Проблемы адаптации первоклассников с ОВЗ | Наталья Саубановна Какурина. Работа №339724. Номер работы: №339724
Поступление в школу кардинально меняет весь образ жизни ребенка. Свойственные дошкольникам беззаботность и погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений: теперь ребенок должен систематически трудиться, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Другими словами, он должен приспособиться к новым условиям существования, к новому виду деятельности, к новым контактам и нагрузкам, т.е. адаптироваться к школе.
От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость школьника в последующие годы.
Проблемы адаптации первоклассников с ОВЗ
Поступление в школу кардинально меняет весь образ жизни ребенка. Свойственные дошкольникам беззаботность и погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений: теперь ребенок должен систематически трудиться, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Другими словами, он должен приспособиться к новым условиям существования, к новому виду деятельности, к новым контактам и нагрузкам, т.е. адаптироваться к школе. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость школьника в последующие годы.
Период адаптации к школе зависит от многих факторов:
× индивидуальных особенностей первоклассника (соматического здоровья, уровня развития высших психических функций, типа нервной системы);
× характера его взаимоотношений с окружающими (коммуникабельности);
× степени подготовленности к школьной жизни (посещал ли дошкольное учреждение или «домашний» ребенок, уровень самостоятельности, умение себя обслуживать);
× типа учебного заведения (соответствие типа учебного заведения возможностям и способностям ребенка).
Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются: одни пытаются всеми способами привлечь к себе внимание своей излишней активностью. Другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с учителем и другими учениками. И те, и другие первоклассники нуждаются в помощи и поддержке взрослых – родителей и учителя.
Сложности для первоклассников
1. Сориентироваться в незнакомом пространстве школы. Для этого в программах практически всех предметов и занятий в 1 классе коррекционной школы предусмотрены часы для экскурсии по школе:
× Обзорные – для общего знакомства со зданием школы и ориентировки в нем (гардероб, библиотека, столовая, питьевые фонтанчики, туалеты, кинозал, медицинский кабинет);
× Целевые – расположение кабинетов на этаже, где занимаются первоклассники, их назначение; кабинеты, в которых будут заниматься непосредственно эти ученики на различных предметах (ЛФК, физическая культура, ритмика, логопедия); кабинеты трудового обучения для старшеклассников – мотивация для уроков ручного труда; посещение кабинетов 2, 3, 4-х классов во время уроков с целью демонстрации учебной дисциплины и приучения к ней, а также первого знакомства с учащимися других классов.
2. Ознакомление, принятие и следование правилам поведение в школе. Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе на уроке и перемене. Пройдет долгое время, пока дети запомнят даже самые элементарные из них. Кроме того, детям не всегда понятно, зачем нужны некоторые правила, поэтому они не могут их принять и следовать им. Учащиеся не всегда осознают нужность и важность соблюдения правил. В коррекционной школе можно не дождаться осознанного следования правилам поведения до конца 9 класса.
3. Знакомство первоклассников друг с другом и построение отношений с одноклассниками. В связи с малой наполняемостью классов дети быстро запоминают имена друг друга. Но из-за особенностей учащихся с ОВЗ им очень сложно научиться строить взаимоотношения с одноклассниками. Этот процесс у наших детей продолжается в средних и старших классах. Задача учителя во время адаптационного периода – приучить детей к вербальному общению в противоположность их привычке действовать без слов (драка) или решать спор нецензурными словами.
Одним из приемов работы для осуществления успешной адаптации первоклассников я вижу игру. Дидактическая игра помогает создавать такие условия, когда дети учатся охотно и легко, в обстановке доброжелательности, уважения и доверия со стороны учителя. Кроме того, применение игровых технологий позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, что мешает свободной адаптации и освоению знаний.
На начальных этапах я на каждом уроке использую дидактические игры и игровые ситуации, формирующие устойчивый интерес к учению, концентрирующие внимание, снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму. Приучая своих первоклашек к тому, что в школе существуют особые правила, все уроки идут по расписанию, есть звонки, означающие начало урока или перемену, я, как и любой учитель, сталкиваюсь с ситуацией, когда ребенок отказывается оставлять игрушки и идти на урок. К тому же дети еще не умеют читать. В этих ситуациях очень выручает расписание уроков в картинках, схематичное изображение правил поведения школьников и соответствующие стихи-помощники:
- Был звонок на урок – ротик все на замок!
