«Проблемы дефекта речи у младших школьников с помощью игровых упражнений» | Лукьянчикова Татьяна Владимировна. Работа №290318
Автор: Лукьянчикова Татьяна Владимировна
В начальных классах у некоторых детей можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение написания слов. Обычно это возникает при органических речевых расстройствах. Если своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционное обучение, то возможно не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.Впервые с такой проблемой как дефект речи я столкнулась в 2009 году, когда ко мне в класс пришёл ученик. Медицинское заключение – рекомендация занятий у учителя-логопеда. В школе учителя – логопеда нет. Возить ребёнка в районный центр у родителей нет возможностей, они обратились ко мне как к учителю первоклассника. Я как учитель, заинтересованный в результате своей работы, вооружившись специальной литературой, изучила какие проблемы и задачи стоят передо мной, начала проводить коррекционную работу.
Речь не является врожденной способностью.Речь служит показателем общего развития человека. Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, речевого окружения, воспитания, обучения, которые начинаются с первых дней жизни.
Причины возникновения дефекта речи – это неправильное воспитание в семье (сюсюканье), подражание плохо говорящим сверстникам, педагогическая запущенность, недоразвитие фонематического слуха, недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неумение владеть и чувтвовать свой язык и его положение в полости рта), снижение слуха – отклонения в умственном развитие ребенка.
Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь (сравним фольклор и художественную литературу). Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению.
В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков».
Русское письмо относится к алфавитным системам письма. Алфавит ознаменовал переход к символам высших порядков и определил прогресс в развитии абстрактного мышления, позволив сделать речь и мышление объектами познания.
В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения,.
Собственно письмо включает ряд специальных операций:
Анализ звукового состава слова, подлежащего записи. Первое условие письма – определение последовательности звуков в слове. Второе – уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки - фонемы. Поначалу оба эти процесса протекают полностью осознанно, в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции;
Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов; «перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).
На первых этапах формирования навыка письма основное внимание пишущего направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиски нужной графемы. В сложившемся навыке письма эти моменты отступают на задний план.
«Проблемы дефекта речи у младших школьников с помощью игровых упражнений»
Дети - это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети - это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Дети – это отдых, мир покоя краткий,
Богу у кровати трепетный обет,
Дети – это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
М.И.Цветаева.
Эти прекрасные строчки Марины Цветаевой, как нельзя, кстати говорят о том, любить детей, лелеять, но не заигрывать с ними.
В начальных классах у некоторых детей можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение написания слов. Обычно это возникает при органических речевых расстройствах. Если своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционное обучение, то возможно не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.
Впервые с такой проблемой как дефект речи я столкнулась в 2009 году, когда ко мне в класс пришёл ученик. Медицинское заключение – рекомендация занятий у учителя-логопеда. В школе учителя – логопеда нет. Возить ребёнка в районный центр у родителей нет возможностей, они обратились ко мне как к учителю первоклассника. Я как учитель, заинтересованный в результате своей работы, вооружившись специальной литературой, изучила какие проблемы и задачи стоят передо мной, начала проводить коррекционную работу.
Речь не является врожденной способностью.Речь служит показателем общего развития человека. Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, речевого окружения, воспитания, обучения, которые начинаются с первых дней жизни.
Причины возникновения дефекта речи – это неправильное воспитание в семье (сюсюканье), подражание плохо говорящим сверстникам, педагогическая запущенность, недоразвитие фонематического слуха, недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неумение владеть и чувтвовать свой язык и его положение в полости рта), снижение слуха – отклонения в умственном развитие ребенка.
Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь (сравним фольклор и художественную литературу). Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению.
В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков».
Русское письмо относится к алфавитным системам письма. Алфавит ознаменовал переход к символам высших порядков и определил прогресс в развитии абстрактного мышления, позволив сделать речь и мышление объектами познания.
В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения,.
Собственно письмо включает ряд специальных операций:
Анализ звукового состава слова, подлежащего записи. Первое условие письма – определение последовательности звуков в слове. Второе – уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки - фонемы. Поначалу оба эти процесса протекают полностью осознанно, в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции;
Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов; «перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).
На первых этапах формирования навыка письма основное внимание пишущего направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиски нужной графемы. В сложившемся навыке письма эти моменты отступают на задний план.
Речь является и важнейшей социальной функцией. Нарушения речи ведут к изоляции ребенка от стимулирующей среды человеческого общения и являются ситуацией, тормозящей созревание центральной нервной системы и развитие высших психических функций.
