Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Проблема развития речи детей раннего возраста" | Большакова Анна Константиновна. Работа №305754

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Ранний возраст (с рождения до 3–х лет) является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

СТАТЬЯ
на тему: Психолого-педагогические исследования по проблеме развития речи детей раннего возраста
Автор: Большакова Анна Константиновна
Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Ранний возраст (с рождения до 3–х лет) является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.
Результаты диагностики уровня развития речи детей показывают, что с каждым годом растет количество детей, отстающих в речевом развитии. Многие дети с трудом пользуются трехсловными предложениями, редко употребляют прилагательные и местоимения, речь некоторых детей невнятная или вообще отсутствует, дети неохотно вступают в общение с окружающими. Основная причина отставания в речевом развитии детей – коммуникативная депривация. лат. deprivatio — потеря, лишение) — негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей (таких как сон, пища, жилище, секс, общение ребёнка с матерью или отцом,
Речь, являясь уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления и обеспечивает общение с помощью того или иного языка. Мозговая организация речевых функций стала предметом разностороннего изучения клиницистов, нейрофизиологов и психологов начиная с середины Х века.
Выготский Л.С. считает, что во время овладения речью ребенок идет отчасти к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.
Исследуя проблему развития речи С.Н. Цейтлин, придерживалась мнения, чтобы ребенок заговорил, ему надо слышать речь взрослого, с ним надо разговаривать. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формировать мысли, понимать речь окружающих. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого. На третьем году жизни потребность в общении и развитие разнообразных форм речевого общения становится необходимым условием психического развития ребенка [14].
Не менее интересна точка зрения на развитие речи С.Н. Цейтлин. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и ее основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трех лет (имеется в виду, прежде всего усвоение самой речи, развитие же речи как средства мышления продолжается до периода половой зрелости). Данный возраст называется сензитивным для формирования речи. В течение этого периода развитие речи обычно происходит без осложнении, но вне его язык усвоить или трудно, или вообще невозможно. Именно этим объясняется то, что дети иммигрантов усваивают незнакомый язык быстрее, чем сами взрослые, а дети, воспитывавшиеся вне человеческого общества, т. е. не имевшие в этом возрасте необходимых условий для овладения языком, не могут приобрести навыки человеческой речи в более позднем возрасте [14].
Установлено, что первые высказывания ребенка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от одного года до трех лет создает предпосылки для успешного освоения ребенком речи. Он отмечал, что у детей на третьем году жизни приходится наблюдать склонность к монологизированию. Дети в этом возрасте иногда говорят вслух, ни к кому не обращаясь. Эту монологическую речь Ж. Пиаже назвал эгоцентрической, попытавшись связать ее со своей теорией эгоцентризма. Эгоцентрическая речь, по Пиаже: не служит целям сообщения, не выполняет коммуникативных функций; эта речь не для другого, а для себя; она протекает независимо от того, слушают ли и понимают ли ее; с этим функциональным ее характером связаны особенности ее содержания и структуры.
В раннем детстве усложняется деятельность малыша, расширяется доступная ему сфера действительности, усложняется общение со взрослыми. Стремление к содержательному общению по поводу предмета побуждает ребенка искать новое средство для общения, которым становится речь. Так, новая потребность, вырастающая на основе предметной деятельности, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения.
К активному употреблению речи ребенка побуждает потребность в совместной с взрослым деятельности.
По мнению Л.С Выготского в возрасте 1 года 2 мес. – 1 года 3 мес. возникает подражание взрослому по инициативе ребенка, малыш повторяет за ним слова, фразы. Новое слово включается в разнообразные комбинации с уже знакомым. Важно, что в раннем детстве ребенок переходит к употреблению осмысленных слов, хотя за словом стоит конкретный предмет, а не обобщенное значение. Слово чашка обозначает для него ту чашку, из которой он пьет. А другие чашки, отличающиеся внешним признаком, таким словом не называются. Постепенно складывается обозначение словом группы предметов на основе наглядных, а не родовидовых признаков. В возрасте около 2 лет ребенок задает многочисленные вопросы о названиях предметов, что приводит к скачкообразному увеличению активного словаря. К концу 3–го года жизни в речи дошкольника появляются слова с обобщающим значением, но по своему содержанию отличающиеся от таких же слов в речи взрослого. Говоря овощи, игрушки, одежда, ребенок имеет в виду предметы, которые встречались в его личном опыте и с которыми он действовал, а не абстрактное понятие, основанное на существенных признаках [4].
