Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Проблема создания художественного образа в театрализованном представлении" | Охахлина Юлия Сергеевна (руководитель Черкашина Марина Геннадьевна - доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников). Работа №257787

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Охахлина Юлия Сергеевна (руководитель Черкашина Марина Геннадьевна - доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников)
Ключевые слова

Художественный образ, театрализация, эпизод, режиссёр, художественный материал, ассоциация, аудитория, символ, иносказательные выразительные средства, драматургия, режиссура, документальный и художественный материал.

Аннотация к статье

Творческий процесс, в частности его роль в структуре создания художественного образа - проблема весьма занимательная, увлекательная и важная. Вопрос превращения жизненного материала в «мысленный образ», а затем превращение последнего в «образ художественный» - один из самых сложных и самых актуальных в познавательном процессе, ведущем к пониманию специфики искусства.

 В статье «Проблема создания художественного образа в театрализованном представлении»  вы узнаете, что такое театрализация, художественный образ, какова его роль в театрализованном представлении, способы создания художественного образа, а так же мы обратимся к одному из ярчайших примеров многогранного художественного образа - открытие XXII Олимпийских зимних игр в городе Сочи (режиссер – Андрей Болтенко).

 

 

Хабаровский государственный институт искусств и культуры

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья по теме: «Проблема создания художественного образа в театрализованном представлении»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы: студентка 267 группы,

Охахлина Юлия,

доцент кафедры «Режиссура театрализованных

представлений и праздников» Черкашина М.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2020 г.

Употребляя термин «театрализация» в профессиональной деятельности, мы имеем в виду явление, принадлежащее области искусства. Театрализованное действо - это особый способ удовлетворения духовных потребностей социума, особый вид искусства.

Образная сфера любого произведения искусства формируется одновременно на различных уровнях сознания: интуиции, чувствах, воображении, логики, фантазии, мысли. При этом характерными особенностями художественного образа являются: «чувственная конкретность, обобщённость, эмоциональность, целостность, многозначность, единство субъективного и объективного, рационального и эмоционального, подобного и условного». В любом из видов искусств образ является высшей категорией, доказывая это тем, что только образное воздействие и восприятие оправдывают существование искусства.

Поэтому для режиссёров театрализованных представлений и праздников проблема создания художественного образа в современной праздничной культуре является наиболее актуальной.

Художественный образ - одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности. Художественным образом можно назвать любое явление, которое было творчески воссоздано автором в искусстве. [16]

Творческий процесс, в частности его роль в структуре создания художественного образа - проблема весьма занимательная, увлекательная и важная. Вопрос превращения жизненного материала в «мысленный образ», а затем превращение последнего в «образ художественный» - один из самых сложных и самых актуальных в познавательном процессе, ведущем к пониманию специфики искусства. К нему обращались и великие теоретики театра К. С Станиславский, В.И. Немерович-Данченко, Е.Б.Вахтангов, В.Э.Мейерхольд, Ю. А. Завадский, Е.В. Сперанский, Н.Н. Евреинов, и наши современники А. В. Эфрос, О. Н. Ефремов, Б. А. Львов-Анохин, Макиенко М. Г. и др., а также режиссеры-практики и теоретики в области театрализованных представлений и праздников: Д. М. Генкин, И. М. Туманов, И. Г. Шароев, Э. В. Вершковский, А. Д. Силин и др.

Как пишет Д. М. Генкин: «Театрализованное представление - это искусство необычно массовое, обладающее огромным зарядом действенности, предполагающее активный контакт со зрителями, ищущее эффективные пути проникновения в их сознание. В этом состоит эстетическая сущность данного вида художественного воздействия. Искусство театрализованного представления, требует особой точности того материала, который подается массам, высокого художественного вкуса сценаристов и режиссеров, исключения соблазна «работать на публику»». [19]

Театрализация – специфический метод социально-художественной обработки жизненного, событийного материала и особой организации эмоциональной жизни народа. И. М. Туманов акцентирует свое внимание на том, «что театрализация помогает возникновению у каждого участника ассоциаций, близких к его опыту, его мироощущению и тем самым активизирует, вызывает потребность к действию». [12]

Сутью театрализации как творческого метода является художественное осмысление реальных событий в жизни страны, конкретного коллектива или даже отдельной личности, при котором эти события воплощаются в яркой образной форме, содержащей их художественную интерпретацию.

Большое значение для повышения идейно-эмоционального воздействия театрализованного представления имеет использование в нем художественного образа, который создается режиссером путем соотнесения символов с человеческими ценностями, выражающими нормы, идеалы, высшие устремления народа.

