Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ПРОБЛЕМЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ | Редина Елена Юрьевна. Работа №350720

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В обыденном сознании нервным считается только внешне раздражительный, возбудимый ребенок, то есть тот, который срывается по мелочам, излишне и бурно на них реагирует, волнуется, переживает тогда, когда для этого, кажется окружающим, нет никаких серьезных оснований. В тоже время классный руководитель, больше чем кто-либо бывающий вместе с ребенком, внимательно следящий за его становлением и развитием, должен обратить внимание на появление особенностей в его поведении, настораживающих его своей необычностью. Необычное, чаще всего (и совершенно справедливо) настораживает, как сигнал возможной беды.

ПРОБЛЕМЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Е.Ю. РЕДИНА
Гимназия №7 имени святителя Питирима
г. Тамбов
Представление о том, что число нервных людей в наш век с его напряженным ритмом жизни все увеличивается, стало тривиальным. Оно подтверждается различными исследованиями, которые показывают безусловное нарастание частоты неврозов, наиболее распространенного функционального нервного заболевания. Это дети, которые учатся в обычной общеобразовательной школе, у которых прежде не находили никаких отклонений, и они не состояли на учете у невропатолога, детях, которые как будто спокойно росли, перед поступлением в школу у них было проверено состояние их нервной системы и в обменную карту записано краткое заключение здоров.
В обыденном сознании нервным считается только внешне раздражительный, возбудимый ребенок, то есть тот, который срывается по мелочам, излишне и бурно на них реагирует, волнуется, переживает тогда, когда для этого, кажется окружающим, нет никаких серьезных оснований. В тоже время классный руководитель, больше чем кто-либо бывающий вместе с ребенком, внимательно следящий за его становлением и развитием, должен обратить внимание на появление особенностей в его поведении, настораживающих его своей необычностью. Необычное, чаще всего (и совершенно справедливо) настораживает, как сигнал возможной беды.
В большинстве случаев такие тревожащие особенности поведения являются, по сути, неврологическими симптомами, которые важно правильно оценить. Чаще всего это, специфические признаки – повышенная раздражимость, легкая возбудимость, которыми определяют в быту понятие нервный человек. Кроме того, могут встречаться и другие проявления, например: гиперактивность, чрезмерная непоседливость, суетливость, или моторная, расторможенность, когда ребенок не может, просто не в состоянии нужное время просидеть за определенным занятием, постоянно находится в движении, двигая то руками, то ногами, то переминаясь с боку на бок, то просто встает с места и начинает расхаживать по классу во время урока.
Приведу пример гиперактивного ребенка, обучающегося в моем классе. Демиду не сидится на месте. Он то и дело вскакивает со стула и тут же снова садится. Карандаш в его руках все время меняет положение: только что он выводил кабину реактивного самолета – и вдруг подскочил грифелем кверху, норовя угодить Коле в глаз. По скорости Дёминых движений кажется, что он все делает очень быстро, но на самом деле…все остается недоделанным.
И вот так всегда, - жалуется мать мальчика. – Никакого с ним сладу нет. Минуту не посидит тихо, спокойно. Уж как отец с ним строг, каждый раз прикрикнет и в угол поставит – а толку ничуть. Сразу из угла убегает. А в школе безобразничает. В общем, хулиган.
К сожалению, Демид не единственный в своем роде ребенок. Таких довольно много, и воспитывать их трудно, особенно в коллективе. Но надо отметить, что приклеивать к этим детям ярлык хулиган несправедливо. То, что они носятся на велосипедах, мешая играть другим детям – не их вина. Часто такие ребята стараются вести себя хорошо, но долго оставаться в неподвижности они не в состоянии.
