«Проблемное обучение, как средство активизации познавательной деятельности учащихся» | Долгова Екатерина Викторовна. Работа №363814
Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа п. Прудовой, Екатериновского района, Саратовской области
Доклад
«Проблемное обучение, как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Выполнил учитель начальных классов: Долгова Е.В
2023-2024 уч. год
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение по сравнению с традиционным дает тройной эффект усвоения знаний. Во-первых, нельзя не понимать то, что открыл сам. Во-вторых, деятельность создает мощное развитие памяти, внимания, речи, творческих способностей. В-третьих, деятельность воспитывает активную личность, учит высказывать своё мнение, доказывать свои догадки. Данное обучение можно отнести к здоровьесберегающим, т.к. дети работают на интересе, а значит, не нужно себя заставлять, значит, нервные нагрузки снижаются.
Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний. Творческая учебная деятельность обеспечивает более качественное усвоение знаний, даёт ярко выраженный развивающий эффект (особенно развивает логическое мышление, речь и творческие способности), а также воспитывает активную, инициативную личность.
Возникает вопрос: как создать проблемную ситуацию на уроке? Метод можно использовать при любой программе и на любом предмете, прежде всего, – на уроках изучения нового материала. Самое главное – чтобы учитель сам был заинтересован в изучении и использовании данной технологии.
Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».
Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти.
Предлагаются следующие варианты.
Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.
Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.
Но чаще всего самостоятельно «выпрыгивает» из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?
Применить третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.
Следовательно, учитель выводит учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение к формулированию учебной проблемы
Прием 1 о фактах: Что удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
о теориях: что вас удивило? Сколько существует точек зрения?
Прием 2 Сколько же в нашем классе мнений?
Прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле?
Прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?
Прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается Чем это задание не похоже на предыдущие?
Прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнили?
Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какова будет тема урока?
Следующий метод учебной проблемы – подводящий диалог. Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной мотивацией к обучению.
Сравнительная характеристика диалогов
Побуждающий
Подводящий
Структура
отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика
система посильных ученику вопросов заданий, подводящих его к открытию мысли
Признаки
мысль ученика делает скачок к неизвестному
-переживание учеником чувства риска
-возможны неожиданные ответы учеников
-прекращается с появлением нужной мысли ученика
-пошаговое, жесткое ведение мысли ученика
-переживание учеником удивления от открытия в конце диалога
-почти не возможны неожиданные ответы учеников
-не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение
Результат
развитие творческих способностей
развитие логического мышления
Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока. Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
Можно использовать нестандартные формы учебной деятельности учащихся
Урок – сказка
Урок – путешествие
Урок – игра
Урок – экскурсия
Урок типа «круглый стол»
Урок «Что? Где? Когда?»
Учебную проблему можно поставить тремя методами. Первый - побуждающий от проблемной ситуации диалог. Второй - подводящий к теме диалог. Третий - сообщение темы с мотивирующим приемом.
Таким образом, практика показывает, что все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.
Проблемные вопросы по окружающему миру:
Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках ок. мира
Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни,
-Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?
-Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные растения?
-Что случится, если растения исчезнут?
-Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.
Проблемные вопросы по русскому языку:
1) Являются ли родственными (однокоренными) слова:
-Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?
-Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.
При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.
2) Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”?
-Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко)
-Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу)
-Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль – имя сущ. женского рода, остальные – мужского)
Постановка проблемных задач по математике:
Это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.
· -В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько --апельсинов съели они вместе? -Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему? Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.
Предлагаю задачи, в которых нет вопроса:
-Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.
(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).
Задачи с заведомо допущенными ошибками
Широко использую такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Задачи с противоречивыми данными
-На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?
В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?
(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)
Структура проблемного урока
Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.
Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. Все это отображено в таблице.
Цель урока
Этапы урока
Творческие звенья деятельности
Учащихся
З
Н
А
Н
И
Е
Введение
Постановка учебной проблемы
-формирование вопроса или темы урока
Поиск решения
- открытие субъективно нового знания
Воспроизведение
Выражение решения
- выражение нового знания в доступной форме
Реализация продукта
- представление продукта учителю и классу
Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что проблемное обучение в начальной школе очень важно, ведь специфика младших классов основана на формировании умений и навыков, а мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности.
Изучив технологию проблемно-диалогического обучения, я считаю, что можно применять её в любом классе школы и на любом предмете на уроках введения новых знаний. Проблемно-диалогическая технология принципиально меняет роль учащегося на уроке: теперь он – не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Ученик активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Повышается познавательная мотивация учащихся, уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, творческих способностей, уровень развития компонентов учебной деятельности и в целом – повышается качество обученности учащихся.
Наше современное общество нуждается в человеке, который много знает, умеет, а главное – который умеет думать. В наше современное время современных учеников надо прежде всего удивить, заинтересовать, завлечь. Это не так уж просто сделать. Для ребёнка важно на уроке делать для себя маленькие открытия. У него появляется чувство гордости, значимости. Да и знания, полученные таким образом не забудешь никогда. Поэтому технология проблемного обучения способствует творческому усвоению знаний ребёнка.
