, что личностное развитие в большей степени зависит от социальных условий, среды, в которой растет ребенок, степени социального благополучия, окружения. Возраст шести – семи лет - это период формирования психологических механизмов личности ребенка. Становление личности связано с самосознанием, а наиболее ярко самосознание проявляется в самооценке. В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению. К шести-семи годам заметно проявляются познавательные способности, включающие в себя сенсорные и интеллектуальные способности, поэтому так необходимо начиная с первого класса развивать личность обучающихся. В связи с этим, начиная с первого класса, необходимо создавать условия для развития личности посредством освоения предметных и метапредметных результатов начального общего образования.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Таким образом, изучение ФГОС НОО, ООП НОО позволяет предположить, что во всех видах деятельности проявляются свойства личности. Об этом свидетельствуют и исследования психологов, в том числе М Битяновой. Так одна из особенностей личности – темперамент. У большинства младших школьников черты темперамента обнаруживаются весьма четко и определенно. Каждый ребенок младшего школьного возраста, независимо от особенностей его темперамента, может успешно овладеть знаниями, быть хорошо воспитанным. Но стоит учитывать особенности каждого ребенка для развития личности, так как поведение детей может быть разным. Главной задачей является содействие, с одной стороны, развитию свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны – ослаблению тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведение ребенка. Наиболее эффективны виды деятельности, связанные с активными действиями и сильными эмоциональными переживаниями, например занятия подвижными играми и спортом, интересная самостоятельная работа на уроке, активное участие в различных кружках, соревнованиях и прочее.
Каждый ребенок имеет свои способности, именно поэтому важно помочь ребенку в их развитии. Главной задачей является развитие у всех детей общих способностей и формирование интереса к учению вообще в контексте ведущей в этом возрасте учебной деятельности. Развитие способностей младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ребенка со стороны взрослого, что составляет основу педагогического профессионализма.
Задача учителя создать условия для становления личности каждого ребенка в соответствии с его индивидуально – психологическими особенностями.
Таким образом, изучение нормативных документов (ФГОС НОО, ООП НОО) позволяет сделать вывод, что внеурочная деятельность помогает решить ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития личности ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. В процессе реализации различных направлений внеурочной деятельности у обучающимися формируются и развиваются универсальные учебные действия, положительная мотивация к учебе, максимально активизируется познавательная деятельность, что в целом способствует становлению личности и осознанию самого себя в целом. В связи с этим, начиная с первого класса, необходимо создавать условия для развития личности посредством освоения предметных и метапредметных результатов начального общего образования в урочной и внеурочной деятельности.
Согласно мнению Марины Эдуардовны Вайнер мы считаем, что основная задача современной школы - не просто сформировать у обучающегося необходимые знания, умения, навыки, а развить личность ребенка способную к творческой деятельности, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Целью данной работы было - изучение особенностей развития личности в процессе реализации внеурочной деятельности. Для ее решения были описаны требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в вопросах развития личности обучающихся; раскрыты теоретические основы развития личности; охарактеризованы понятие, сущность и влияние внеурочной деятельности на развитие личности обучающихся.
Таким образом, цель данной работы достигнута, задачи реализованы.