Проблемно-диалогическая технология в начальной школе | Светлана Валерьевна Сычаева. Работа №304169
Деятельностный подход на уроке реализую, используя технологию проблемного – диалогического обучения. Для меня проблемное обучение дает возможность по-новому открывать знания со своими учениками. Учу детей видеть проблему, уметь задать вопрос.
Мечта любого учителя – это неподдельный интерес в глазах учащихся. Что же может породить этот интерес?
Конечно, проблема, включённая в структуру урока. Именно поиск её решения способен вовлечь ребёнка в активное познание.
Вашему вниманию предлагаются фрагменты уроков по созданию проблемной ситуации на уроке русского языка, окружающего мира и математики.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Байдеряковская общеобразовательная школа
Яльчикского района Чувашской Республики»
Мастер класс на тему:
«Проблемно-диалогическая технология
в начальной школе»
Разработал и подготовил работу
учитель начальных классов
Сычаева Светлана Валерьевна
Байдеряково – 2019
«Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний»
М. М. Бахтин
Сегодня главной целью образования становится не передача знаний, а развитие личности ученика ,необходимо ребенка научить умению учиться.
Хочется начать не с урока, а с человека вообще. Каким мы представляем человека, когда слышим характеристику о нем, как о деятельном человеке?
Я думаю, что многие согласятся, что это человек с активной жизненной позицией, которому многое интересно, он делает и действует целеустремлённо, настойчиво и энергично, тем самым улучшая свою жизнь и жизнь окружающих.
«В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».
Лев Семенович Выготский
Деятельностный подход на уроке реализую, используя технологию проблемного – диалогического обучения. Для меня проблемное обучение дает возможность по-новому открывать знания со своими учениками. Учу детей видеть проблему, уметь задать вопрос. Вопрос выведет детей на размышление, а мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или с недоумения – иначе говоря с противоречия. Например, простая, но забавная картинка выведет детей сразу на размышления.
Мечта любого учителя – это неподдельный интерес в глазах учащихся. Что же может породить этот интерес?
Конечно, проблема, включённая в структуру урока. Именно поиск её решения способен вовлечь ребёнка в активное познание.
Вашему вниманию предлагаются фрагменты уроков по созданию проблемной ситуации на уроке русского языка, окружающего мира и математики.
У данной технологии много «плюсов». При системном использовании проблемно-диалогового обучения происходит развитие умственных способностей учащихся, самостоятельности, креативного мышления; оно способствует развитию познавательной активности детей, осознанности знаний, обеспечивает более прочное усвоение учебного материала. Самый большой «плюс» технологии проблемно-диалогового обучения состоит в том, что она носит универсальный, общепедагогический характер, т.е. реализуется на любой ступени обучения и на любом предмете.
Работу с использованием этой педтехнологии можно организовать с первых дней пребывания детей в школе, с первых уроков обучения грамоте.
Урок по теме «Слова-названия. Схемы слов»
мною создаётся проблемная ситуация с затруднением, приём практическое задание, не выполнимое вообще.
- Посмотрите на картинки на с. 6-7. Что здесь изображено?
(Дети отвечают: попугай, шишки, земляника, дятел, гусеница, бабочка, гриб, лиса, медведь, ёжик, козёл, воробей, ель.)
- Запишите слова-названия предметов. (Возникает затруднение.)
- Мы ещё не умеем писать.
- Какой возникает вопрос?
- Как записать слова-названия, если мы не умеем писать.
- Тема нашего урока – схемы слов.
Урок окружающего мира, 1 класс.
Тема: «Вода в природе».
- Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. И самое интересное, что это была не сказка. Вы знаете, о какой стране речь?
(У детей растерянность во взгляде, «глаза на лоб лезут»).
Если никто не отвечает правильно, учитель говорит: «А теперь посмотрите в окно. (На улице зима). Разве мы с вами ходим не по воде?» (Можно предъявить растаявший снег).
- Тема урока - …
Создана проблемная ситуация побуждающий диалог с удивлением, противоречие между житейским представлением учащихся и научным фактом, приём «яркое пятно», научный факт предъявлен наглядностью.
Урока русского языка в 1 классе по теме
«Алфавит».
Этап усвоения новых знаний. Ученикам, у которых уже сформировано умение располагать слова по алфавиту, предложила практическое задание:
Практическое задание: Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом): морковь, капуста, ежевика, горох, малина (появляются предметные картинки). Детям предлагаю написать слова в алфавитном порядке.
-Напишите слова в алфавитном порядке. Создана проблемная ситуация: как определить порядок слов, начинающихся на одинаковую букву: морковь или малина.
В результате выполнения задания у учеников получилось 2 гипотезы:
Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится учебной задачей. Через создание проблемной ситуации и ведение диалога ребята обучаются и целеполаганию.
