Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности | Апалько Алина Николаевна. Работа №317427

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности студентов

В большой степени формирование и развитие познавательной активности зависит от организации обучения в вузе. В последнее время широкое распространение получили активные методы обучения, которые выступают как объективные средства, помогающие осуществлять и активизировать познавательную деятельность в процессе обучения. Активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. В статье рассмотрен один из таких активных методов, как проблемное обучение.

 

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности студентов

А. А. Вербицкий в свое время отмечал, что наиболее характерным направлением повышения эффективности вузовского обучения является создание таких психолого-педагогических условий, в которых студент может занять активную личностную позицию и в большей мере раскрыться как субъект учебной деятельности.

В процессе обучения студентов необходимо вести с ними систематическую работу по развитию познавательной активности в рамках личностно ориентированного обучения. Познавательная активность студента должна отражать состояние человека, жаждущего знаний, находящегося в исследовательском поиске, развивающего свои познавательные интересы.

Учебная информация наиболее активно воспринимается тогда, когда возникает потребность в ее восприятии. Одно и то же содержание изучаемого предмета одинаковой степени сложности, в одном и том же объеме может усваиваться по-разному, в зависимости от способа его подачи, мотивов восприятия и интереса студентов.

Деятельная личность характеризуется не только внешним поведением, но и соответствующими ему внутренними процессами. Различают внутреннюю (мыслительную) и внешнюю (моторную) стороны активности. Решающее значение в учебе имеет внутренняя активность, а внешняя выполняет роль стимулятора. Активность обучаемых - это их интенсивная умственная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применения знаний, сформированных навыков и умений, т. е. их активная познавательная деятельность.

В большой степени формирование и развитие познавательной активности зависит от организации обучения в вузе. В последнее время широкое распространение получили активные методы обучения, которые выступают как объективные средства, помогающие осуществлять и активизировать познавательную деятельность в процессе обучения.

Прежде всего имеют в виду нетрадиционные формы, методы и средства обучения. К ним относятся: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных профессиональных и жизненных ситуаций, методы математического моделирования, деловые и ролевые игры, а также различные формы научно-исследовательской работы обучающихся.

Активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

Остановимся на одном из таких активных методов, как проблемное обучение.

Технология проблемного обучения позволяет:

определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;

ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче;

осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов;

выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации.

Технология проблемного обучения раскрывается через постановку (преподавателем) и разрешение (студентом) проблемного вопроса, задачи и ситуации, которые выступают центральными категориями этой технологии.

Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения, вызванного объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной или практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.).

В проблемном обучении главное – не мгновенный выход на решение проблемы, а своеобразная “путепроходческая” работа. Преподаватель, зная оптимальный путь решения, ориентирует поисковую деятельность студентов, постоянно подводя их к “разгадке”.

Е.Л. Мельникова выделила два типа проблемных ситуаций:

1. С удивлением (разные мнения по поводу выполнения одного и того же
задания).

2. С затруднением (практическое задание на новый материал, с которым
обучающиеся не могут справиться).

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

- преподаватель подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает студентам рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает студентов делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания;

- ставит проблемные задачи.

Отличительные особенности проблемного обучения от традиционного:

Преподаватель организует самостоятельную работу студентов, управление их учебными действиями; развивает навыки исследовательской деятельности

Студенты воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются, учатся формулировать проблему, осуществлять самостоятельные действия по ее решению; организуют самоконтроль и самооценку деятельности

При традиционном обучении преподаватель сообщает студентам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения.

Деятельность педагога носит объяснительно-иллюстративный характер, а он сам становится транслятором знаний, накопленных человечеством.

Студенты воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п. Их деятельность носит репродуктивный характер. Это деятельность потребления, в которой они уподобляются приемнику, воспринимающему передаваемую через транслятор информацию. Хорошо это или плохо? Не то и не другое - репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения: иначе подрастающему поколению пришлось бы самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, накопленные человечеством за всю историю его существования.

Вместе с тем, традиционная система обучения не обеспечивает развития творческих способностей личности или развивает их спонтанно, непродуктивно, “случайно”.

При проблемном обучении педагог либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки студенты приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.

При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (преподаватель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (студенты самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений).

Применение технологии проблемного обучения позволяет научить студентов мыслить логично, научно, диалектически, творчески; развивает самостоятельность, ответственность, критичность, инициативность, нестандартность мышления, и в то же время осторожность и решительность. Кроме того, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.

Постоянная постановка перед студентами проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что студент не “пасует” перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×