Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | Свистунова Татьяна Анатольевна. Работа №310847

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В одиннадцатом классе выпускники в декабре пишут итоговое сочинение. Для многих ребят это серьёзное испытание. Прежде чем на уроках литературы они познакомятся со структурой сочинения и с правилами написания, необходимо иметь читательскую базу из произведений школьной программы.  В данной работе рассматривается проблематика романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Проблема совести, сотрадания, веры, жизненного пути, смысла жизни, раскаяния - вот далеко не все проблемы, которые поднимаются в этом произведении.

 

ТЕМА РАБОТЫ

Проблематика романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание»

 

 

Автор:

Свистунова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ с. Талдан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Сюжет романа «Преступление и наказание»……………….…...3

Глава 2. Проблематика романа. …………………………………………...5

2.1.Проблема совести……………………………………………………….5

2.2.Проблема сострадания………………………………………………….7

2.3.Проблема жизненного пути…………………………………………….7

2.4.Проблема раскаяния……………………………………………….…....8

2.5.Проблема смысла жизни………………………………………………..9

2.6. Проблема веры…………………………………………………………..9

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В 11 классе мне всем учащимся предстоит писать итоговое сочинение. С 2014 года итоговое сочинение (изложение) проводится в декабре. Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы. Зная детально несколько произведений классической литературы, можно достаточно качественно написать данную работу. В данной работе я проанализирую проблематику романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сюжет романа «Преступление и наказание»

Основой сюжета романа «Преступление и наказание» является убийство, совершенное главным героем. Родион Раскольников – «молодой человек, исключенный из студентов университета» и «живущий в крайней бедности», – за полгода до совершения преступления написал статью, в которой высказал свой принцип разделения людей. Он был убежден в том, что «люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)... и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Своей теорией Раскольников пытался решить вопрос, кто из людей должен жить, а кто умереть.

Замышляя убийство старухи-процентщицы, Раскольников оправдывал себя тем, что на ее деньги он мог бы совершить тысячи добрых дел, а главное избавить от нищеты свою мать и сестру. Одновременно с этим Раскольников стремился проверить, к какому разряду людей, согласно его теории, принадлежит он сам: «Тварь я дрожащая или право имею?» Преодолев все сомнения и переступив через себя, он совершил убийство, но никакие «добрые дела», совершенные им после этого, не оправдали его поступка и не принесли ему ожидаемого удовлетворения.

На протяжении всего повествования не прекращается внутренняя борьба героя с самим собой – в сознании, в подсознании, во сне и наяву. Это борьба проявилась прежде всего в его поступках (оставляет деньги у Мармеладовых, но потом жалеет об этом; на бульваре – пытается спасти девочку, но потом отрекается от нее и т. д.).

В критический момент жизни судьба свела Раскольникова с Соней Мармеладовой. К моменту их встречи он уже был преступником, совершившим убийство, а она продажной женщиной, зарабатывающей на жизнь «желтым билетиком». Каждый из них по-своему переживает свое падение и размышляет над тем, к какому исходу оно может привести в будущем. Но их души еще не очерствели и готовы понять и принять чужую боль. Раскольников сразу понял, что судьба не случайно свела его с Соней, но им вдвоем предстоит пройти тяжелый путь.

Раскольников рассказал Соне о том, что это он убил старуху-процентщицу и Лизавету. Он надеялся, что Соня его морально поддержит, взяв его тяжкий грех на себя. Но «тихая» девушка, живущая по христианским заповедям, разрушила его теорию простой логикой жизни и помогла Раскольникову вернуться к нормальной жизни. Герой нашел в себе силы признаться в совершенном преступлении, за что был осужден и отправлен на каторгу.

Ссыльные презирали и ненавидели Раскольникова, чувствуя, что он считает себя выше и лучше их, хотя в оказавшемся положении все должны быть равны. Но благодаря Соне пришел момент, когда его душа очистилась и возродилась к жизни. Он понял, что искупить все страдания можно только бесконечной любовью. Одновременно с этим поменялось его поведение и отношение к нему окружающих.

За свои убеждения Раскольников заплатил дорогой ценой. Свою теорию он проверил на себе. Фактически он убил других, а духовно – себя. Но под влиянием любви и прощения, воплощенных в образе Сони Мармеладовой, он убедился в ложности своего пути. Любовь Сони спасла его, и благодаря этому он смог переродиться и начать новую жизнь.

В романе Ф.М. Достоевского перед читателем раскрывается сложный мир внутренних переживаний, исканий, стремлений героев, их мучительная борьба с самим собой и с окружающей несправедливостью, их духовное падение и возрождение.