Речь является и главным инструментом познания мира, с помощью речи ребенок получает различную информацию и усваивает ее. Нарушения речи влияют на все сферы жизни ребенка: успешность обучения в школе, возможность установления адекватных межличностных отношений, формирование положительного образа «Я» и самооценки ребенка, т.е. затрудняют его социализацию.
Все виды речевых нарушений можно разделить на две большие группы: нарушения устной или письменной речи.
Речевые нарушения являются одними из наиболее часто встречающихся проблем развития детей .
Используя определения, можно выделить основные дисграфические ошибки:
1. Искаженное написание букв
2. Неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так , как он их произносит
3. Ошибки нарушения фонемного распознавания
4. Замены графически сходных букв (б-д, п-т )
5. Искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления и т.д.
6. Искажения структуры предложения, причиной которых является несформированность лексико-грамматической стороны речи.
7. Аграмматизмы на письме
Учителю в школе приходится начинать работу с развития фонематического восприятия, постановки и автоматизации звуков, коррекции нарушений письменной речи.
Работа по коррекции нарушений письменной речи ведется в следующих направлениях:
1. Развитие моторики пальцев рук..
2. Коррекция нарушений устной речи.
3. Коррекция нарушений письменной речи.
1. Развитие мелкой моторики пальцев рук
Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка будет в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Используются следующие виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся проговариванием чистоговорок, скороговорок, стихотворений, потешек.
2. Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика.
3. Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д.; нанизывание бус, бисера, колечек, пуговиц на нитку; пришивание и застегивание и расстёгивание пуговиц; собирание мозаики и т.п.
4. Изобразительная деятельность: раскрашивание картинок; обведение контуров; штриховка; рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.); разнообразная работа с ножницами; поделки из природного материала и т.д.
Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3 - 5 минут ежедневно дома или в школе в начале каждого занятия. Коррекция нарушений устной речи
Списывание как простейший вид письма наиболее доступен детям, страдающим дисграфией. Ценность его – в возможности согласовывать темп чтения записываемого материала, его проговаривания и записи с индивидуальными возможностями детей. Необходимо как можно раньше научить детей при списывании запоминать слог, а не букву, что вытекает из положения о слоге как основной единице произношения и чтения. Следовательно, специфической задачей письма становится правильное послоговое проговаривание , согласованное с темпом письма.
С первых упражнений в списывании формирую у школьников навыки самопроверки, для чего, просматривая работы, не исправляю ошибки, а лишь отмечаю их на полях соответствующих строк, предлагая ученику сверить свою запись с текстом. Позднее просто обращаю к самопроверке.
Во всех видах письма чтение выполняет функцию контроля.
Слуховой диктант со зрительным самоконтролем отвечает принципу взаимодействия анализаторов, участвующих в акте письма. После написания слухового диктанта обязательно дается время для исправления ошибок. Ученики делают исправления не ручкой, а цветным карандашом, чтобы отличить их от поправок, возможно имевших место в ходе написания диктанта. При проверке работ отмечается количество исправленных ошибок, записывается это число в виде дроби: 5/3, то есть из пяти допущенных ошибок исправлено три. Подобные задания постепенно приучают детей к перечитыванию, проверке того, что они пишут. И проверка во время диктовки перестаёт носить формальный характер.
В своей работе большое внимание в 1 классе уделяла нетрадиционной форме письма под слуховую диктовку – графическому диктанту. Наиболее полно эта форма отвечает задаче проверки усвоения детьми пройденных тем по дифференциации смешиваемых пар фонем, то есть тем, составляющих значительную часть при коррекции фонемного анализа и синтеза.
Графический диктант выполняет контрольную функцию, но является щадящей формой контроля, так как исключает из поля зрения детей другие орфограммы. Проверка усвоения пройденного проходит в облегченных условиях, поэтому не является последней стадией контроля, как обычный текстовый диктант, где перед учеником стоят одновременно многие задачи. Однако именно графический диктант позволяет тренировать учащихся в различении смешиваемых звуков на таких сложных по звуковому составу словах, какие не могут быть включены в текстовые диктанты. Здесь как бы сужается «луч внимания» ребенка, концентрируясь на двух смешиваемых звуках, которые он должен выделить из насыщенного звукового ряда (слово, фраза, текст).
