Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проблемная деятельность учащихся на уроках английского языка . | Урусова Людмила Валерьевна. Работа №308562

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Развитие технологий, глобализация активно влияют и меняют общество. Значительные изменения в сфере образования привели к кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку. Наиболее важными становятся социальные умения, критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы. Формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. В современных условиях развития российского школьного образования особую актуальность и значимость приобретают способы формирования познавательной деятельности учащихся, универсальных учебных действий (метапредметные результаты освоения основной образовательной программы), как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.

Формирование культуры проблемной деятельности учащихся на уроках английского языка

.

 

Урусова Людмила Валерьевна

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МБУ «Гимназия №38» г.о. Тольятти,

Самарская область

 

Развитие технологий, глобализация активно влияют и меняют общество. Значительные изменения в сфере образования привели к кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку. Наиболее важными становятся социальные умения, критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы. Формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. В современных условиях развития российского школьного образования особую актуальность и значимость приобретают способы формирования познавательной деятельности учащихся, универсальных учебных действий (метапредметные результаты освоения основной образовательной программы), как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.

Это подтолкнуло меня к использованию на своих уроках современных технологий обучения. Мой опыт работы показывает, что на традиционных уроках учащиеся не тренируют способность самостоятельно решать сложные задачи, чаще всего они получают знания в готовом виде, запоминают их и воспроизводят. Поэтому на своих я использую технологию проблемного обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании

изучаемого материала.

Технология проблемного введения знаний предоставляет большие возможности для развития творческих способностей обучающихся, где центральную часть занимают компетенции 4К : креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество). Я стараюсь развивать у учащихся эти важные компетенции и организовать учебный процесс таким образом, где мои ученики могут не только осваивать содержание предмета, но и развивать способности самостоятельно приобретать и создавать знания и, что не менее важно учиться и работать в команде. Все эти компетенции соотносятся с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), действующим сегодня, где в качестве важных учебных результатов во ФГОС заявлено развитие у учащихся способности самостоятельно мыслить, решать проблемные и творческие задачи, что невозможно без развития 4К: креативности и формирования критического мышления, кооперации и коммуникации.

Технология проблемного обучения применима практически на уроках  всех типов. Поэтому, применяя технологию проблемного обучения, больше внимания уделяю именно созданию проблемной ситуации. При проблемном обучении, на мой взгляд,  лучше использовать групповую форму работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез. Формы уроков могут быть разнообразными; чаще всего я использую  дискуссии, дебаты, круглый стол. По моему мнению, такие формы уроков позволяют наиболее ярко продемонстрировать креативность- способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, ответы на вопросы, стоящие перед учеником. Кооперацию- умение и готовность общаться, выслушивать чужое мнение, соглашаться с другими, оценивать коллективный результат, как свой собственный. Умение работать в команде, взаимодействовать и сотрудничать рассматривается как один из важных метапредметных результатов ФГОС, где прослеживается тесная связь с ключевым звеном «4К».

Технология проблемного обучения отвечает на вопрос: КАК учить? и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера ведет к развитию креативности, креативного и критического мышления, кооперации. Такие задания дают возможность самостоятельно углубляться в проблему, открывают обширное поле для работы с одаренными учащимися. В словосочетании проблемное обучение: проблемное означает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск решения.

Вспомним, как строится проблемный урок. Наиболее сложным этапом, на мой взгляд,  является  постановка учебной проблемы, и в частности - создание проблемной ситуации. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопросы для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Первое, с чем надо определиться учителю: какова тема урока (в некоторых случаях она может стать учебной проблемой) и в чем именно заключается новое знание (которое предстоит открыть). На этапе постановки проблемы я  пошагово подвожу детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решений, выстраиваю логическую цепочку к новому знанию, то есть обеспечиваю открытие новых знаний. Итак, на уроке проблемного обучения учитель побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему, тем самым обеспечивается интерес к новому материалу.  Затем учитель организует поиск решения. Это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался сам. А затем на уроке закрепляется новое знание с использованием различных методов, форм и средств обучения. Использование этой технологии максимально ориентирует на творческое начало в учебной деятельности. Один из этапов урока так и называется: «открытие» нового знания. Именно на этом этапе идёт развитие творческих способностей. Дети делают первые шаги для того, чтобы понять, что нового ждёт их сегодня на уроке.