Другими словами, развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи. Словарный состав речи – это лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка служит целям общения и познания действительности. Поэтому наиболее существенным является вопрос об усвоении ребенком грамматического строя речи, которое начинается на втором году жизни. В возрасте от 1 года 3 мес. – 1 года 8 мес. ребенок начинает употреблять слова, выполняющие функцию целого предложения. Жесты и мимика, сопровождающие слова, облегчают их понимание окружающими. Малыш произносит мама и тянется к игрушке, что означает: Мама, дай игрушку. Значение таких слов меняется в зависимости от ситуации, в которую они включены. После 1,5 лет движения, звуки и жесты все более заменяются словами, которые превращаются в полноценное средство общения.
В возрасте 1 года 8 мес.–1 года 10 мес. в речи ребенка появляются двухсловные предложения. Он строит фразы, в которых называет требуемое действие: Мама, ням-ням. После 1 года 10 мес. малыш начинает употреблять предложения, состоящие более чем из двух слов. В них он включает свое имя. В 2–3 года быстро увеличивается количество предложений, члены которых согласуются между собой сначала с помощью флексий (2 года 1 мес.–2 года 3 мес.), а потом служебных слов (2 года 3 мес.–3 года). На втором году жизни появляется особая форма речи – ситуативная, понятная только в контексте конкретной ситуации, в которую включены собеседники. Это эмоциональная, отрывочная, дополняемая жестами и мимикой форма речи [4].
Важнейшим достижением в развитии и понимании речи является овладение слушанием. В возрасте 1–3 лет интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточиться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании и переживать по поводу услышанного. Ребенок уже понимает содержание небольших литературных текстов, которое непосредственно связано с его личным опытом или с ситуацией и предметами, воспринимаемыми в момент слушания. На третьем году жизни ребенок воспринимает небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3–4 предложений [4].
В раннем детстве продолжает развиваться понимание речи взрослых. К концу 2–го года жизни понимание речи основано на правильном восприятии всех звуков родного языка.
В возрасте около 2 лет и, особенно на третьем году жизни малыш по своей инициативе начинает отражать в речи все то, что он воспринимает. Возникает описательная речь. Теперь ребенок различает предметы по признакам, количеству и передает эти различия в речи. Он воспроизводит услышанные стихи, сказки, песенки. Речь включается в игру, отражая в ней реальные жизненные ситуации. Появляется способность разговаривать с персонажем игры [4].
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы [3;6; 7; 8] нами были выделены особенности развития речи в раннем возрасте:
– развитие речи связано не только непосредственно с общением с взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;
– формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;
– формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
– появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;
– возникает описательная речь;
– ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;
– речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;
– формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт.
Анализ психолого-педагогической литературы [1;5;8] позволил выделить ряд факторов, влияющих на развитие речи детей в раннем возрасте:
Общение речь появляется и развивается вследствие потребности в общении с другими людьми. Позитивное влияние на динамику развития речи оказывает общение и с взрослыми, и со сверстниками. Причем общение с детьми оказывает намного более выраженный характер – ведь в группе товарищей дети слышат больше новых слов, усваивают новые грамматические конструкции. Однако для раннего развития речи наиболее актуально общение с взрослыми, и в первую очередь, с матерью. Именно мать в ответе за речевое развитие малыша первых месяцев жизни. При общении с ребенком важно не только содержательное, но и эмоциональное общение будут залогом не только успешного речевого развития, но и психологического благополучия ребенка.
Основная деятельность малыша – это, конечно же, игра. Именно в игре ребенок проявляет максимально самостоятельность в освоении языка. Именно поэтому так важно вовремя обеспечивать ребенка необходимыми игрушками и книжками. Для самых маленьких наиболее актуальны книги с крупными изображениями знакомых ребенку предметов – занимаясь по такой книжке, ребенок с радостью будет показывать пальчиком на те объекты, которые узнал и пытаться их назвать.
Среда или материальная обстановка, то есть для полноценного развития ребенка, ему необходимо взаимодействие с природой. Установлено, что дети раннего и дошкольного возраста с радостью наблюдают за растениями и животными, слушают сказки о природе, сочиняют их самостоятельно. Выходя на прогулку в разные сезоны, мы обнаруживаем, что ребенок узнает все новые и новые слова. Мы обращаем внимание малыша на снег, лед, кормушки для птиц. И яркие впечатления, которые кроха получает от общения с природой, помогают надежно закрепиться новым словам или словосочетаниям в его памяти. Важно отправляясь на прогулки с ребенком, не забывать разговаривать и обсуждать его впечатления. Особую роль играет насыщенность яркими впечатлениями. Проанализировав теоретические источники по проблеме развития речи у детей в раннем возрасте, можно сделать вывод о том, что данная проблема очень актуальна.
Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей раннего возраста занимались как отечественные ученые: Запорожец А.В., Леонтьев Л.Н., Лисина М.И. Неправильное звукопроизношение является одним из самых распространенных проявлений речевой патологии. Дефекты звукопроизношения могут являться, как самостоятельными дефектами речи, так и частью других, более сложных речевых нарушений (дизартрии, алалии и др.) [10;12;13].
Патологические нарушения следует отделять от временных (физиологических) нарушений произношения звуков, обусловленных недостаточной сформированностью фонематического слуха или артикуляционного аппарата.
У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта.
Н.В. Серебрякова говорит, что при нормальных условиях воспитания, когда ребенок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни [7].
Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонетического слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.
Причины нарушения звукопроизношения у дошкольников по наличию определенных факторов риска условно можно объединить в две группы: биологические и социальные.
Биологическими причинами нарушений звукопроизношения являются врожденные или приобретенные дефекты костного и мышечного строения периферического речевого аппарата:
1)недостатки строения челюстно-зубной системы:
а) дефекты в строении зубного ряда (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов);
б) дефекты в строении челюстей:
- прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперед);
- прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперед);
- передний открытый прикус;
- боковой (правосторонний, левосторонний), двусторонний прикус; укороченная или слишком массивная уздечка языка.
2)патологические изменения величины и формы языка (слишком маленький или, наоборот, слишком большой язык).
3)неправильное строение твердого и мягкого нёба (узкое, высокое, плоское, укороченное) – при таких аномалиях наиболее заметно нарушается правильное произношение шипящих и свистящих звуков, сонорных, страдает внятность речи в целом.
4)атипичное строение губ (толстые, массивные губы, узкие, тонкие, малоподвижные) приводит к неправильному произношению губных, губно-зубных, а также гласных звуков.
5)недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Оно может быть вызвано и неумением ребенка удерживать язык в нужном положение или быстро переходить от одного движения к другому.
Не во всех случаях патологических отклонений в строении артикуляционного аппарата имеет место нарушение звукопроизношения.
Вывод: для того, чтобы изучить характер нарушения звукопроизношения, определить его специфику, зону ближайшего развития ребенка, правильно выбрать направления коррекционного воздействия, необходимо выявить причину дефектного произношения. Компенсаторные возможности у каждого ребенка и взрослого различны, поэтому при наличии определенных дефектов артикуляционных органов в отдельных случаях наблюдается правильное воспроизведение звуков [2;9].
Корницкая С.В. подчеркивает, что одной из распространенных социальных причин нарушений звукопроизношения является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода сюсюкают с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения [11].
Нарушение звукопроизношения может возникнуть у ребенка и по подражанию. Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, косноязычная или слишком торопливая, а иногда с диалектными особенностями речь.
Негативно сказывается на речи детей и двуязычие в семье – полиглоссия. Одновременно овладевая разными языками, ребенок смешивает фонетические признаки двух лингвистических систем.
Часто причиной нарушенного звукопроизношения у детей является так называемая, педагогическая запущенность, когда взрослые не уделяют должного внимания на то, как ребенок говорит, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.
Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих согласных, мягких и твердых, свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного произношения надолго задерживается.
Признательность
Выражаю благодарность и глубокую признательность кандидату педагогических наук, доценту, преподавателю Южного федерального университета Татьяне Павловне Колодяжной за советы и ценные замечания при работе над данной статьёй.
Список литературы:
Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии. - М.: Просвещение, 2004.
Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1988.
Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим речи 3 уровня // Логопед. – 2004г. №1
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 2009.
Гаркуша Ю.Ф. Маскалык М.П. Логопедическое обследование детей раннего возраста с задержкой речевого развития - М.: Центр гуманитарной литературы РОН, 2011.
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2- 4 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб., 2005.
Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. - М.: Логос, 2006.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М.: Медицина, 2013.
Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формировании детской личности. Принцип развитии в психологии. -М.: Просвещение, 1978. - С. 243 - 267.
Корницкая СВ. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста ко взрослым // Вопросы психологии, 1973. №4.
Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1997.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи.-М., 2004г.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×