Урок русского языка по теме
«Правила переноса слов»
АНАЛИЗ
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИКИ
Постановка проблемы
Актуализация изученного
-Прочитайте слова на доске?
-Соль, Анна, майка, объявил
-Объясните орфограммы
Объясняют
-Что это? (Читает загадку о березе)
-Это береза!
-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).
Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.
-Что же мне делать, ребята?
-Надо перенести.
-А что значит перенести?
-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.
-Какой знак нам нужен?
-Знак переноса.
Задание на новый материал.
-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.
Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.
Проверка задания.
-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).
Видят варианты:
Бер-еза бере-за
Бе-реза берез-а
(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)
Побуждение к осознанию
-Задание было одно?
-Да
-А выполнили его как?
-Мы выполнили по-разному.
(Осознание противоречия)
Побуждение к проблеме
-Почему так получилось?
Чего мы пока не знаем?
-Как переносятся слова.
(Неточная формулировка темы)
Тема
-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»
(Фиксирует тему на доске).
Подводящий к теме диалог
представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Урок русского языка по теме
«Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
АНАЛИЗ
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИКИ
Постановка проблемы
Подводящий к теме диалог.
-Посмотрите на два столбика слов на доске
На доске:
мяч дочь
шалаш печь
камыш мышь
-Что заметили общего?
-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.
-В чем различие?
В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.
Тема
-Значит, какая сегодня будет тема урока?
(Фиксирует тему).
Мягкий знак после шипящих на конце существительных .
Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Урок русского языка по теме
«Дательный падеж»
АНАЛИЗ
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИКИ
Постановка проблемы
«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения
-Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:
Такой падеж как …..
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
-Кто догадался, о каком падеже идет речь?
-О дательном
Тема
-Значит, тема нашего урока?
(Фиксирует тему на доске)
-Дательный падеж
Урок русского языка по теме
«Склонение имен существительных».
( тема урока не пишется, ее ученики не знают и выводят сами в ходе урока)
Учитель
Ученики
* Прочитайте предложение.
Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
*Найдите однородные члены предложения в этом предложении
Сестре и дочери.
* К какой части речи они относятся?
Существительные
* Определите их род и падеж (предъявление первого факта).
Женский род, предложный падеж.
* Выделите их окончания (предъявление второго факта).
Выделяют окончания, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации).
*Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия).
Разные окончания!
* Какой вопрос возникает?
Почему у существительных одного рода и одного падежа разные окончания? (учебная проблема).
Урок русского языка по теме
«Самостоятельные и служебные части речи».
АНАЛИЗ
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИКИ
Постановка проблемы
Подводящий без проблемы диалог.
-Прочитайте стихотворение по учебнику.
Читают
-Определите, какой частью речи является каждое слово.
Определяют
-Какие части речи нам встретились? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).
-Существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, союзы, наречия.
-Какие части речи не встретились в этом стихотворении? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).
-Междометия и местоимения.
-Разделите все известные вам части речи на две группы. Объясните, по какому признаку вы их разделили. (По ходу ответов разносит части речи по двум столбикам).
-В 1-ю группу входят части речи, к которым можно задать вопрос (перечисляют), во 2-ю – к которым нельзя задать вопрос (перечисляют).
Вывод
Части речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й служебными (Фиксирует термины на доске).
Дайте определение.
Формулируют определение.
(Открытие нового знания)
Учебник
-Сверимся с учебником. Что заметили интересного?
-Междометия не относятся к служебным частям речи.
-Верно. Это особая группа слов. (Фиксирует на доске).
Задание на формулирование темы
-Значит, какую новую тему мы только что освоили и сейчас будем закреплять?
-Самостоятельные и служебные части речи (Тема).
Урок математики по теме
«Умножение на двузначное число».
АНАЛИЗ
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИКИ
Постановка проблемы
Материал для выдвижения гипотез
Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ?
Разбиваются по группам, начинают работу.
Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе.
Подходит к каждой группе:
-Какие есть гипотезы?
-С чего надо начать?
-Воспользуйтесь распределительным свойством!
Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе.
Представление гипотез группами.
Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения.
Представляют две гипотезы:
50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная)
56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая)
Побуждение к проверке.
-Как проверить, какой из двух способов верный?
Молчат.
Подсказка к плану.
-Может быть, воспользуемся каким-то прибором?
Можно проверить на калькуляторе!
-Проверьте! Что получилось?
-При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент).
Вывод
-Значит, как надо умножать на двузначное число?
Формулируют правило (Открытие нового знания)
Учебник
-Сравните свой вывод с учебником.
-Все верно.
Подводящий к знанию диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.