Для примера, рассмотрим фрагмент урока в 10 классе при изучении темы «Путешествие и туризм». на этапе применение  новых  знаний. Тема на мой взгляд очень актуальна и интересна подросткам. Если учащийся хочет построить успешную карьеру в этой сфере, то крайне важно развивать «soft skills», ориентируясь на знание иностранного языка, коммуникативные навыки, хорошую память. Внимание к деталям и хорошая память крайне важны для того, чтобы быть замеченными и поставленными на лидирующие позиции. Туризм определяется как бизнес по привлечению туристов в принимающую страну. Есть много причин, которые мотивируют туристов посетить другое место назначения. Некоторые из них включают в себя любопытство к культуре чужой страны, ее народу, музыке, достопримечательностям, архитектуре и особым событиям, которые происходят в этой стране. Проблемное обучение на таком уроке имеет практическую значимость в формировании личности, т.к. учащиеся обсуждают проблемы, связанные с историей, географией, экологией и экономикой.

На данном уроке на этапе применение  новых  знаний, учащимся была предложена следующая проблемная ситуация: Ознакомление, анализ и разработка решения проблем кейса на основе публицистического текста. (Приложение 1)

Учитель: Why is domestic and international tourism important for our country’s economy? (Почему внутренний и международный туризм важен для экономики нашей страны?)

Read the following text.

Учитель: Now you know that domestic and international tourism is very important for our country. Money and jobs from tourism provide conditions for preserving country’s environment and cultural heritage.

Используя ранее изученную лексику учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Я создаю проблемную ситуацию, направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.)

Учитель: How to make Russia more popular tourist destination for both foreign and domestic tourists? Offer some solutions to the problems and give your reasons.

На данном этапе урока учитель организует  изучение кейса, его обсуждение, задает вопросы для проверки понимания содержания кейса.

Учитель организует разделение учащихся на 3-4 группы с выбором лидера в каждой и выработку решения проблемы, предъявленной в кейсе, используя метод «мозговой атаки». (Приложение 2) Предъявляет слайд для повторения ключевой лексики, которая может быть использована при выработке решения проблемы. Следит за соблюдением временных ограничений.

Учащиеся изучают кейс и при необходимости задают вопросы по его содержанию. Отвечают на вопросы учителя по содержанию кейса, повторяя ключевую лексику. В группах обсуждают и вырабатывают способы решения проблемы, заполняют таблицу (возможно заполнение не всех граф таблицы) и готовят монологическое высказывание, используя  возможный план выступления (Приложение 3) и фразы-клише (Приложение 4). Фразы клише помещаются на карточках, которые раздаются командам, или помещаются на слайде компьютерной презентации.

На заключительном этапе урока, применение  новых  знаний, учитель проводит фронтальный опрос по результатам таблицы. Учащиеся работая в парах, продолжают анализировать данные. Работая в группах, учащиеся проводят анализ представленной проблемы и выводят правила, позволяющее решить данную проблему. (Приложение5) Далее учитель организует выступление лидеров групп с изложением способов решения проблемы, проверяет задание и просит каждую группу озвучить полученное правило, а затем заполнить таблицу на доске, используя карточки, на которых написаны аргументы. Следит за соблюдением регламента.

Учащиеся- лидер группы представляет результаты. Другие группы задают вопросы по выступлению. Учащиеся активно принимают участие в беседе. В ходе обсуждаемой проблемы учащиеся выбирают лучший способ(ы) решения проблем кейса, аргументируют свой выбор. (Приложение5) Каждая группа представляет результаты своей работы по выполнению задания и заполняет таблицу на доске. Таким образом, самостоятельно проверяют полученные знания.

Такие ситуации несомненно вызывают интерес учащихся, развивая ключевые компетенции . Такие уроки способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира. На мой взгляд, уроки на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.

