Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 22.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проблемно-ориентированное обучение на уроках математики как средство развития аналитических навыков | Потлова Юлия Валентиновна. Работа №351704. Номер работы: №351704

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Проблемно-ориентированное обучение (ПОБ) является эффективной педагогической технологией, ориентированной на активное включение учащихся в процесс познания через решение реальных проблем. В математике этот подход способствует развитию аналитических навыков, критического мышления и способности к самостоятельному поиску решений. В статье рассматриваются основные принципы и методы проблемно-ориентированного обучения, его влияние на развитие аналитических навыков учащихся, а также примеры его применения на уроках математики. Ожидается, что использование этого подхода поможет учащимся не только лучше усваивать теоретический материал, но и развивать умение логически мыслить, анализировать и делать выводы.

Ключевые слова: проблемно-ориентированное обучение, аналитические навыки, математика, критическое мышление, решение задач, педагогические технологии.

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

 

Потлова Юлия Валентиновна, учитель

МОУ "Средняя школа № 5 г. Волжского"

Волгоградская область

 

Аннотация. Проблемно-ориентированное обучение (ПОБ) является эффективной педагогической технологией, ориентированной на активное включение учащихся в процесс познания через решение реальных проблем. В математике этот подход способствует развитию аналитических навыков, критического мышления и способности к самостоятельному поиску решений. В статье рассматриваются основные принципы и методы проблемно-ориентированного обучения, его влияние на развитие аналитических навыков учащихся, а также примеры его применения на уроках математики. Ожидается, что использование этого подхода поможет учащимся не только лучше усваивать теоретический материал, но и развивать умение логически мыслить, анализировать и делать выводы.

Ключевые слова: проблемно-ориентированное обучение, аналитические навыки, математика, критическое мышление, решение задач, педагогические технологии.

 

Современное образование требует от учащихся не только знаний, но и способности к самостоятельному решению проблем, развитию аналитических навыков, логического мышления. Это особенно актуально в контексте обучения математике, где основными задачами являются не только усвоение теоретического материала, но и умение применять его на практике для решения практических задач. Одним из эффективных способов достижения этих целей является проблемно-ориентированное обучение (ПОБ). В данном подходе ключевым элементом является использование реальных проблем, которые мотивируют учащихся искать решения, анализировать ситуации и применять полученные знания. В этой статье мы рассмотрим, как проблемно-ориентированное обучение помогает развивать аналитические навыки школьников, а также предложим примеры реализации данного подхода на уроках математики.

Проблемно-ориентированное обучение представляет собой методику, при которой учебный процесс строится на основе решения учащимися проблемных ситуаций. В отличие от традиционного подхода, где учащиеся получают готовые знания, в ПОБ они активно вовлечены в процесс поиска и анализа информации, выдвижения гипотез и аргументации решений. Это позволяет учащимся развивать навыки самостоятельной работы, критического мышления и аналитического подхода к решению задач.

Основные принципы проблемно-ориентированного обучения включают:

Проблемность: задания и проблемы, которые предлагаются учащимся, должны быть сложными и многозначными, требующими поиска нестандартных решений.

Активное участие: учащиеся не получают готовых ответов, а должны активно участвовать в процессе решения, обсуждения и анализа проблем.

Использование реальных жизненных ситуаций: проблемы, предложенные учащимся, часто имеют практическое или жизненное значение, что повышает мотивацию к их решению.

Коллективная работа: важным элементом является работа в группах, что способствует обмену мнениями, обсуждению различных решений и коллективному поиску ответов.

В математике ПОБ особенно эффективен, так как позволяет не только отрабатывать навыки решения конкретных задач, но и развивать общее мышление, умение выстраивать логические цепочки и искать оптимальные пути решения.

Аналитические навыки включают в себя способность к анализу информации, выявлению закономерностей, созданию логических связей и принятию обоснованных решений. В контексте математики аналитическое мышление связано с умением структурировать информацию, решать задачи различной сложности и выстраивать логические цепочки, на основе которых принимаются решения.

Проблемно-ориентированное обучение развивает эти навыки в нескольких аспектах:

Постановка задач и анализ информации. Учащиеся сталкиваются с реальными проблемами, для решения которых необходимо выделить ключевые данные, проанализировать условия и понять, как можно применить теоретические знания. Этот процесс требует от учеников умения работать с информацией, выделяя важное и игнорируя несущественное

.

Поиск решения. Задачи, предложенные в рамках ПОБ, зачастую имеют несколько возможных решений. Учащиеся учатся рассматривать проблему с разных точек зрения, что развивает их способность к многозадачности, помогает вырабатывать стратегию действий и выбирать оптимальный путь решения.

Обоснование решения. В ходе работы над задачей ученики должны не только решить проблему, но и обосновать свой выбор. Это способствует развитию критического мышления и умения аргументировать свою точку зрения.

Использование математических методов и алгоритмов. В процессе работы над задачами учащиеся осваивают различные математические методы, учатся применять их к конкретным ситуациям, что способствует улучшению их аналитических навыков.

Оценка и проверка решения. После нахождения решения важно проанализировать, насколько оно корректно и что можно улучшить. Этот этап развивает умение критически оценивать свои действия и делать выводы на основе полученных результатов.

Проблемно-ориентированное обучение может быть эффективно реализовано на уроках математики через решение различных типов задач, которые требуют аналитического подхода. Рассмотрим несколько примеров, как это можно сделать на практике.

Задачи с реальным контекстом. Например, задача о нахождении площади огорода, если известно количество удобрений, которые могут быть использованы для каждого типа почвы, и необходимо рассчитать оптимальный вариант. Такая задача позволяет не только использовать математические методы (площадь, пропорции), но и анализировать реальные данные, что развивает критическое мышление.

Исследовательские проекты. Учащиеся могут работать над проектом, связанным с решением сложной математической проблемы, которая не имеет одного конкретного решения. Например, создание модели для вычисления оптимальных маршрутов в городе или разработка алгоритма для планирования бюджета.

Интерактивные задачи и игры. Использование математических игр или головоломок также может быть частью ПОБ. Например, решение логических задач, головоломок типа "квадратных головоломок" или задачи на построение диаграмм. Такие задачи требуют от учащихся поиска различных путей решения, что стимулирует развитие аналитических навыков.

Групповые задания. В работе в группах учащиеся могут обсудить разные подходы к решению задачи, что развивает их навыки коммуникации, анализа мнений и принятия коллективных решений. Например, решение задач на оптимизацию или проектирование.

В заключение можно отметить, что проблемно-ориентированное обучение является эффективным средством развития аналитических навыков учащихся на уроках математики. Этот подход способствует формированию критического мышления, навыков анализа информации, умения принимать обоснованные решения. Решение проблемных задач помогает учащимся не только осваивать математический материал, но и развивать универсальные интеллектуальные способности, которые будут полезны им в дальнейшей жизни и учебе.

Список литературы

Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. –

Ростов

-на-Дону,

2019

Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение/ А.В. Брушлинский // Новое в жизни, науке и технике.

Сер

. «

Педагогика

и

психология

. М.:

Знание

,

2019

. - № 6. - 96 с.

Бурменская

Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ.

высш

. учеб.

Заведений

– М.:

Издательский

Центр

«

Академия

», 20

20

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×