Проблема школьной неуспеваемости и пути преодоления | Мой кабинет. Работа №352855
Основные причины трудностей в обучении
· слабые процессы памяти, мышления, слабая концентрация внимания;
· несформированность функций самоконтроля и умения действовать по правилам;
· низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых мотивов в учебной деятельности;
· быстрая утомляемость;
· низкая самооценка, неуверенность в собственных силах;
· педагогическая запущенность в семейном воспитании.
Проблема школьной неуспеваемости — это ситуативное или устойчивое отставание школьника в освоении учебного материала по одному или нескольким предметам программы.
Основные причины трудностей в обучении
слабые процессы памяти, мышления, слабая концентрация внимания;
несформированность
функций самоконтроля и умения действовать по правилам;
низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых мотивов в учебной деятельности;
быстрая утомляемость;
низкая самооценка, неуверенность в собственных силах;
педагогическая запущенность в семейном воспитании.
Пути преодоления школьной неуспеваемости:
Педагогическая профилактика
. Применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного
и программированного обучения.
Педагогическая диагностика
. Систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.
Педагогическая терапия
. Меры по устранению отставаний в учёбе, например, дополнительные занятия или группы выравнивания.
Воспитательное действие
. Индивидуальная планируемая воспитательная работа с неуспешными учениками, которая включает и работу с семьёй школьника.
Роль педагога-психолога в преодолении школьной неуспеваемости включает:
Установление психологического контакта
и эмоциональной связи с ребёнком через диалог (индивидуальные беседы).
Диагностическую работу
. Диагностику психоэмоционального и интеллектуального развития учащихся, изучение мотивов учебной деятельности, школьной тревожности, интеллектуальных процессов (мышление, память, внимание, восприятие).
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
. Помощь учащимся в разрешении психотравмирующих ситуаций, формирование положительных взаимоотношений ребёнка с коллективом, формирование и стимуляция интеллектуальных процессов.
Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом учащемся, которые помогают наметить коррекционно-развивающую деятельность.
Средствами работы психолога являются тестовые методики, беседа, наблюдение. Подбор тестовых методов диагностики различен для каждой возрастной категории учащихся:
Познавательная сфера
Личностная сфера
1 — 4 класс
1)Таблицы Горбова-Шульте
2) «Пословицы» Б.В. Зейгарник
3) Тест словесно-логического мышления (аналогии, обобщения)
1)Рисунок человека
2)Рисунок школы
3) Методика «Тревожность» А. Прихожан
5 – 7 класс
1)Школьный тест умственного развития (ШТУР)
2)Матрицы Равена
3)Таблицы Горбова-Шульте
1)Тест «Суицидальные наклонности» З.Королёва
2)Рисунок школы
3)Незаконченные предложения
4)Личностный опросник Г.Айзенка
8 – 11 класс
1)Матрицы Равена
2)Сложные аналогии
3)Закономерности числового ряда
4)Тест Айзенка
1)Тест «Суицидальные наклонности» З.Королёва
2)Тест личностной тревожности Спилбергера – Ханина
3)Незаконченные предложения
4)САН (самочувствие- активность – настроение)
5)Личностный опросник Г.Айзенка