Доклад на ШМО
Проблемное обучение, как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Выполнил учитель начальных классов: Долгова Е.В
2023-2024 уч. год
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение по сравнению с традиционным дает тройной эффект усвоения знаний. Во-первых, нельзя не понимать то, что открыл сам. Во-вторых, деятельность создает мощное развитие памяти, внимания, речи, творческих способностей. В-третьих, деятельность воспитывает активную личность, учит высказывать своё мнение, доказывать свои догадки. Данное обучение можно отнести к здоровьесберегающим, т.к. дети работают на интересе, а значит, не нужно себя заставлять, значит, нервные нагрузки снижаются.
Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний. Творческая учебная деятельность обеспечивает более качественное усвоение знаний, даёт ярко выраженный развивающий эффект (особенно развивает логическое мышление, речь и творческие способности), а также воспитывает активную, инициативную личность.
Возникает вопрос: как создать проблемную ситуацию на уроке? Метод можно использовать при любой программе и на любом предмете, прежде всего, – на уроках изучения нового материала. Самое главное – чтобы учитель сам был заинтересован в изучении и использовании данной технологии.
Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: с удивлением и с затруднением.
Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти.
Предлагаются следующие варианты.
Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.
Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.
Но чаще всего самостоятельно выпрыгивает из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?
Применить третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.
Следовательно, учитель выводит учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение к формулированию учебной проблемы
Прием 1 о фактах: Что удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
о теориях: что вас удивило? Сколько существует точек зрения?
Прием 2 Сколько же в нашем классе мнений?
Прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле?
Прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?
Прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается Чем это задание не похоже на предыдущие?
Прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнили?
Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какова будет тема урока?
Следующий метод учебной проблемы – подводящий диалог. Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной мотивацией к обучению.
Сравнительная характеристика диалогов
Побуждающий
Подводящий
Структура
отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика
система посильных ученику вопросов заданий, подводящих его к открытию мысли
Признаки
мысль ученика делает скачок к неизвестному
-переживание учеником чувства риска
-возможны неожиданные ответы учеников
-прекращается с появлением нужной мысли ученика
-пошаговое, жесткое ведение мысли ученика
-переживание учеником удивления от открытия в конце диалога
-почти не возможны неожиданные ответы учеников
-не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение
Результат
развитие творческих способностей
развитие логического мышления
Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока. Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы условно называемые яркое пятно и актуальность.
В качестве яркого пятна могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
Можно использовать нестандартные формы учебной деятельности учащихся
Урок – сказка
Урок – путешествие
Урок – игра
Урок – экскурсия
Урок типа круглый стол
Урок Что? Где? Когда?
Учебную проблему можно поставить тремя методами. Первый - побуждающий от проблемной ситуации диалог. Второй - подводящий к теме диалог. Третий - сообщение темы с мотивирующим приемом.
Таким образом, практика показывает, что все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.
Проблемные вопросы по окружающему миру:
Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках ок. мира
Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни,
-Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?
-Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные растения?
-Что случится, если растения исчезнут?
-Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.
Проблемные вопросы по русскому языку:
1) Являются ли родственными (однокоренными) слова:
-Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?
-Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.
При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.
2) Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”?
-Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко)
-Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу)
-Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль – имя сущ. женского рода, остальные – мужского)
Постановка проблемных задач по математике:
Это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.
-В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько --апельсинов съели они вместе? -Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему? Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.
Предлагаю задачи, в которых нет вопроса:
-Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.
(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).
Задачи с заведомо допущенными ошибками
Широко использую такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Задачи с противоречивыми данными
-На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?
В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?
(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)
Структура проблемного урока
Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: творческое усвоение знаний. Урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.
Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. Все это отображено в таблице.
Цель урока
Этапы урока
Творческие звенья деятельности
Учащихся
З
Н
А
Н
И
Е
Введение
Постановка учебной проблемы
-формирование вопроса или темы урока
Поиск решения
- открытие субъективно нового знания
Воспроизведение
Выражение решения
- выражение нового знания в доступной форме
Реализация продукта
- представление продукта учителю и классу
Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что проблемное обучение в начальной школе очень важно, ведь специфика младших классов основана на формировании умений и навыков, а мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности.
Изучив технологию проблемно-диалогического обучения, я считаю, что можно применять её в любом классе школы и на любом предмете на уроках введения новых знаний. Проблемно-диалогическая технология принципиально меняет роль учащегося на уроке: теперь он – не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Ученик активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Повышается познавательная мотивация учащихся, уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, творческих способностей, уровень развития компонентов учебной деятельности и в целом – повышается качество обученности учащихся.
Наше современное общество нуждается в человеке, который много знает, умеет, а главное – который умеет думать.В наше современное время современных учеников надо прежде всего удивить, заинтересовать, завлечь. Это не так уж просто сделать.Для ребёнка важно на уроке делать для себя маленькие открытия. У него появляется чувство гордости, значимости. Да и знания, полученные таким образом не забудешь никогда. Поэтому технология проблемного обучения способствует творческому усвоению знаний ребёнка.
HYPER13PAGE HYPER15
6