Проблемное обучение на уроках химии и биологии | Веденьева Юлия Викторовна. Работа №363659
Аннотация. Статья посвящена проблемному обучению на уроках химии и биологии, его роли в формировании у учащихся научного мировоззрения, критического мышления и исследовательских навыков. Рассматриваются современные методики внедрения проблемного обучения в образовательный процесс, примеры заданий и практических ситуаций, способствующих активному вовлечению учащихся в процесс познания и усвоению учебного материала.
Ключевые слова: проблемное обучение, химия, биология, исследовательская деятельность, критическое мышление, методика преподавания.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ
Веденьева Юлия Викторовна учитель химии и биологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Григория Ивановича Щедрина с.Константиновка Николаевского
муниципального района Хабаровского края
Аннотация. Статья посвящена проблемному обучению на уроках химии и биологии, его роли в формировании у учащихся научного мировоззрения, критического мышления и исследовательских навыков. Рассматриваются современные методики внедрения проблемного обучения в образовательный процесс, примеры заданий и практических ситуаций, способствующих активному вовлечению учащихся в процесс познания и усвоению учебного материала.
Ключевые слова: проблемное обучение, химия, биология, исследовательская деятельность, критическое мышление, методика преподавания.
Проблемное обучение является одной из наиболее эффективных методик преподавания естественных наук, таких как химия и биология. Оно направлено на развитие у учащихся умения самостоятельно искать пути решения сложных задач, анализировать информацию, применять полученные знания в новых условиях и формировать собственные выводы. В условиях современного образовательного процесса, ориентированного на активное познание и развитие творческого мышления, использование проблемного обучения становится особенно актуальным.
Одним из ключевых принципов проблемного обучения является создание учебных ситуаций, требующих от учащихся поиска решений. На уроках химии это может выражаться в постановке вопросов, связанных с реакциями веществ, прогнозированием их исходов и объяснением наблюдаемых явлений. Например, учащимся может быть предложено определить, почему при взаимодействии некоторых веществ выделяется газ или наблюдается изменение цвета раствора. Такая методика позволяет не только изучать свойства веществ, но и понимать механизмы химических процессов.
В биологии проблемное обучение также играет значительную роль. Ученикам предлагаются ситуации, требующие анализа процессов жизнедеятельности организмов, их адаптации к среде обитания, причин возникновения заболеваний и возможных путей их предотвращения. Например, ученики могут исследовать влияние различных факторов на фотосинтез или разработать гипотезу о причинах исчезновения определенных видов животных. Эти задания способствуют развитию логического мышления, умения работать с научной информацией и делать обоснованные выводы.
Одним из наиболее эффективных методов проблемного обучения является метод исследовательских проектов. В рамках данного подхода учащиеся не просто получают информацию, а самостоятельно проводят эксперименты, анализируют полученные данные и представляют свои выводы. На уроках химии это может быть изучение свойств различных веществ, синтез новых соединений или анализ состава воды. В биологии – проведение наблюдений за ростом растений в различных условиях или исследование влияния факторов окружающей среды на жизнедеятельность микроорганизмов.
Проблемное обучение требует от учителя грамотной организации урока, четкой постановки вопросов и создания условий для самостоятельной работы учащихся. Важно не только предложить проблему, но и помочь ученикам в поиске оптимального решения, направлять их мыслительный процесс, поддерживать активное участие в обсуждении и анализе полученных результатов. В ходе такого обучения школьники приобретают ценные навыки, которые помогут им в дальнейшем образовании и профессиональной деятельности.
В заключение можно отметить, что проблемное обучение на уроках химии и биологии является важным инструментом развития познавательной активности и исследовательских навыков учащихся. Оно способствует формированию критического мышления, самостоятельности и умения применять полученные знания в реальной жизни. Грамотно выстроенная система проблемного обучения позволяет не только повысить эффективность изучения предметов, но и подготовить учащихся к решению сложных задач в будущем.
Список литературы:
Алтаева, Ш. К. Критическое мышление как средство развития творческих способностей учащихся на уроках химии. Молодой ученый. — 2016.
Ильясова, Ж. У. Влияние стратегий критического мышления на повышение познавательной деятельности учащихся на уроках химии. Молодой ученый. — 2016.
Панкова, С. В. Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса, развивающего потребность и умение учиться.
Инновационные педагогические технологии: материалы XI
Междунар
. науч.
конф
.
Казань :
Молодой ученый, 2021.