Художественный образ - это всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов. Это субъективная форма отражения объективной действительности в сознании человека. Образная сфера любого произведения искусства формируется одновременно на различных уровнях сознания: интуиции, чувствах, воображении, логики, фантазии, мысли. При этом характерными особенностями художественного образа являются: «чувственная конкретность, обобщенность, эмоциональность, целостность, многозначность, единство субъективного и объективного, рационального и эмоционального, подобного и условного». [13]

«Создание художественного образа искусства, невозможно только путем фиксации прекрасного, непосредственного, интуитивного впечатления. Образ этого впечатления окажется в искусстве малозначителен, если он не одухотворен мыслью. Художественный образ искусства является и результатом впечатления и продуктом мысли». [4]

Художественный образ соединяет реальные явления, создавая явление новое, сочетающее в себе элементы своих прародителей.

Для нахождения точного художественного образа в театрализованном представлении важное место занимает подготовительный этап. Если у режиссера театра уже есть готовый материал – пьеса, рассказ, поэтический эпос, то у режиссера театрализованных представлений и праздников есть только реальное событие, требующее определенной методики работы над ним. И если мы пропустим этот этап, то в итоге получим ничем не примечательный и абсолютно безыдейный набор номеров, не несущих в себе никакой ценности.

Художественный образ создается с помощью определенных сочетаний таких выразительных средств как: слово, звук, цвет, линия, форма. Режиссер не может взять образ из ниоткуда, он обязательно должен отражать выбранную им тему, визуализировать идею, иными словами, образ – это тот мостик, который связывает режиссерскую мысль и зрителя Чаще всего – правильный художественный образ – это результат долгой и кропотливой работы режиссера. Образ должен быть многогранен, иметь «второе дно», именно тогда он будет интересен зрителю. В художественном образе воплощены и выражены через него чувства и мысли сценариста. Художественный образ всегда двуединство формы и содержания. Формальная сторона обеспечивает драматургическую целостность театрализованного представления, а содержательная - развитие конфликта через сценическое действие по закону драматургической кривой. Сценарист исследует факт, связанный с определенным событием, формирует свою концепцию происходящего, создавая на основе изученного свой образ. Не стоит забывать еще о таком принципе образа как трансформация. Мы не можем оставить образное решение в изначальном состоянии, в котором его увидел зритель.

В работе над массовым представлением режиссёр должен иметь в своём арсенале, как можно больше выразительных средств, дабы передавать зрителю свой замысел и идею. Каждый компонент зрелищного действия обращен к зрителю, подчинен организации его внимания, его впечатлений. Каждый художник (в широком смысле этого слова) стремится раскрыть образ доступными ему средствами в меру своего таланта и личностного видения. Чаще всего героя ставят в определенную ситуацию, и образ раскрывается через поведение героя в этой ситуации, через его отношения с окружающим миром.

В режиссуре театрализованных представлений и праздников художественные образы всегда ассоциативны, содержат в себе сравнения, требуют творческого подхода, предполагает соединение творческого вымысла с реальным опытом создателя. Помимо этого, создание художественного образа предполагает единство и тесное взаимодействие рационального и эмоционального начала.

В теории искусства принято выделять три базовых способа создания художественного образа:

1. От прототипа художественного образа к типу художественного образа.

2. Создание художественного образа безотносительно конкретного лица или события.

3. Диалектический способ создания художественного образа, единство формы образа и его содержания.

Исходя из этого образы театрализованного представления могут быть:

- обобщенными, т. е. герои говорят от имени класса, поколения. Такие образы даются автором в законченном виде и изначально несут определенный смысл (моряк, солдат, девочка). Так же образ может быть всеобщим, нереальным, например, Родина-мать;

- собирательными - те, которые постепенно складываются на глазах у зрителя. Собирательные образы создаются из речей, фраз, поступков персонажей. Например, Воин-интернационалист - собирается из качеств человека, характера, он более конкретный;

- персонифицированными (на основе конкретной персоны) и ассоциативные (возникающие на основе ассоциаций);

- сквозные - некий образ, который переходит от эпизода к эпизоду, и может использоваться в связках. Появляется и исчезает, но несет смысловую нагрузку;

- изобразительные (камень, дерево) и выразительные (цвет, ритм).

Художественный образ должен соответствовать определенным требованиям, критериям:

- критерий единичного, позволяющий воспринимать аудитории образ, как живое лицо со всеми его индивидуальными особенностями;

- критерий обобщенного, дающий возможность проследить влияние конкретно-исторической обстановки на человека;

- критерий всеобщного, т. е. показ обобщённых жизненных черт, присущих каждому человеку.

Созданный на основе таких критериев образ обладает той живой и непосредственной привлекательностью, которая вызывает у аудитории определенное эмоциональное отношение. [6,14,13,17]

Образ, как правило, рождается из ряда ассоциаций, вызванных исследованием набранного материала, который мы, в свою очередь, должны «процедить» и взять только то, что будет сильнее воздействовать на эмоции зрителя и выражать задуманную идею.