На своих уроках я часто использую мультимедийные презентации, которые позволяют сделать материал не только интересными и запоминающимися, но и как возможность прийти к открытиям на уроках более легко и свободно. Благодаря зрительному восприятию, детям легче удерживать  логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний. Каждый появляющийся новый слайд мультимедийной презентации, предлагаемой мною, либо служит для активизации внимания и мышления учащихся, либо побуждает к выполнению заданий, или идет как подтверждение правильных ответов и выводов,  проверки самостоятельной работы по эталону.

Подводя итог, хочется сказать, что проблемные методы обучения, по моему мнению, эффективнее традиционных, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями, где центральную часть занимают компетенции 4К: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество). Проблемное обучение на уроках английского языка «учит учиться». Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно.

 

 

Приложение 1

In 2003 5.7 million Russian tourists spent their holidays in different foreign countries, in 2010 their number increased to 7.75 million. Nearly 70 % of Russian tourists spend their holidays abroad.

According to the Federal border guard service, in 2003, with tourist purposes from Russia at 5.7 million, in 2004 year, 6.6 million people, in 2005 year-6.78 million, in 2006 year is 7.75 million people .70 % of Russian tourists spend their holidays abroad.

Why do they prefer going abroad to spending holidays in Russia? Some of them think that hotels, food, transport, service abroad are better than in Russia. What is more, prices of accommodation and service are sometimes higher in Russia than abroad. Others want to go sightseeing and see famous museums, ruins of ancient towns, try national dishes and get to know more about national culture and traditions, practice foreign languages. Most of tourists just want to have relaxing holidays, to lie in the sun and swim in the warm sea.

Tourism is big business. It is very bad for our country’s economy because Russian tourists spend their money, which they earn in their home country, in foreign countries. Money and jobs from tourism provide conditions for preserving country’s environment and heritage.

Russia has a very rich history, a lot of beautiful old and modern towns, excellent museums, beautiful landscapes and national reserves. But a lot of Russian people have never been there. Russia has great opportunities for developing ecotourism, farm and ethnical tourism. What should be done to make more Russian people spend their holidays at their home country and attract more tourists from foreign countries?

Tourism puts money into countries to help the people, their cultural heritage, physical environment and their future. Domestic tourism is good for Russian economy; it can give us some new vacancies and money for preservation and reconstruction of our historical monuments. It can bring substantial economic gain to poor regions where there is no industry and agriculture? How to make Russia more popular tourist destination both for foreign and domestic tourists? Offer some solutions to the problems and give your reasons.

Приложение2

Solution

Its advantages

Its disadvantages

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

 

 

 

Приложение 3: Possible plan of the presentation

Accommodations

Tourist friendly environment

Transport

 

Prices

How to make domestic tourism more popular?

How to make Russia more attractive for foreign tourists?

 

Entertainments

 

City facilities, service

New kinds of holiday 

Investments 

 

Приложение 4: Colloquial vocabulary to use

First,…

What is more

I agree with the view that..

Second,…

In addition

I disagree with the view that…

Third,…

By the way

I’d like to add that…

Besides,…

That’s why

I think that

 

Приложение5: Possible solutions to the problem

to build modern hotels and reconstruct old ones where people can relax in comfortable atmosphere;

to build new youth hostels;

polite, friendly staff should be prepared for the Russian tourist industry;

hotel staff should speak English fluently;

to low the prices of tours and accommodations at hotels. The cost of tours in Russia should be lower than in European countries;

to advertise Russian traditional culture, art, cuisine; historical and cultural sites, tourist attractions;

- to make new tourist products with strong brand images, for example,  Winter Holidays in Russia; White Christmas;

- to develop tourism in the North of Russia and Siberia where tourists have an opportunity to do winter sports, travel on dog or deer sledges, admire northern lights; go hunting and fishing or watch whales;

- to develop new types of tourism such as backpacking, camping, caravanning, adventure and family holidays, ecotourism, agritourism (farm tourism), sports and health tourism;

- advertise Russian traditional culture, art, cuisine;

to improve transport system;

to study tourist industries in foreign countries and use their achievements in Russia;

to make city’s environment friendlier for foreign  and domestic tourists. There should be more signs and transport schemes in English, cheap and convenient public transport. Museums in big cities should be open both at the daytime and in the evening too

investments in tourist industry

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×