На уроках рекомендуется реализовывать систему коррекционного обучения по преодолению нарушений письменной речи. Занятия по преодолению дисграфии не должны превращаться в бесконечный процесс написания или переписывания. Необходимо обеспечить разнообразную речевую практику учащихся – для развития языковой способности и наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации. Для этих целей существуют разнообразные упражнения, большая часть которых выполняется в устной форме с четко организованной системой сигналов обратной связи (карточки, символы, цифровой ряд, действия с мячом и хлопками и т.д.), то есть в некоторой степени мы формируем операции письма без тетради и ручки. Занимательный речевой материал также должен способствовать снятию напряжения и страха письма у детей, чувствующих собственную несостоятельность в графо-лексической деятельности, и создает положительный эмоциональный настрой у детей в ходе занятия.
Список литературы.
Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи.
С-Пб
., 1993
Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю
.
Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушения речи у учащихся начальных классов.//Дефектология,1999,№3
Гайдина
Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи.1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007
Калинина И.Л. Учим детей читать и писать: Книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов.
«-
е изд. – М.: Издательство «Флинта», 1997
Логопедия: Учеб. Для студентов
дефектол
. фак.
пед
. ин-
тов
/ Л.С. Волкова,
Р.И.Лалаева
,
Е.М.Мастюкова
и др.; Под
ред
Л.С.Волковой.-2-е изд. – В 2-х книгах. Книга 1. М.: Просвещение:
Владос
, 1995
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых
нарушний
у дошкольников.
С-Пб
.,2013
Мастюкова
Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) – М.:
Гуманит
. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997
И.Н.Садовникова
. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «
Гуманит
. изд. центр ВЛАДОС», 2012
Синицын В.А. Чтобы язык не заплетался – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2008
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психологи и педагогика в вопросах и ответах. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000
Психолингвистика и современная логопедия
/ П
од ред.
Халиловой
. – М.: Экономика, 1997.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1981
Фотекова
Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.,2010
Цвынтарный
В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Нижний Новгород,2013
Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. Начальное обучение. – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2012
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оценка логопедического статуса
Объем выполнения движений;
переключаемость;
анатомическое строение;
1 балл – норма (правильное выполнение);
2 балла – отклонения в анатомическом строении;
3 балла – неполный объем движений;
4 балла – недостаточная способность к переключаемости;
5 баллов – синкинезии, гиперкинезы
2
Характеристика дыхания
тип дыхания;
1 балл – диафрагмальный;
2 балла – грудной;
3 балла – ключичный
объем выдоха;
1 балл – достаточный для произнесения развернутой фразы;
2 балла – достаточный для произ-несения простой фразы;
3 балла – достаточный для произнесения трехсложного слова;
4 балла – для произнесения дву-сложного слова;
5 баллов – речь на вдохе
3
Голос
голос;
1 балл – нормальный;
2 балла – слабый;
3 балла – хриплый;
4 балла – сдавленный;
5 баллов – назализованный
4
Раннее речевое развитие
гуление;
лепет;
1 балл – имеется;
2 балла – отсутствует.
5
Состояние импрессивной
речи
понимание ситуативной речи;
1 балл – понимает предложения с причинно-следственной связью;
2 балла – понимает и выполняет инструкцию из двух заданий;
3 балла – понимает и выполняет инструкцию из одного задания;
4 балла– понимает и выполняет одноступенчатую инструкцию с помощью;
5 баллов – не понимает и не выполняет.
6
Состояние экспрессивной речи
экспрессивная речь;
1 – развернутая фраза;
2 – простое нераспространенное предложение;
3 – двухсловное предложение;
4 – однословное предложение;
5 – звукоподражание, звукокомплексы
7
Просодическая сторона речи
темп;
ритм;
1 – темп в норме, интонационная сторона достаточно выражена;
2 – темп быстрый (замедленный);
3 – темп в норме, интонационная сторона слабо выражена;
4 – темп нарушен, интонационно не-выразительная речь;
5 – монотонное произнесение
8
Состояние звукопроизношения
гласные;
согласные;
свистящие;
шипящие;
сонорные;
йотированные;
и другие звуки;
1 – звукопроизношение в норме;
2 – нарушена одна группа звуков;
3 – нарушены 2 группы;
4 – нарушено более 3 групп;
5 – нарушено произношение звуков раннего онтогенеза
9
Слоговая структура слова
слоговая структура слова;
1 – владеет слоговой структурой сложных слов типа «милиционер»;
2 – воспроизводит слова типа «компот»;
3 – воспроизводит трехсложные слова типа «панама»;
4 – искажает структуру двухсложных слов типа «веник»;
5 – искажает структуру самых простых слов типа «мама, муха».
