Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проблемно-поисковые формы работы с обучающимися на уроках истории в 6-7 классах» | Мой кабинет. Работа №350315

Дата публикации:
Автор:
Описание:

особенности работы учителя истории в 6-7 классах, развитие умений и желания учиться работать в команде, саморазвитие . представлены разные этапы проблемно- поисковых технологий. требования подготовленности к работе учениками и учителем. представлены методы и способы организации проблемно- поисковых технологий. 

СООБЩЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ООБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ январь 2022 ГОД.

Тема сообщения: «Проблемно-поисковые формы работы с обучающимися на уроках истории в 6-7 классах»

Жабеевой ВалентиныМихайловны

учителя истории и обществознания I категории

МБОУ СОШ № 4 города Десногорска.

 

 

Перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.

С современных условиях необходимо у ученика сформировать умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности.

 

 

В чем специфика проблемно-поисковых технологий?

 

Проблемно-поисковые технологии – это такие технологии, которые направлены на развитие мышления учащихся и их творческих способностей. Следовательно, результатом применения этих технологий могут стать следующие новообразования в структуре личности ученика:

- умение проводить анализ ситуации, задания, задачи, условий;

- умение переформулировать исходные условия задачи и поставить проблему, т. е. сформулировать задачу для себя;

- умение спланировать стратегию поиска решения проблемы;

- умение использовать различные проблемно- поисковые методы (опытная проверка, эксперимент);

- умение провести анализ найденного решения, сопоставить его с другими, выбрать оптимальный для данной ситуации;

- способность к порождению новых идей, формулированию гипотез, самостоятельному освоению нового опыта;

- способность к абстрактному, теоретическому мышлению, основанному на использовании в качестве инструмента мышления понятий, критериев, оснований;

- способность к самообразованию, развитие познавательной мотивации, умение оценить уровень своего актуального развития и зону ближайшего развития (что я уже могу? знаю? делаю?).

 

Какими понятиями должен владеть учитель, чтобы правильно реализовать проблемно-поисковые технологии?

 

Проблемная ситуация – определенное психологическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, предполагающего раскрытие нового отношения, способа действия, средства.

 

Проблемные ситуации могут задаваться учителем в виде заданий, задач, вопросов, жизненных ситуаций. Результатом принятия учеником проблемной ситуации становится появление у него потребности в новых знаниях и познавательная активность.

 

Проблемная (учебная) задача – результат преобразования учеником исходных условий проблемного задания, задачи или ситуации. В результате такого преобразования ученик должен сформулировать задачу для себя: выделить противоречия в условиях задания и поставить проблему.

 

Как организовать процесс совместной деятельности в проблемно-поисковых технологиях?

 

Процесс включает четыре этапа:

 

вхождение в проблему:

 от создания учителем проблемной ситуации до появления у ученика познавательного и включения в деятельность по анализу условий задания;

 

постановка учебной задачи:

 от анализа исходных условий задания до постановки проблемы для себя;

 

 

поиск решения:

 от формирования идей, гипотез, планирования поисковых действий до решения проблемы;

 

рефлексия результата

 (в качестве результата могут выступать: новые способы решения, сам процесс проблемно-поисковой деятельности, успехи и трудности в развитии ученика, постановка новых проблем, новые знания).

 

 

Этапы это полный цикл деятельности, многократное повторение которого создаст условия для развития мышления и творческих способностей учащихся. Этот цикл может не совпадать с границами одного урока, он может осуществляться в течение нескольких уроков или наоборот – быть одним из элементов урока. Главным фактором здесь становится не усвоение отрезка учебного материала, а шаг в развитии учащегося, основанный на освоении им новых способов деятельности и развитии способностей.

Чтобы организовать проблемно-поисковую деятельность необходимо:

 

Во-первых, необходимо построить задание, чтобы возникла проблемная ситуация и у ученика появился познавательный интерес

 

Учитель должен:

Определить уровень актуального развития ученика, класса: что они уже могут, знают, умеют.