Так метод ассоциативного мышления представляет режиссеру богатые возможности для компиляции художественного материала, где художественный образ становится основным инструментом создания представления.

Для драматургии театрализованных представлений особое значение имеет не только умение выбрать самое нужное из ряда ассоциаций, но и знание закономерностей использования иносказательных выразительных средств (метафоры, символа, аллегории) создающих особый язык театрализации.

И. Г. Шароев подчеркивает: «театрализованные представления по своим выразительным средствам близки к плакату, ибо заключают в себе образы крупномасштабные, полные символики и обобщения, графически точно выражая основную идею и наглядно проводя её в жизнь» [9]

Поэтому при создании художественного образа часто используется приём художественного преувеличения – это один из важнейших способов построения сюжета, образной системы, необходимое средство передачи авторской мысли. Не стоит задумываться над реальностью этого преувеличения, необходимо вникать в глубинный смысл представления. Это мощный способ соединения мысли и эмоции.

Проблемы, которые раскрываются в ходе театрализованных представлений, содержат в себе глубокий смысл. Цель их драматургии – довести конкретные факты до уровня художественно-публицистичного, образного осмысления. В театрализованных представлениях ярче, чем в каких-либо других формах культурно-досуговой деятельности, степень воздействия символики и ассоциативного ряда, шире диапазон используемых средств художественной выразительности.

В режиссерском замысле образ несет функцию разложения общего на частные его составляющие и в соответствии с этой логикой распределяет материал, выстраивает представление.

Художественный образ помогает усилить эмоциональный фон жизненного, реального материала. При всех специфических особенностях театрализации важным фактором в нем является гражданская позиция режиссера, его личное отношение к избранной теме, способность отразить в представлении не только факты и свое отношение к ним, но и свое мироощущение, свою идейную убежденность и взволнованность.

При создании художественного образа театрализованного представления режиссер опирается на просвещённость аудитории, на знания ею истории, культуры, мифов, легенд, общепринятых символов, знаков и т. п., а вместе с этим – на понимание того смысла, который вбирает в себя каждый символ, каждая деталь, каждый, сценарно-режиссёрский штрих, акцент. Режиссёр уверен, что аудитория понимает, какие трудности, преграды стояли на пути тех достижений, тех открытий в развитии культуры, цивилизации, человеческого разума, о которых он заявляет в задуманном им театрализованном действии. Как говорилось ранее, ведущими выразительными средствами языка театрализации являются символ, метафора, аллегория. Современному режиссеру театрализованных представлений необходимо владеть арсеналом иносказательных средств выразительности, для создания объёмных и ярких художественных образов.

Ярким примером многогранного художественного образа служит Открытие XXII Олимпийских зимних игр в городе Сочи (режиссер – Андрей Болтенко). Стоит отметить уникальность церемонии благодаря тому, что стадион был построен именно для торжественной церемонии открытия игр. Многочисленные конструкции, позволяющие выстраивать композиции в воздухе и на площадке, многослойная площадка, все работало на основную идею режиссера и помогало раскрытию художественных образов. Опираясь на документальный материал, на менталитет русского человека, многовековую историю России, режиссером всячески подчеркивалась мысль – наша страна с богатой историей и культурой, духовно развитая и сильная. Каждое решение работало на эту идею. Например, появляющиеся яркие разноцветные шатры отсылали зрителя к истории русских площадных представлений, Масленице и к нашему фольклору. Шатры как бы стояли на спине Чудо-Юдо Рыбы-Кита (фольклорного персонажа). В дальнейшем они поднимались в воздух и превращались в купола. Купола в свою очередь сменялись колоннами, из-за которых возникали знаменитые всему мира портреты русских писателей. В один из моментов в воздухе появлялся локомотив, который стал символом советской эпохи. Режиссер умело соединил классическую палитру выразительных средств, с современными аудиовизуальными технологиями, подчеркивая при этом в каждом эпизоде представления основную мысль. [18]

Как отмечает Б. Н. Петров «каждый эпизод является составной частью представления, его основной структурной единицей и связан с другими эпизодами авторской мыслью идеей, а иногда и пластическим решением, он всегда должен иметь самостоятельное содержание и законченность в композиционном отношении». Именно эпизод, как элемент композиционной структуры театрализованного представления, является событием или рядом событий, движущих основную мысль к логическому развитию и цели. Немаловажно найти такой художественный образ, который будет отражать суть, зерно взятого эпизода. Но здесь хотелось бы отметить, что поиск этого образа должен соответствовать взятому за основу документальному и художественному материалу, идее самого эпизода в целом. Собранный режиссёром документальный материал на определенную тему, должен начать работать на идею эпизода или театрализованного представления в целом. Должен произойти синтез фактического и художественного материалов, после чего начнется поиск средств художественной выразительности (слово, пластика, музыка, техника и др.), или коротко, должен произойти художественный процесс осмысления факта. «В результате расшифровки «смысла значений» исследуемого факта жизни, режиссер находит необходимое выражение или «слово-определитель», «слово-указатель», которое играет роль инструментария для образования понятий, образов, выразительных средств». [11]

Таким образом, существуют изобразительные и выразительные средства, используемые постановщиками для создания художественных образов. Профессионально и грамотно применяя эти средства, можно добиться наибольшей выразительности.

