Проблемно-ориентированное обучение на уроках математики как средство развития аналитических навыков | Ковалева Надежда Викторовна. Работа №352467
Аннотация. В статье рассматривается применение проблемно-ориентированного обучения на уроках математики как эффективного средства для развития аналитических навыков учащихся. Описываются основные принципы проблемно-ориентированного подхода, его роль в процессе обучения и способы интеграции этого метода в математическое образование. Особое внимание уделено формированию у школьников способности к самостоятельному решению задач, аналитическому мышлению и критическому подходу к решению проблем. Представлены примеры использования проблемных ситуаций на уроках математики, а также преимущества и сложности внедрения этого метода в образовательный процесс.
Ключевые слова: проблемно-ориентированное обучение, аналитические навыки, математическое образование, критическое мышление, уроки математики, методика преподавания.
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Ковалева Надежда Викторовна учитель
МБОУ Рощинская СОШ № 17, Красноярский край
Аннотация. В статье рассматривается применение проблемно-ориентированного обучения на уроках математики как эффективного средства для развития аналитических навыков учащихся. Описываются основные принципы проблемно-ориентированного подхода, его роль в процессе обучения и способы интеграции этого метода в математическое образование. Особое внимание уделено формированию у школьников способности к самостоятельному решению задач, аналитическому мышлению и критическому подходу к решению проблем. Представлены примеры использования проблемных ситуаций на уроках математики, а также преимущества и сложности внедрения этого метода в образовательный процесс.
Ключевые слова: проблемно-ориентированное обучение, аналитические навыки, математическое образование, критическое мышление, уроки математики, методика преподавания.
Математика традиционно ассоциируется с точными и систематическими знаниями, но на сегодняшний день одной из ключевых задач современного образования является развитие у учеников навыков, которые выходят за рамки простой механической репродукции формул и алгоритмов. Одним из таких навыков является аналитическое мышление, которое позволяет не только решать задачи, но и подходить к их решению с разных сторон, находить нестандартные пути и строить логические выводы.
Проблемно-ориентированное обучение (ПО) представляет собой подход, в основе которого лежит использование проблемных ситуаций для стимулирования познавательной деятельности учащихся. В контексте уроков математики этот метод служит эффективным инструментом для развития аналитических способностей учеников, а также для углубленного понимания математических понятий и способов решения задач.
Проблемно-ориентированное обучение, как педагогическая концепция, основывается на том, что обучение должно быть направлено не только на передачу знаний, но и на формирование у учащихся способности самостоятельно решать проблемы. В отличие от традиционного подхода, который предполагает пассивное восприятие информации, ПО ориентирует учащихся на активное участие в процессе обучения.
Основные принципы проблемно-ориентированного обучения:
Незавершенность знания. Учебный процесс построен так, чтобы знания не подавались в готовом виде. Вместо этого ученики сталкиваются с проблемой, решение которой требует поиска новых знаний.
Решение практических задач. Уроки строятся вокруг реальных задач, что помогает учащимся осознать важность и применимость знаний в повседневной жизни.
Активная роль ученика. Учащиеся должны самостоятельно анализировать ситуацию, выделять ключевые проблемы и находить пути их решения.
Кооперативное обучение. В процессе решения проблем учащиеся могут работать в группах, что способствует развитию коммуникативных и совместных аналитических навыков.
В математике проблемно-ориентированное обучение приобретает особое значение, поскольку оно позволяет не только углубить понимание теоретических концепций, но и развить умение применять математические знания в нестандартных ситуациях.
Аналитическое мышление — это способность выявлять причины и следствия, делать выводы на основе анализа данных, строить логические связи и искать оптимальные решения. Для развития этих навыков необходима не просто механическая тренировка, а способность видеть проблемы, ставить вопросы и искать пути их решения.
Проблемно-ориентированное обучение является важным инструментом для формирования таких навыков. Рассмотрим несколько способов, как оно способствует развитию аналитического мышления на уроках математики:
Формирование вопросов. В процессе решения проблемных задач учащиеся учат задавать вопросы, искать недостающую информацию и выдвигать гипотезы. Это способствует развитию критического мышления и способности анализировать исходные данные.
Стратегия решения задач. Проблемные задачи требуют от учеников разработки собственной стратегии решения. Например, при решении задачи по геометрии ученик может выбрать несколько методов доказательства, оценить их применимость и выбрать наиболее эффективный.
Моделирование реальных ситуаций. Проблемы, предложенные учащимся, часто связаны с реальными жизненными ситуациями, что позволяет ученикам увидеть практическую значимость математических знаний. Это способствует лучшему усвоению материала и развивает способность анализировать сложные проблемы с разных точек зрения.
Решение открытых задач. Задачи с несколькими возможными решениями или нестандартные задачи дают возможность учащимся подходить к решению с творческой стороны, вырабатывать алгоритмы и модели для поиска решений.
Анализ ошибок. В процессе решения проблемных задач учащиеся часто допускают ошибки, что позволяет не только выявить слабые места в знаниях, но и учиться на них, искать и анализировать причины ошибок, что важно для дальнейшего развития аналитических способностей.
Рассмотрим несколько примеров применения проблемно-ориентированного обучения на уроках математики, которые могут помочь развить аналитическое мышление у школьников.
Задача на тему "Пропорции": Ученикам предлагается задача из реальной жизни, например, расчёт пропорций для приготовления растворов или смешивания веществ в химии. Чтобы решить задачу, они должны определить правильные пропорции и построить математическую модель.
Проблема оптимизации: Задача может быть связана с поиском оптимального пути или минимизации затрат. Например, ученик может быть поставлен в ситуацию, когда ему нужно выбрать наименьший путь для доставки товаров, что связано с понятием оптимизации в математике.
Геометрическая задача на доказательства: Важная задача заключается в доказательстве геометрической теоремы, например, о теореме Пифагора. Однако задача усложняется тем, что ученик должен предложить несколько способов доказательства, что развивает аналитический подход и способность сравнивать различные методы.
Математическое моделирование: Студенты могут разрабатывать математические модели для анализа статистических данных, таких как распределение населения, или для решения задач из экономики, таких как оптимизация затрат на производство.
Проблемно-ориентированное обучение на уроках математики имеет множество преимуществ:
Стимулирует развитие критического мышления и самостоятельности.
Улучшает способность работать с нестандартными ситуациями.
Повышает мотивацию к изучению математики через применение знаний в реальной жизни.
Содействует формированию глубоких знаний и аналитических навыков.
В заключение можно отметить, что проблемно-ориентированное обучение на уроках математики является мощным инструментом для развития аналитических навыков учащихся. Оно способствует формированию способности к решению сложных задач, развитию критического и творческого мышления, а также позволяет учащимся осознавать значимость математических знаний для решения реальных проблем. Однако успешное внедрение этого метода требует от учителей разработки подходящих задач и готовности к использованию новых педагогических технологий.
Список литературы
Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система / Е.В. Ковалевская.
М.: МНПИ, 201
9
- 245 с.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 201
9
– 168 с.
Приходько, Е. Б. Применение технологии проблемного обучения на уроках математики / Е. Б. Приходько. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы
III
Междунар
. науч.
конф
.
(г. Ка
зань
,
март
2018 г.). —
Казань
:
Молодой
ученый
, 2018. — С. 27-31.