Урок русского языка на тему :
«Непроизносимые согласные»
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Постановка проблемы;
возникновение проблемной ситуации;
осознание противоречия;
формулирование проблемы;
На доске:
рдц стн здн вст
[рц] [сн] [зн] [ст]
-Прочтите сочетания в первой строке.
-Из скольких букв они составлены?
-Что можно сказать о транскрипциях под каждым сочетанием?
-Что интересного заметили?
-Что вас удивило?
рдц стн здн вст
[рц] [сн] [зн] [ст]
- Какие видите факты?
-Какой возникает вопрос?
Рдц, стн, здн, вст…
Из трёх.
Они соответствуют сочетаниям, записанным выше…но отличаются по количеству звуков…
Что в сочетаниях пишется три буквы, а в транскрипции только две
Буквы д, т, в не имеют звука
- Перед нами сочетание из трех согласных
- В транскрипциях к этим сочетаниям согласных только две
Как называются буквы, которые пишутся, но не произносятся?
II. Поиск решения;
(через подводящий диалог)
-Рассмотрим слова.
(На доске слова сердце, радостный, звёздный, здравствуй)
-Что можно сказать об этих словах?
-Составим транскрипции этих слов.
-Сравните написание слов и их транскрипции.
-Что можно сказать о соотношении звуков и букв в этих словах?
-Как такое могло получиться?
-Какие это звуки?
-Как можно назвать эти звуки, если они не произносятся?
-Почему звуки непроизносимые?
-Какое открытие сделали?
-Какой вопрос был поставлен в начале урока?
-Ответьте на него.
-Что об этом говорится в учебнике?
-Какова тема урока?
Учащиеся читают слова.
В этих словах есть сочетания, которые мы прописывали в начале урока.
Сердце –[сэрцэ], радостный-[радасный], звёздный-[звозный], здравствуй-[здраствуй].
В словах букв больше, чем звуков.
Некоторые звуки не произносятся, хотя и пишутся…
[д], [т], [в]…
Непроизносимые…
Потому что звуки не произносятся, а на письме обозначаются соответствующими буквами…
Некоторые звуки пишутся, но не произносятся. Они называются непроизносимые.
Как называются буквы, которые пишутся, но не произносятся?
Непроизносимые согласные.
Непроизносимые согласные встречаются там, где есть три согласных звука и чаще всего это согласные д, т, в, л. Так как они не произносятся, но пишутся они называются непроизносимыми.
Непроизносимые согласные
III. Выражение решения;
-Составьте вопросы по теме урока
Учащиеся формулируют вопросы самостоятельно
IV. Реализация продукта;
-Задайте вопросы, которые вы сформулировали
Учащиеся задают вопросы друг другу
Урок математики на тему «Ар.Гектар»
(этап постановки проблемы):
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Возникновение проблемной ситуации;
Осознание противоречия;
Формулирование проблемы;
- Сколько 1 га = ? а
- Смогли ли выполнить задание?
- В чём затруднение?
- Сформулируйте вопрос, на который предстоит найти ответ.
Учащиеся пытаются выполнить задание.
- Нет...
- Мы не знаем, что такое «ар» и «гектар»...
- Что такое а и га?
Урок русского языка по теме
«Почему одно и то же слово написано и с большой и с маленькой буквы».
АНАЛИЗ
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИКИ
Постановка проблемы
Предъявление противоречивых фактов
На доске слова:
Орёл и орёл
Пушок и пушок
Лилия и лилия
Читают
Побуждение к осознанию
-Что вас удивило? Что интересного заметили?
- Слова читаются одинаково, а пишутся по-разному.
Побуждение к проблеме
-Какой возникает вопрос?
- Почему одно и то же слово пишется то с маленькой, то с большой буквы?
Вопрос
Фиксирует на доске
Урок математики
«Умножение с нулем и единицей»
АНАЛИЗ
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИКИ
Постановка проблемы
Актуализация знаний
-Найдите значения произведений, заменив их суммами
1*3 1*5 1*8
Легко выполняют задание.
Задание на новый материал.
-Найдите значение произведения 1*1, заменив суммой
Испытывают затруднение.
(Проблемная ситуация)
Побуждение к осознанию проблемы
-Смогли выполнить задание?
-Нет, не смогли.
-В чем затруднение?
-Это новое умножение.
-Чем это задание не похоже на предыдущее?
-Невозможно заменить суммой
(Осознание проблемы).
Побуждение к проблеме
-Какова сегодня тема урока?
Умножение с единицей
Фиксирует тему на доске
Таким образом, складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание. Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли.
Использованная литература
1. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система “Школа 2100” - качественное образование для всех. Сборник материалов. М., Баласс. 2006.
2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008.
3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открыть знания с учениками. - Москва, 2002.