Все они направлены на создание художественного образа театрализованного представления, на раскрытие его смыслового содержания, на формирование эмоционального отношения зрителей к заявленной проблеме, их оценки.

Мир меняется очень быстро, и эти изменения влияют на развитие режиссуры театрализованных представлений и праздников. Сегодня зритель готов к большим, сложным, зрелищным, наполненным театрализованным представлениям. Для этого мы, режиссёры, отчётливо должны понимать, что «голая» мысль не усваивается, нельзя напрямую говорить о тех или иных вещах. Необходимо искусно владеть художественным языком режиссёра. Не случайно Э. В. Вершковский определил театрализацию как «творческий способ приведения замысла сценария к художественной образной форме представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств». [2]

 

 

 

 

 

Список литературы:

Аль Д. Н. Основы драматургии: Учебное пособие. -- 4-е изд. - СПб

.:

СПбГУКИ

, 2015. - 280 с.

Вершковский, Э.В. Режиссура клубных массовых представлений / Э.В. Вершковский. - Л-д.: 2015. - С. 32.

Кутузов А.В. Культурология: учеб

.

п

особие. Ч.1 / А.В. Кутузов; ГПОУ РПА Минюста России, Северо-Западный (г. Санкт-Петербург) филиал. - М.; СПб

.:

ГПОУ РПА Минюста России, 2014. - 56 с.

Марков О.И. Сценарная технология. Учебное пособие, Краснодар, 2014. -- 200 с.

Мойсейчук

, С.Б. Режиссура культурно-досуговых программ / С.Б.

Мойсейчук

. - БГУКИ

М

н.: 2016. - С. 17.

Основы композиции. Голубева О. Л. Учебное пособие для студентов образовательных учреждений высшего и среднего художественного образования - М., «Изобразительное искусство», 2014

Смильгис

, Э. Профессия - режиссер /

Э.Смильгис

. - Театр, 2014, № 5, - С. 28.

Таиров, А.Я. Записки режиссера: статьи, беседы, речи, письма /

А.Я.Таиров

. - М.: 2014. - С. 179.

Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 3-е, исправленное /

И.А.Шароев

. М.:РАТИ-ГИТИС, 2014. -- 336с.

Электронные источники:

Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников - Суть театрализации. Режим

доступа

:

http://dramateshka.ru/index.php/methods/org-questions/6568-osnovih

professionaljnogo-masterstva-scenarista-massovihkh-prazdnikov?start=8

Основные черты художественного образа. Режим доступа:

http://www.

philol

.

msu

.

ru

/~

tezaurus

/

docs

/3/

articles

/1

5

/2/1

Понятие театрализация и театрализованное представление. Режим доступа:

http://university-articles.ru/pravo/ponjatie-teatralizacija-i-teatralizovannoe

Понятие художественный образ. Город эрудитов. Научный ресурс. Режим доступа:

http://www.eruditcity.ru/4995

Театрализация, как творческий метод в режиссуре праздничных форм. Режим доступа:

http://works.doklad.ru/view/2Eoi9RJq9JU/all.html

Театрализация как способ «смыслового чтения» художественного текста. Режим доступа:

http://cyberleninka.ru/article/n/teatralizatsiya-kak-sposob-smyslovogo-chteniya-hudozhestvennogo-teksta

Художественный образ и понятие: Режим доступа:

http://studme.org/37392/etika_i_estetika/hudozhestvennyy_obraz_ponyati

Художественный обра

з и система образов в сценарии.

Режим доступа:

http://www.mageric-region.ru/3289

История, теория Олимпийских Игр. Олимпийское движение: принципы, традиции, правила. Режиссура открытия Олимпийских Игр (ритуалы, символика). Аналитическая таблица "История Олимпийских Игр современности". Творческие работы режиссеров спортивных праздников.

Режим доступа:

https://otherreferats.allbest.ru/culture/00176821_1.html

Организация и методика художественно-массовой работы. Учеб

.

п

особие для вузов.

Режим доступа:

https://spblib.ru/catalog/-/books/4148584-organizacia-i-metodika-hudozestvenno-massovoj-raboty

]

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×