Спроектировать зону ближайшего развития: что они могут завтра сделать с помощью учителя, других учеников.

Сформулировать цель (основной ожидаемый результат и задачи).

Проанализировать тему и подобрать задания таким образом, чтобы в них содержалось известное для учеников уровень актуального развития и неизвестное зона ближайшего развития.

Выстроить эти задания в определенной последовательности в виде «карты» затруднений и проблем.

Придумать способы введения заданий, делать их привлекательными для учеников. Чтобы проблема была принята, лучше, если сами ученики будут участвовать в отборе тем.

 

Во-вторых, организовать деятельность учеников по постановке учебной задачи.

 

Ученик должен:

Проанализировать задание и выделить в нем принципиально новые условия.

Провести «инвентаризацию» имеющихся у него знаний, средств, способов (что я знаю, умею?).

Зафиксировать несоответствие имеющихся у него знаний и способов деятельности и условий.

Указать на это несоответствие, задав вопрос, зафиксировать противоречие, поставить проблему для себя.

 

В-третьих, необходимо организовать поисковую деятельность по решению проблемы

 

Ученик

 

Осуществляет поиск идей, формулирует гипотезы.

Определяет путь решения проблемы, разбивая проблему на

подпроблемы

и намечает последовательные шаги по их решению.

Усваивает новую информацию, способы деятельности, применяет имеющиеся способы в новой ситуации, комбинирует из имеющихся способов новые, создает сам ранее неизвестные ему способы и за счет этого получает результат.

 

В-четвёртых, необходимо организовать обобщение, рефлексию полученных результатов

Ученик проводит анализ:

найденных способов решения проблемы, выделяя основания для выбора оптимального;

собственной деятельности по постановке учебной задачи и ее решению;

успехов и трудностей в развитии.

 

Методы и формы организации деятельности в проблемно-поисковых технологиях:

 

Метод проблемного изложения:

 все четыре этапа проблемно-поисковой деятельности осуществляет учитель.

(Для 5-6 классов)

 

Частично-поисковый метод:

 часть этапов реализует учитель, например, задание проблемной ситуации, рефлексия, а часть – ученик.

(7-8 классы.)

 

Исследовательский метод:

 все шаги осуществляет ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый

результат.

(

9-11 классы)

 

Креативный метод:

 все шаги осуществляет ученик, реально осуществляя исследования и получая объективно новый

результат

.

(

9-11 классы)

Задачей учителя при проектировании зоны ближайшего развития учащихся является перевод учеников на следующий, более высокий уровень самостоятельности на каждом цикле проблемно-поисковой деятельности. Формы организации деятельности могут быть различны: индивидуальные, фронтальные, групповые.

 

При обобщении знаний, необходимо постепенно приучать учащихся к продуктивно-познавательным, а затем и к проблемным вопросам. Если репродуктивные вопросы начинаются на слово как, когда, кто, что то продуктивно-познавательные вопросы отвечают на вопросы почему, докажите, в чем, обобщите, сформулируйте. Проблемный вопрос требует рассуждения, размышления и чаще всего краток по содержанию. В связи с этим в дискуссию не боятся вступать и учащиеся с плохой памятью, не подготовившиеся к уроку, а это держит их в постоянном внимании к учебному процессу.

Проблемные вопросы требуют большего творческого вклада, как в формулировке, так и в выработке ответов. Например, ребят можно спросить и о дате изгнания Александра Невского из Новгорода его жителями (репродуктивный вопрос), и о причинах изгнания (репродуктивно-познавательный), а можно спросить и по-другому: «Почему Александр Невский, дважды спасший независимость Новгорода, был изгнан из родного города спасенным им же народом?»

 

Методические приемы:

Приём проблемного изложения – на лекционных уроках учитель ставит перед уч-ся ряд проблемных вопросов, на которые они должны ответить в ходе лекции.

«постановка познавательных вопросов и заданий: введение элементов проблемного обучения в 6 классах.