- Если хочешь отвечать – надо руку поднимать.
- Учитель спросит – надо встать и на вопросы отвечать.
В совместной игре ребенок начинает видеть себя со стороны, сталкивается с неизбежностью согласовывать свои действия с действиями других детей. Здесь его активность, инициативность невольно сталкиваются с организованностью и дисциплиной.
Целенаправленно включая игру в образовательный процесс, я добиваюсь повышения интереса учеников к предлагаемой работе. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. Игра делает отдельные элементы урока эмоционально насыщенными и вносит бодрый настрой в детский коллектив.
Признаки успешной адаптации
1. Удовлетворенность школьника процессом обучения: ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страха.
2. Легкость в изучении программного материала, соответствующего его возможностям. Если первоклассник испытывает затруднения при обучении, я стараюсь не критиковать его за излишнюю медлительность, а уменьшить объем задания; сравниваю ребенка только с самим собой и ни в коем случае с другими учениками. Важно в первые дни учебы вселить в первоклашку уверенность, добиться его доверия.
3. Степень самостоятельности учащегося при выполнении учебных заданий, готовность воспользоваться помощью педагога.
4. Комфортность при общении с одноклассниками и учителем – самый важный признак того, что ученик освоился в школьной среде.
Конечно, учитель и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь. Но далеко не все родители владеют психолого-педагогическими знаниями вообще и знаниями особенностей адаптационного периода первоклассников. Часто в нашей школе наблюдается и нежелание родителей вникать в «детские» проблемы, неприятие этих проблем.
Поэтому учителю важно на первых собраниях и в индивидуальных беседах с родителями уделять большое внимание обсуждению психологических вопросов адаптации детей в школе и выработки единой линии поведения с ребенком:
1. Важно понимать, что невозможно стать школьником «вдруг». Должно пройти время, прежде чем малыш станет настоящим школьником. В первое время ребенок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит эту границу не сразу.
2. Очень важно разбудить у ребенка желание учиться и опираться на это желание. Как правило, большинство детей идет в первый класс, горя желанием стать школьниками, – это для них как будто новая игра. Но игра расходится со школьной реальностью. Если родители искренне интересуются школьной жизнью ребенка, расспрашивают его о школе, это укрепляет учебную мотивацию.
3. Для того чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. Ощущение собственной успешности облегчает трудности адаптации и способствует учебной мотивации. Даже незначительные достижения в учении вдохновляет школьника на новые успехи. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать. Поэтому на первых порах особенно нужна похвала, поощрение. Причем поощрение должно быть конкретным: не просто «Ты молодец!», а «Твои яблочки сегодня очень красивые!», «Петелька у буквы «у» прекрасная!» и т.д. Даже если трудно найти, за что ребенка можно похвалить, это надо сделать обязательно! Также важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.
Советы родителям
Необходимо создать для ребенка щадящий режим. Если ребенок привык спать днем, лучше сохранить для него дневной сон. В первые 2-3 недели всем детям нужно обеспечить послеобеденный отдых.
По возможности лучше ограничить возбуждающие детей мероприятия: походы в театр, приглашение гостей. Желательно также ограничить просмотр телевизора и время игры на компьютере (общее время – не более полутора часов).
Если ребенок сильно устает, можно укладывать его спать пораньше. Перед сном лучше не просто вымыть ребенка в душе, а сделать ему расслабляющую ванну с солями или травами.
Обязательно нужно гулять с ребенком не менее 40 минут каждый день.
В школе двигательная активность ребенка ограничена. Поэтому важно дать ему возможность подвигаться во второй половине дня. Бег, подвижные игры, плавание, различные спортивные секции снимают напряжение. Но важно, чтобы занятия спортом не переутомляли ребенка.
Не забывайте, что учеба – новая деятельность для ребенка, ему очень трудно стать и быть учеником! Чтобы это понять напишите ровно и красиво любую фразу или вырежете ножницами кружок. А потом сделайте это же самое левой рукой. Вы поймете, как трудно научиться чему-то новому. А наши дети находятся в такой ситуации каждый день!