10
Состояние
фонематического слуха
определение заданного звука в слове;
дифференциация слов паронимов;
выделение гласного звука на фоне слова;
выделение согласного звука на фоне слова;
определение количества звуков в слове;
1 – фонематический слух сохранен;
2 – не дифференцирует соноры;
3 – не различает звуки по твердости - мягкости;
4 – не различает глухие и звонкие парные согласные;
5 – не дифференцирует гласные
11
Состояние сенсорной сферы
2-3 года: соотнесение слов с предметами, действиями;
дифференциация по цвету;
дифференциация по величине
дифференциация по форме;
4-7 лет: соотнесение слов с предметами и действиями;
с 4 лет: овощи, фрукты, одежда, обувь, мебель, движения, действия самообслуживания, прилагательные относительные, качественные и притяжательные;
с 5 лет: посуда, транспорт, домашние и дикие животные, детеныши животных;
с 6 лет: профессии, профессиональная деятельность;
1 – участвует в сюжетно-ролевой игре;
2 – участвует в сюжетной игре;
3 – выполняет цепочку игровых действий;
4 – выполняет предметные действия;
5 – выполняет специфические манипуляции;
6 – неспецифические манипуляции (бросает, берет в рот и т.д.)
12
Общая характеристика активного словаря
обобщающие понятия:
глагольный словарь;
прилагательные;
наречия;
числительные;
местоимения;
1 – в активном словаре представлены все части речи русского языка;
2 – в словаре ребенка отсутствуют местоимения, наречия, мало прилагательных;
3 – в словаре только простые глаголы, путает глаголы близкие по значению;
4 - словарь ограничен бытовой тематикой;
5 – очень бедный словарь, состоящий из звукокомплексов, обозначающих одновременно несколько понятий
13
Грамматический строй
речи
употребление предлогов;
употребление единственного и множественного числа существительных;
изменение существительных по падежам;
изменение существительных и прилагательных по родам и числам;
изменение глаголов по временам;
1 – норма;
2 – не изменяет по падежам;
3 - не сформированы родовые понятия, не изменяет по числам;
4 – не использует предлоги;
5 – речь грубо аграмматична.
14
Связная речь
составление предложений по картинкам;
составление рассказа по сюжетной картинке;
составление рассказа по серии сюжетных картинок;
составление рассказа по опорным словам и предложениям;
пересказ прочитанного текста;
1 – рассказ (пересказ) составлен верно;
2 – незначительно нарушены причинно-следственные отношения;
3 – картинки разложены правильно, рассказ составлен с искажением смысла;
4 – картинки разложены, рассказ составлен с помощью наводящих вопросов;
5 – задание недоступно даже с помощью
15
Письменная речь
письмо;
1 – грамотное письмо;
2 – допускает незначительные ошибки;
3 – орфографические и дисграфические ошибки;
4 – дисграфия средней тяжести;
5 – грубая дисграфия
16
Навыки чтения
чтение;
1 – читает целыми словами, прочитанное понимает;
2 – читает словами, понимает прочитанное не полностью;
3 – послоговое чтение, смысл прочитанного понимает;
4 – послоговое чтение, смысл недопонимает;
5 – побуквенное чтение, пересказать не может
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Проверка умения произносить слова разных слоговых структур
Слова слоговой структуры.
и структуры
простой
более сложной
Гласные: а, о, у, и, э, ы
паук мох эхо
ива дым
канава панама петухи
Согласные: С
собака колесо нос
сосна пастух касса
3
зуб замок коза
заноза замок звезда
Ш
шапка кошка мышь
шмель школа шахматы
Ж
жук
ножик пижама
абажур пижама ножовка
Ц
цепь курица полей
огурцы офицер рукавица
Ч
чулок очки ключ
чучело прачечная
Щ
щётка ящик клещи
ящерица пещера
Б
собака зубы
яблоко
бабочка бублик барабан
Д
дом вода дыня
двойка дедушка
Г
голова нога глаза
иголка бумага магазин
В
ива сова корова
гвозди дрова
Л
лапа пила стол
фиалка палатка бутылка
Р
рука борода топор
воробей брови провод
М
мама лимон дом
малина мухомор самовар
Слова слоговой структуры
простой
более сложной
Н
нож , сани баран
ванна венки книга
К
катушка рука молоток
укроп котлеты кукуруза
Х
муха петух
тахта халат
Ф
фонарь шкаф туфли
кофта
Смягчение
лента утюг веревка
олени леденец коридор
(йотация) я, е, ю
ящик еж юбка
яйцо маяк
Ай
ей
(ье, ья)
сарай трамвай воробей ружье платье перья
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Упражнения для проведения коррекционной работы на фонематическом уровне
1). Образование звуков
Закрепить узнавание печатных букв, используя стихи А.Шибаева.
