Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проблемы бюджетов муниципальных образований | Якимченко Станислав. Работа №299332

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Якимченко Станислав
Аннотация:

Центральным элементом финансовой системы любого муниципального образования является местный бюджет. Он необходим для формирования финансовых ресурсов и их использования на исполнения вопросов местного значения. Местные бюджеты являются самыми многочисленными, поэтому они выступают фундаментом, от укрепления которого будет зависеть прочность и надежность бюджетной системы Российской Федерации в целом. В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются муниципальные образования при формировании и исполнении бюджета.

 

Ключевые слова:

муниципальный бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, сбалансированность бюджета, проблемы местного бюджета, перспективы местного бюджета

Якимченко Станислав
студент магистратуры Университета "Синергия"
Россия, Москва
Проблемы бюджетов муниципальных образований
Аннотация:
Центральным элементом финансовой системы любого муниципального образования является местный бюджет. Он необходим для формирования финансовых ресурсов и их использования на исполнения вопросов местного значения. Местные бюджеты являются самыми многочисленными, поэтому они выступают фундаментом, от укрепления которого будет зависеть прочность и надежность бюджетной системы Российской Федерации в целом. В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются муниципальные образования при формировании и исполнении бюджета.
Ключевые слова:
муниципальный бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, сбалансированность бюджета, проблемы местного бюджета, перспективы местного бюджета
В условиях нестабильности мировой экономики, которая в прямой мере находит свое воздействие и на российскую экономику, грамотная организация финансового процесса, и в частности бюджетного процесса требует пристального внимания как на федеральном, так и на местном уровне. Муниципальным образованиям, фокусирующим основную деятельность в узком сегменте экономики, необходимо тщательным образом выстраивать бюджетные процессы, для планомерного формирования и распределения денежных фондов, необходимых для полноценного функционирования муниципального образования.
Обеспечение муниципального бюджета необходимыми финансовыми ресурсами сохраняет свою актуальность. Следует отметить, что местное самоуправление должно опираться на прочный финансово - экономический фундамент и этот фундамент в основной своей части состоит из доходов местных бюджетов [2, С. 8]. В связи с этим, одной из острейших проблем, которые встают перед органами местного самоуправления, является проблемы в формировании доходной и расходной части бюджета в целях обеспечения его сбалансированности.
Муниципальный бюджет представляет собой бюджет муниципального образования, процесс которого формируют, утверждают и исполняют муниципальные органы. В масштабах определенного муниципалитета местный бюджет является централизованным денежным фондом, которым распоряжаются соответствующие муниципальные органы. Финансовое обеспечение муниципалитета включает формирование и исполнение бюджета [6, С. 56].
Формирование показателей муниципального бюджета как характеристики состояния общественных финансов обладает двусторонней связью с другими показателями стабильности социально-экономической системы. С одной стороны, состояние муниципального бюджета может меняться под воздействием различных эндогенных и экзогенных факторов, отражающих рыночные, политические, социальные и иные процессы. С другой стороны, степень формирования муниципального бюджета влияет на стабильность финансово-кредитной сферы, состояние нефинансовых рынков, уровень и качество жизни населения, социальный климат. [8, С. 14]
Доходы местных бюджетов в России по состоянию на 01.01.2021 г. исполнены в объеме 5 049,9 млрд. рублей или с ростом на 6,9% к аналогичному периоду прошлого года.
Рисунок 1 - Доходы и расходы муниципальных бюджетов в РФ, млрд.р. [1]
Динамика собственных доходов муниципальных образований растет к началу 2021 года - рисунок 2.
Рисунок 2 – Динамика собственных доходов местных бюджетов, млрд.р. [1]
При этом основную часть поступлений составляют налоги, уплаченные физическими лицами - рисунок 3.
Рисунок 3 – Структура налоговых доходов местных бюджетов, млрд.р. [1]
Однако при этом растет объем муниципального долга – рисунок 4.
Рисунок 4 – Динамика муниципального долга, млрд.р. [1]