1. Известно, что рыцарские шлемы делались на совесть и поэтому их нельзя было разрубить или пробить. Меч, сабля были здесь бесполезными. Какой способ нашли русские воины?

(Булава) - Докажите, что усовершенствование оружия способствовало изменению всей тактики ближнего боя…»

 

Прием нахождения аналогии– формирует готовность восприятия учебного материала путем концентрации внимания учащихся на конечной цели – нахождении аналогии изучаемому событию, явлению, процессу, личности.

Результатом использования данного приема является осознанное восприятие изучаемого материала, что способствует повышению уровня его усвоения.

«Прочитайте высказывания Александра Невского и сформулируйте в одно слово принципы его внешней политики:

«Не в силе Бог, а в Правде». (Честность, благородство)

«Жить не преступая в чужие части». (Миролюбие, добрососедство)

«Кто с мечом к нам придет-от меча и погибнет». (Патриотизм)

«Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке». (Дипломатия)

«Гость останется гостем, пока в доме хозяин». (Справедливость)»

 

Приём обнаружения противоречий– активизирует способность анализировать, выделять главное. Результатом использования данного приёма является активное участие ребят на следующем уроке в выявлении основных проблем. Таким образом, формируется умение постановки проблемы.

Приём создания проблемной ситуации– в нём, в отличие от приёма проблемного изложения, проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоции. Решаются они самими детьми при помощи учителя следующим образом: уяснение и постановка проблемы; формулирование вариантов решения; оценка их предпочтительности; выбор средств оптимального решения.

«Рассмотрев миниатюру, «Житие Александра Невского», ответьте на вопросы:

1. Какие добродетели вы видите на этом изображении? (любовь к книге, набожность (икона Богородицы), наличие последователей.)

2. Важны ли они для святого? Почему?

3. Найдите на изображении Александра Невского (верхний правый угол).

4Почему он находится в стороне? (Новгород не был разгромлен монголами»

 

 

Существует множество способов создания проблемной ситуации. Назову лишь некоторые из них:

- создание ситуации выбора, когда учащимся предлагается из нескольких вариантов выбрать и обосновать один наиболее на их взгляд убедительный,

-создание ситуации конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями

 

Приём экспресс - дискуссии – вырабатывает у школьников умение слушать и взаимодействовать с другими, демонстрирует характерную для большинства проблем многозначность решений. Подготовка к такому виду дискуссии идёт непосредственно на уроке. Источником аргументации и поддержки может быть материал учебника, рассказ учителя, дополнительные источники, предложенные учителем

Приём ролевой дискуссии – ученикам предлагается встать на позицию какого-либо конкретного лица или группы лиц. Необходимость высказаться от имени другого человека помогает преодолеть неуверенность и страх перед аудиторией.

Приём альтернативной ситуации– предполагает выбор вариантов исторического развития реально существовавших в истории. Проблемный вопрос в данной ситуации начинается со слов: Что было бы, если…

 

Предлагаю учащимся самим определить те темы, вопросы, которые их волнуют – в результате рождаются интереснейшие дискуссионные проблемные уроки. При этом, данные темы не просто обсуждаются, идет поиск, обработка информации по теме, анализ проблемы на основе документов, в том числе постановлений правительства, других нормативно-правовых актов, работа со статистическими данными. Учащиеся в ходе таких проблемных уроков формируют как предметные, так и ключевые компетентности, в частности компетенции ценностно-смысловой ориентации: ценности бытия, жизни, ответственности за выбор образа жизни, самостоятельных решений; компетенции гражданственности, личностные компетенции.

 

Выводы.

пробле

мное обучение просто необходимо

-

п

олучаем

гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и

самокоррекции

.

ребенок

не сдается перед проблемами, а стремится их разрешить. Мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

 

формируют как предметные, так и ключевые компетентности: ценности бытия, жизни, ответственности за выбор образа жизни, самостоятельных решений; компетенции гражданственности, личностные компетенции.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×