Таким образом, произведение поражает удивительной глубиной раскрытия человеческих характеров и конфликтов, силой нравственных потрясений, возвышенных стремлений и идей. Все это волновало и будет волновать читателей.[3]

Проблематика романа.

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» – самое известное произведение писателя, вошедшее в золотой фонд мировой литературы. Написанное в тяжелый период жизненных испытаний автора, оно затрагивает многие серьёзные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день.

Основные проблемы в произведении:

- Проблема совести;

- проблема добра и зла;

- проблема потери нравственных ориентиров;

- проблема веры;

- проблема сострадания;

- проблема человечности;

- проблема жизненного пути;

- проблема раскаяния;

- проблема смысла жизни.

Я остановлюсь на тех проблемах, которые чаще всего встречаются в направлениях итогового сочинения.

2.1. Проблема совести.

В романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского очень важное место занимает проблема совести. Совесть — это инструмент, благодаря которому человек может анализировать себя и свои поступки, приходить к выводам, исправляться. Родион Раскольников на протяжении всего романа испытывает муки совести.

Раскольников придерживается своей собственной теории, суть которой заключается в том, что все люди разделены на «тварей дрожащих» и «право имеющих», то есть на людей, которые ни на что не имеют права в жизни, которые созданы лишь для «зарождения себе подобных» и на избранных людей, «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Родион собирается проверить свою теорию, доказать, что сам он относится к людям, которые «право имеют». Раскольников решается на убийство для того, чтобы восстановить справедливость и помочь несчастным людям, но главным мотивом всё же является проверка своей теории и относительности к ней «Мне надо было узнать тогда, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...». Убив старушку, Раскольников приходит к выводу, что он такая же «тварь дрожащая», как и все остальные люди. Но, несмотря на страх и в глубине души мучения совести, Раскольников продолжает придерживаться своей теории и уверен, в том, что сделал всё правильно. И только благодаря Соне, Родион понимает, насколько он был не прав, он понимает, что не имел никакого права убивать человека. Раскольников по-настоящему признает свою ошибку и раскаивается в содеянном. Его теория терпит крах, он переосмысливает свои нравственные ценности «Разве я старушонку убил? Я себя убил», «Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается» Таким образом, можно сделать вывод о том, что совесть - самый страшный судья. [4]

В конечном счете, совесть Раскольникова пробуждается, и он встает на правильный путь, на путь очищения и перерождения, ведь от совести своей никуда не денешься и не убежишь.

2.2. Проблема сострадания.

Образом истинного сострадания в романе является Соня Мармеладова. Пытаясь спасти от голодной смерти свою семью, глава которой пропил последние деньги, она вынуждена идти по «жёлтому билету». Воспитанная по христианским заповедям, она осознает, что идет против воли божьей. Но сострадание голодным сестрам и брату, больной мачехе, несчастному отцу оказывается сильнее стремления спасти свою душу. При этом Сонечка остается верна своим убеждениям, сохраняя бесконечное человеколюбие, веру в себя и в людей. «Ты тоже переступила. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это все равно!),» — говорит ей Раскольников. Но и сам чувствует, что не «все равно». Она — ради других, а он — ради себя. Ее «преступление» не коснулось ее души.

Так же самоотверженно бросается Сонечка спасать душу Раскольникова. В ней нет осуждения его злодеянию, безграничное милосердие проявляется в ней по отношению к его нравственным страданиям. И здесь-то как раз уместно вспомнить о том, что сострадать, значит «страдать вместе». Соня искренне страдает вместе с Раскольниковым, пытаясь найти путь спасения его души. И только благодаря ее стараниям Раскольников приходит к осознанию содеянного. Именно Соня пробуждает его к жизни, ведет к спасению души.

2.3. Проблема жизненного пути.