Следует отметить, что органы местного самоуправления в ходе осуществления бюджетного процесса сталкиваются с многочисленными проблемами:
- несовершенство действующего законодательства;
- корректировка и внесение значительных изменений в бюджет в ходе текущего бюджетного года;
- слабая система финансового контроля за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств;
- зависимость местных бюджетов от вышестоящих бюджетов;
- недостаточность налоговых и неналоговых доходов;
- невыполнение показателей по расходной части бюджета;
- неисполнение плановых показателей по доходной и расходной части бюджета [9, С. 67].
Рассмотрим отдельно каждую из проблем.
а) несовершенство действующего законодательства, которое в некоторой степени послужила причиной появления ряда других проблем. Ключевым моментом является то, что налоговая база местных бюджетов, включающая в себя налог на землю, налог на имущество физических лиц, торговые сборы, не обеспечивает в должной мере покрытие всех расходных обязательств муниципального образования;
б) корректировка и внесение значительных изменений в бюджет в ходе текущего бюджетного года. Муниципалитеты долго принимают и внедряют эти изменения, которые негативно сказываются на структуре бюджета, а именно на доходной и расходной части [3, С. 94];
в) слабая система финансового контроля за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств;
г) зависимость местных бюджетов от финансовой помощи вышестоящих бюджетов в форме дотаций, субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов [4, С. 221];
д) недостаточность налоговых доходов. В настоящее время налоговые поступления не являются доходами местных бюджетов. В результате муниципальных налоговых поступлений изначально недостаточно для покрытия всех расходов, связанных с выполнением их задач;
е) низкая доля неналоговых поступлений от общей суммы доходов. Основной причиной сокращения неналоговых поступлений в бюджет является не эффективное использование муниципального имущества, а также проблема сбора этих доходов. Это в свою очередь связано с тем, что большинство источников являются разовыми, следовательно, их тяжело спрогнозировать;
ж) невыполнение показателей по расходной части бюджета. Эта проблема в основном связана с плохим выполнением процедур, связанных с подачей заявок на получение средств и заключением договоров;
з) неисполнение плановых показателей по доходной и расходной части бюджета. Данная проблема может возникать на уровне муниципального образования как по контролируемых, так и неконтролируемым причинам. Неконтролируемые причины связаны с изменениями во внешней среде, на которые муниципальное образование не может повлиять и изменить в лучшую для него сторону. Незначительное влияние муниципальное образование может оказывать на контролируемые причины, связанные с расходной частью бюджета путем проведения строго контроля за выполнением плана. Например, за невыполнение технических заданий муниципальных контрактов или за несоблюдение сроков можно вводить штрафные санкции [5, С. 33].
Решение вопросов органами местного самоуправление напрямую зависит от наполненности местного бюджета, но в ходе бюджетного процесса возникают проблемы с формированием бюджета, которые требует разработки целых комплексов мероприятий по их устранению.
Этому могут способствовать следующие меры бюджетного и налогового характера:
- усиление контроля налогового учета всех организаций и предпринимателей, в том числе самозанятых лиц, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
- выявление и пресечение форм оплаты труда в конвертах методом сопоставления сведений по уплате зарплатных налогов включая страховые взносы во внебюджетные фонды с фактическими расходами граждан муниципального образования;
- увеличение налоговой базы на территории муниципального образования, то есть установить постановку на налоговый учет хозяйствующих субъектов по месту деятельности;
- оказание финансовой поддержки инвестиционных проектов для развития среднего и малого предпринимательства на принципах частно-муниципального партнерства с предоставлением инвесторам финансовых стимулов в виде налоговых льгот по местным налогам [7, С. 188].
Также для решения проблем формирования муниципальных бюджетов предлагается:
- компенсировать выпадающие доходы по муниципальным налогам в результате предоставления налоговых льгот в соответствии с федеральным законодательством;
- увеличить количество и суммы грантовой поддержки (в форме дотации) муниципальным образованиям из федерального и регионального уровней;