2). Простые формы звукового анализа
Узнавание гласного звука (на слух)
В ряду других гласных. Если определенный гласный назван, учащиеся должны поднять карточки со знаком [+], если нет – карточки со знаком [-]:
а) после хорового повтора серии звуков;
б) без повторного проговаривания:
Уа, ауэ, оэ, аэо, иоу, уоа и так далее.
- В начале слова. Услышав и повторив слово, ученики поднимают карточки [+] или [-], определяя наличие в начальной позиции одного определенного гласного звука. Установка на данный звук закрепляется демонстрацией соответствующей буквы, чтобы исключить забывание детьми исходной инструкции. Постепенно все гласные должны побывать в поле слухового внимания учащихся. Примерный список слов для устных упражнений:
а) начальный гласный в ударной позиции:
окунь, узел, иглы, адрес, ожил, имя, ужин, охнул, отпуск, улей, утки, окна, эхо, август, умный, иней, изредка, утренник, остров, игры, устный, ослик, атлас, орден, угол, издали, аист, этот;
б) начальный гласный в безударной позиции:
аптека, изюм, идут, ушли, альбом, актер, этаж, узоры, увяли, экзамен, учеба, арбуз, акула, уборка, учитель, алмазы, экран, экскурсия, услышу, апельсин, эстрада, иногда, инструмент, упал, асфальт, издалека, изолятор, аппетит, ударник, эмблема, ужасный, изложение.
В) В середине слова. Определить наличие гласного звука:
О А Ы У
куст, сок сын, наш дым, нес лес, зуб
шкаф, сон мал, мышь сел, был лук, пил
пол, лук бык, мак сыр, соль ток, суп
рос, мох лось, пар мел, мыть пусть, дуб
сад, март гусь, бак бык, пыль шил, сом
рот, рис шаг, шар боль, рыть внук, жук
Вычленение гласного звука (на слух)
а) Из ряда гласных (в начальной позиции). Поднять букву, соответствующую первому гласному звуку:
уиа, аио, эоы, оиу, иоа, ауэ и т.д.
б)Из серии слогов с повторяющимся гласным звуком:
ул - ус - ук ом - он - ор
ар - аш - ан ах - ал - ас
ил - ит - ис эх - эк - эт
па - ка - на ха–ра-ва
то - со - ло ты - мы - лы
ру - ну - ту ти – ки – ни
в) Из слова (в начальной позиции, под ударением). Поднять соответствующую букву:
искра, армия, обувь, астры, узкий, улица, остров, игры, очередь, аист, этакий, ужинать, огненный, изгородь, утренник, иволга, очень, изредка, область, адрес, умный, издали, удочка, атомный, эхо, окунь, этот.
г) Из слова (гласный в середине слова, под ударением):
пух, нож, вот, там, кит, сам, сом, мышь, гусь, рос, жук, дочь, сад, лил, пол, мыл, пил, рыл, рис, шум.
Согласные звуки
Рассмотреть артикуляцию отдельных согласных звуков, произношение которых доступно всем учащимся (выделить существенные артикуляторные признаки для формирования слухопроизносительных дифференцировок):
п – сомкнутые губы «взрываются» под давлением выдыхаемого воздуха. Звук не тянется;
м – сомкнутые губы не размыкаются, выдох направляется через нос (контроль зеркальцем - запотеет). Звук можно тянуть;
ф – нижняя губа смыкается с верхними резцами, выдыхаемая струя проходит через эту щель. Звук можно тянуть;
г – кончик языка упирается в верхние резцы. Выдыхаемая струя «взрывом» разрушает эту преграду. Звук не тянется;
н – кончик языка упирается в верхние резцы. Выдыхаемая струя проходит через нос. Звук можно тянуть.
