Проблематика повести Владимова Г. «Верный Руслан» | Оськина Маргарита Александровна . Работа №312885. Номер работы: №312885
Статья написана в соавторстве с Зайцевой Ириной.
Владимов повествует о жизни пса, используя прием отстранения, позволяющий автору «спрятать» свое отношение к происходящему. С первых строк перед читателем разворачивается мысли Руслана, все происходящее мы видим глазами пса, чувствуем его чувствами, его мироощущением. Рассказывая о жизни Руслана, автор затрагивает и другие темы, обращает внимание на разные стороны жизни. Это произведение – не один эпизод, это жизнь героя. Ведь из воспоминаний Руслана мы узнаем о его жизни в лагере, о том, как жили другие собаки и что с ними происходило (как убивали собак за непослушание и невыполнение команд, Руслан рассказывает как он и его хозяин были практически одним целым и так далее).
Проблематика повести Владимова Г. «Верный Руслан»
Владимов повествует о жизни пса, используя прием отстранения, позволяющий автору «спрятать» свое отношение к происходящему. С первых строк перед читателем разворачивается мысли Руслана, все происходящее мы видим глазами пса, чувствуем его чувствами, его мироощущением. Рассказывая о жизни Руслана, автор затрагивает и другие темы, обращает внимание на разные стороны жизни.
Как по мне, то повесть делится на два лагеря: повесть про собаку, либо под собакой подразумевается человек, и все события имеют подтекст. Если отстраниться от этого спора, вчитаться в смысл произведения, становится ясно, что, рассказывая о Руслане, об этой верной собаке, Владимов сравнивает поступки людей и собак, их поведение, образ жизни.
Это произведение – не один эпизод, это жизнь героя. Ведь из воспоминаний Руслана мы узнаем о его жизни в лагере, о том, как жили другие собаки и что с ними происходило (как убивали собак за непослушание и невыполнение команд, Руслан рассказывает как он и его хозяин были практически одним целым и так далее). Далее автор рассказывает нам о том, что лагерь закрыли, а на его месте организуют базу отдыха, однако, Руслан не может этого понять, как и другие, служившие с ним собаки. Он уверен, что подконвойные сбежали, что служба продолжается, именно поэтому он и другие псы постоянно прибегают на станцию в надежде, что заключенные все-таки приедут, и их нужно будет стеречь.
Повествование ведется от третьего лица, но все же все описания и все события связаны с главным героем – Русланом, он чувствует, думает, рассуждает, вспоминает. Автор делает так, что читателю все ясно и понятно, например, то, что лагерь закрыли, ликвидировали, что его больше не будет, что хозяин Руслана отпустил собак, потому что не смог убить их. Но что же
Безусловно, повесть «Верный Руслан» неповторима, по-своему оригинальна, но все же Владимов не «первопроходец» в описании взаимоотношений человека и животного. Конечно, примером ему послужили Чехов, Гаршин и многие другие писатели, которые раскрывали в своих произведениях тему пагубного влияния человека на природу, ведь животные – это тоже часть природы.
Основная проблема произведения – это вопрос о службе, но это не просто служба в лагере, которую описывает автор, скорее всего, он подразумевает под этим словом более широкое понятие, в его обобщенном смысле – служба делу, Родине, а в данном случае – служение собаки человеку. Примечательно, что на протяжении всего произведения это слово всегда пишется с большой буквы – как что-то важное и неизмеримо глобальное. Тут сразу становится ясно, что автор не просто подразумевает что-либо или хочет сказать между строк, он прямо говорит, рассказывает о той системе общества, которая существовала в тяжелые годы «сталинизма».
Помимо проблемы социалистического строя Владимов затрагивает и социальные аспекты. Это такие, как например, преданность и верность собаки человеку. Она раскрывается в эпизодах, когда хозяин Руслана заставляет съесть хлеб, обмазанный горчицей, тем самым причиняя собаке страдания. Но страдания заключаются для Руслана не столько в жгучем вкусе съестного, сколько в предательстве. Пес поражен, как мог этот человек, которому он служил и безоговорочно доверял, так с ним поступить.
Автор испытывает боль и стыд за все, что случилось с Русланом, и просит выполнить его последнее желание, "чтобы все мы, виновные перед ним, оставили его наконец и никогда бы не возвращались".
Так в конце повести возникает еще один традиционный для русской литературы мотив вины людей, общества за то, что они сотворили и чего предпочитают не замечать. "Все мы виноваты" звучало в произведениях Чехова ("Остров Сахалин", письмо к А. С. Суворину), а позднее Солженицына ("Жить не по лжи", "Архипелаг ГУЛАГ"). Находясь в русской классической традиции, Владимов акцентирует внимание читателя на постепенном слиянии явлений, именуемых "мы" и "они". Как замечал Аннинский, "мы" - это "они", следовательно, "мы" разрушаем и уничтожаем сами себя, размываем фундамент мироздания. И эта страшная для человека мысль тоже
Финал повести очень трагичен, на глазах выступают слезы. Он прописан очень подробно, до мелочей. Это говорит о том, что при помощи художественного произведения Владимов хотел достучаться до сердца людей, которые порой бывают так жестоки к своим братьям меньшим. Мы думаем, ему это удалось.