- осуществлять передачу государственных полномочий на муниципальный уровень с учетом всех необходимых расходов для их исполнения (учитывать географическое положение муниципального образования, его социально-экономическое положение, бюджетную устойчивость и другие факторы).
Рекомендации субъектам РФ в рамках изменений бюджетного законодательства с 2022 г.:
1) активнее использовать инструменты развития собственной доходной базы местных бюджетов, такие, как:
- закрепление единых, дополнительных и дифференцированных (в том числе по УСН) нормативов отчислений от налогов;
- внедрение системы инициативного бюджетирования и самообложения граждан;
- предоставление стимулирующих межбюджетных трансфертов;
2) ускорить распределение и доведение средств межбюджетных трансфертов до местных бюджетов.
3) более взвешенно подходить к вопросам такого делегирования государственных полномочий органам муниципального управления [10, С. 58].
Приоритетные задачи местного самоуправления до 2030 года:
1) создание условий для участия населения в решении вопросов местного значения:
- усовершенствование процедур проведения местных референдумов;
- развитие инструментов поддержки местных инициатив;
- совершенствование НПА по созданию и деятельности ТОС;
- общественный контроль.
2) обеспечение организационного единства органов публичной власти для эффективного решения задач в интересах населения, достижения национальных целей развития посредством:
- проведения инвентаризации полномочий органов публичной власти в сфере муниципального управления;
- проведения регулярной инвентаризации НПА, регулирующих деятельность муниципального образования;
- обеспечения сопоставимости доходов с объемом расходных полномочий;
- совершенствования полномочий должностных лиц органов муниципального управления;
- оптимизации территориальной организации муниципального управления;
- вовлечения органов муниципального управления к участию в реализации региональных проектов.
3) совершенствование механизмов стимулирования муниципального образования к наращиванию собственного экономического потенциала, развитие механизмов участия в национальных проектах посредством:
- совершенствования межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях
- обеспечения стабильного правового регулирования налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов;
- проведения инвентаризации муниципального имущества;
- формирования инвестиционных проектов местного уровня;
- совершенствования механизмов муниципально-частного партнерства;
- развития социально значимых рынков;
- создания новых и развития существующих агломераций;
- повышения базовых компетенций муниципальных служащих.
Предложенные способы позволят не только поддержать сбалансированность бюджета муниципального района, но и повысить их экономическую самостоятельность, что позволит трезво оценивать возможности органов власти муниципальных образований и верно расставлять приоритеты, осуществлять свои полномочия и улучшать качество жизни населения.
Библиографический список:
Данные об исполнении местных бюджетов в Российской Федерации на 01.01.2021- URL: https://clck.ru/eperK (дата обращения: 11.06.2022).
Ветрова Е.А., Кабанова Е.Е. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие. – М.: ООО "Директмедиа Паблишинг", 2020. – 209 с.
Дмитренко Е.А. Возможности увеличения доходной части бюджета муниципального образования // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 9. С. 92-96.
Кириллова С.С., Гребенкина Д.Ю. Бюджет муниципального района в современных условиях // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 219.
Клинтаков Р.В. Проблемы формирования доходов и расходов муниципальных бюджетов // NovaInfo.Ru. 2021. № 128. С. 30-31.
Колесов Р.В. Эффективное и ответственное управление региональными и муниципальными финансами: актуальные проблемы и пути их решения: Монография. – Ярославль: ООО ПКФ СОЮЗ-ПРЕСС, 2020. – 180 с.
Куранов Д.В., Юшко А.В. К вопросу о бюджете муниципального образования // Эпомен. 2022. № 69. С. 185-190.
Саратова О.В. Муниципальное право России. – Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I (Воронеж), 2021. – 127 с.
Спиридонова И.Э. Проблемы в действующей модели формирования муниципального бюджета // Modern Science. 2022. № 4-1. С. 65-71.
Ярцева И.Ю. Муниципальный бюджет: удержать баланс // Журнал Бюджет. 2021. № 2 (218). С. 56-59.
HYPER13PAGE HYPER15
1
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×