1. Узнавание согласного звука (на слух)
Начального звука в слове: поднять знак [+] или [-]:
м — парус, молоко, морковь, капуста, молоток, балкон, мука, заноза, соловей, монета, букет, журавли, мороз, книга, майка, муравей, мужество;
п — крошки, пакет, колесо, палатка, нарядный, зерно, панама, папоротник, знамя, пламя, ножницы, паркет, камни, пастух, паук, номер, плавал;
ф - груша, фуражка, плоды, колосья, фасоль, флакон, природа, фонтан, картон, форточки, фабрика, корабли, футбол, кабина, фонари, фартук;
н - ноты, заботы, награда, назад, газеты, приборы, начало, полоска, ветер, новость, березы, напёрсток, народный, ноябрь, ромашки, напиток;
т — кувшины, таблица, ладони, качели, танец, топор, табурет, колесо, тайна, тренер, таблетка, тарелка, справка, тайга;
Последнего согласного в слове:
ф - трудный, крепость, шкаф, торф, шахта шарф, жираф, плащ, костёр, старик, телеграф, прибор, параграф, ракета;
т - кот, совет, сахар, пример, привет, самокат, акробат, пламя, салют, винегрет, компот, рассвет, крокодил, бегемот, сверчок, компас, торт;
к - дом, стук, звон, звук, петушок, солдат, спутник, страна, восток, овёс, паук, воротник, портфель, фартук, помидор, парад, порошок.
Согласного в середине слова:
п - слива, липа, крупа, топор, четверг, лопата, компот, хомяк, часы, черепаха, рапорт, кисель, салат, капля, трава, репа, цветы, крупный, спал;
м — рябина, комната, синица, смотри, омлет, среда, костер, костюмы, громко, труба, лапа, лампа, трава, трамвай, клубы, клумбы, вымпел;
ф - корка, кофта; зонтик, муфта, портфель, звонок, телефон, профессия, просьба, строчки, лифт, таблетка, салфетка, кофейник, самовар, сарафан и т.д.
Отобрать картинки, в названиях которых содержится определенный согласный звук: а) в начале слова; б) в любой позиции
Выборочный диктант слов.
а) Устный - поднять букву, если в слове содержится определенный звук (буквы раздаются детям заранее).
б) Письменный - запись слов, содержащих определенный звук (можно использовать доступные для учеников по написанию слова из данных выше).
2. Вычленение согласного звука на слух в начальной позиции
а) Из серии слогов: то-та-ту оп-ап-уп
на-ну-но ас-ос-ис
са-со-су ум-ам-ем и т.д.
б) Из слова (в начальной позиции).
Беседа по тексту стихотворения:
Вот сколько на «к» я сумею сказать:
кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
корова, квартира, картина, ковёр,
кладовка, калитка, комод, коридор...
-Ой, хватит! И звук тоже может устать!
А вот что на «т» ты сумеешь назвать?
Топор, табуретка, тарелка и ложка...
- Ты, кажется, что-то напутал немножко.
-Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.
Послушай, на «с» назову я посуду:
стакан, сковородка, солонка и... кошка.
- А кошка откуда?
- Залезла в окошко!
Спроси лучше кошку - откуда пришла и вся ли посуда на кухне цела... (Л.Куклин.)
Обучающийся продолжают подбор слов на заданный звук.
в) Игра «Любопытный». Ведущий задает вопросы, учащиеся в ответ придумывают предложение, все слова в котором начинаются на один звук, например:
Кто? Что сделал? Кому? Что?
Папа принёс Пете пастилу.
Соня связала сестре свитер.
3. Вычленение последнего согласного в слове
Назвать последний согласный:
куст, пел, сон, спор, суп, сыт, вес, стул, квас, парк, хвост, писк, грамм, торт, волк, гром, слон.
Добавить недостающую букву (одну из данных: х, т, к). С каждым полученным словом устно составить предложение:
ко-, пу-, ра-, лу-, ро-, ма-, ки-, мо-, жу-, ме-, со-.
Дописать недостающую букву. Диктуются слова без последнего согласного. При диктовке педагог обозначает отсутствующий согласный звук легким стуком карандаша. Запись одними буквами (т, ш, л, к...):
самолё-, каранда-, самосва-, воротни-, чайни-, саха-, шала-, футбо-, замо-, вете-, чуло-, пена-, солда-...
Игра «Цепочка слов». Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего, например:
мост - телефон - носки - иголка - автобус...
Д-Т
1. Выделение парных согласных звуков из слов по предметной картинке ( в начальной позиции), например [дрова],[груба].
2. Сравнение д и т по артикуляции ( сходство и различие).