Главного героя романа, Родиона Раскольникова, долгое время мучал вопрос: пойти по жизненному пути, который не отличается от выбора сотен и тысяч других людей или провести заманчивый, но наполненный жестокостью эксперимент, который покажет, имеет ли он больше власти, чем остальные люди. Данная проблема становится темой статьи, которую написал Раскольников. Однако герой решил не ограничиваться личными размышлениями. И Фёдор Михайлович Достоевский позволяет герою пойти по тому пути, который он выбрал в качестве верного, но затем приводит его к раскаянию и даёт понять, что иные действия сделали бы его по-настоящему счастливым человеком, который так бы и не познал трудность жизни в мучениях совести. Затем судьба сталкивает Родиона Романовича с девушкой, перед которой однажды уже стоял серьёзный выбор, определивший её дальнейшую судьбу. Однако цели молодых людей были различны. Соня сделала выбор, пожертвовав собой, собственной жизнью и репутацией ради своего отца и его семьи. Родион же действовал ради личных интересов, лишив двух женщин права на жизнь. Его эксперимент нельзя назвать удачным. Раскольников считал, что должен получить власть, силу и могущество, но остался лишь с муками совести и гордостью, мешавшей признать своё поражение и неверность теории, которую он описал в статье. Каждый из нас знает, насколько сложно признать своё поражение. Тем более Родиону Романовичу Раскольникову, ведь он совершил убийство. Его ждёт осуждение общества за покушение на жизни людей, но страшнее – раскаяние перед собой за свои мысли. Можно было избежать происходящего, сделав выбор в пользу другого жизненного пути. [5]

Таким образом, Фёдор Михайлович Достоевский показывает читателям, что правильность выбора зависит от его последствий.

 

2.4. Проблема раскаяния.

Раскаянием мы называем чувство сожаления о совершенном поступке. При этом чувстве человек не только осознает свою вину, ошибку, неправильное действие, но и испытывает муки совести, казнит себя за это. Родион Раскольников совершает ужасное преступление. После содеянного герой начинает мучиться, но всеми силами старается не поддаваться зовам совести. Он не хочет считать себя неправым. Он не может найти себе места, хотя изначально и считал, что это убийство на благо его теории о том, что не все люди нужны. После разговора с любимой Сонечкой он по-настоящему раскаивается, уступает совести и сознается обо всем следователю.

Именно чувство раскаяния сыграло важную роль в жизни Раскольникова, благодаря ему меняется само мировоззрение молодого человека, приходит осознание того, что является по-настоящему дорогим и ценным в этом мире. [3]

Он понес свое наказание, но он показал, что остался человеком. Из всего вышесказанного выходит, что раскаяние - это именно то, что позволяет понять, что человек все еще остается таковым, что он не принимает того зла, которое совершил

2.5. Проблема смысла жизни.

Ф. М. Достоевский в своём романе "Преступление и наказание" ищет смысл жизни вместе с главным героем Родионом Раскольниковым. Автор считает, что каждый сам определяет смысл своей жизни. И я с ним полностью согласна, ведь все мы индивидуальны, и у каждого есть свои приоритеты. Он пытается доказать свою теорию о том, что все люди делятся на тех, кто ведёт за собой других и способен распоряжаться жизнями других, и "тварей дрожащих", поэтому убивает старушку-процентщицу и попутно и её сестру. Героя терзают внутренние муки, и он признаётся в своём преступлении, его отправляют в заслуженную ссылку. Следователь по его делу Порфирий Петрович тогда показывает ему другой путь. Раскольников может стать великим, если будет "Солнцем", если будет тратить свой ум на добрые, а потому великие дела.

Таким образом, он нашёл свой смысл жизни.

2.6 Проблема веры.

 

Для Достоевского верующий человек - образец целостной, гармоничной личности. Такой была Сонечка Мармеладова - девушка "лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами". Судьба несправедливо обошлась с Соней: девушка была вынуждена пойти по желтому билету, чтобы только прокормить себя и свою семью. Однако в этих ужасных условиях, исключающих добро и человечность, в этом омуте разврата она смогла сохранить себя, её душа осталась чистой. Соня способна искренне сострадать чужому несчастью, жертвовать собой ради других, потому что сила девушки - в её вере в Бога. Узнав о преступлении Раскольникова, Соня не осуждает его, а искренне сочувствует: "Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!". Она готова идти с Родионом до самого конца, потому что по-настоящему любит его. Соня хочет спасти Раскольникова, воскресить его к новой жизни, поэтому искренне советует ему "принять страдание и искупить себя им". На примере Сони Достоевский показывает, что только добро, любовь и готовность жертвовать своими интересами ради других делают человека человеком.

На примере героев романа Достоевский показывает, что только вера, любовь и добро делают человека сильным, только они способны направить его на путь истины и воскресить к новой жизни. Безверие же убивает в человеке всё хорошее, ведёт его по ложному пути, в конце которого - духовная гибель человека.

Список использованной литературы

1.Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

2.Белов С. Комментарий к роману «Преступление и наказание» 2 –е издание. Москва 1985г.

3. https://www.kritika24.ru/page.php?id=111363

4. https://www.kritika24.ru/page.php?id=31399

5. https://www.kritika24.ru/page.php?id=26727

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×