Повышенная подвижность - или, как ее называют врачи, двигательная заторможенность – во многом врожденная особенность, определяемая типом протекания нервных процессов человека. Недаром матери рассказывают о том, что их дети еще в младенческом возрасте были активнее других малышей. Но это не значит, что воспитательные воздействия не нужны или бессильны. Напротив, от воспитания зависит, во-первых, то, в какой степени у ребенка проявится повышенная активность – разовьется максимально или будет смягчена.Во-вторых – направится ли активность ребенка в такое русло, где она не только не помешает, но будет способствовать успешному развитию личности, или она проявится хаотически, дезорганизуя деятельность малыша.
Приведу два варианта воспитания.
Вариант первый. Ребенка непрерывно одергивают, наказывают за чрезмерную непоседливость. Специально дают ему длительные задания, требующие особенной усидчивости: пусть привыкает! И школьник оказывается в самом затруднительном положении: он при всем желании не может действовать так как хотят взрослые. Протест ребенка часто выражается в намеренном игнорировании указаний взрослых. А нервная система, и без того не слишком устойчивая, расшатываясь еще сильнее, что вызывает повышение двигательной расторможенности.
Вариант второй. Родители, учитывая особенности своего сына (или дочери), стараются общаться с ним ровно и спокойно, сводят до минимального количество запретов, но тех, которые выработаны, придерживаются последовательно и неукоснительно. Ни в коем случае не допускают перевозбуждения ребенка. Учат выполнять до конца вначале самые кратковременные задания, со временем – все более длительные. Стремятся заполнить время ребенка самыми разнообразными занятиями – благодаря их частой смене ребенок будет все делать с интересом, а значит, и достаточно целенаправленно и усидчиво. Увлекают ребенка таким делом, в котором находят применение его живость и активность (например, спортивными играми, требующими быстроты и подвижности).
Именно второй тип воспитания, требующий большой выдержки и настойчивости, является приемлемым для сверхподвижных детей.
Гиперактивный ребенок – не тот, с которым трудно, а тот которому самому трудно. Поэтому, в первую очередь, необходимо помочь ребенку учиться, научить его учиться.
Для того чтобы научить ребенка учиться, предлагаю особым образом организовать его деятельность дома и в школе.
Дома для ребенка необходимо составить:
- расписание уроков с указанием времени начала каждого урока, которое должно быть всегда в зоне видимости ребенка;
- план дел на следующий день с указанием времени их выполнения. План составляется совместно с ребенком. Напротив каждого пункта плана должна быть пустая клеточка, куда ребенок может поставить галочку (приклеить наклейку, поставить штампиком печать), когда выполнит данный пункт. План вывешивается на видное место (например, прикрепляется магнитом на холодильник). Чтобы было интереснее, можно для себя сделать подобный план и повесить его рядом с планом ребенка.
План дел на следующий день (примерный):
Проснуться – 8.00.
Умыться – 8.10.
Позавтракать – 8.20.
Надеть школьную форму – 8.30.
Выйти из дома – 8.40.
Прийти домой после школы – 15.00.
Вымыть руки перед обедом – 15.10.
Пообедать – 15.20.
Вымыть руки после еды – 15.50.
Выложить учебники из портфеля – 16.30.

Важно при составлении плана продумать все действия, которые будет совершать ребенок.
Обычно детям нравится подобная игра. В конце дня нужно обязательно проверить, как отмечался план, где были опоздания по времени. Родители могут поощрить ребенка, если он хорошо все выполнял. Поощрением может стать совместный поход в театр, кино, в парк. Необходимо объяснить ребенку, что, выполняя все по плану, он облегчает труд взрослому, экономит время. Но ни в коем случае нельзя давайть ребенку денег за подобную игру.
Умение планировать свое время развивает самостоятельность, ответственность, этого особенного не хватает гиперактивным детям, которые часто все забывают. Важно поговорить с учителем, сможет ли ребенок продолжать отмечать выполнение плана в школе.
Обязательно надо подписать портфель и другие вещи ребенка, которые он случайно может где-нибудь забыть.
Гиперактивным детям, как правило, трудно усидеть на одном месте. Учитель, зная, что в классе есть такой ребенок, несомненно будет строить процесс обучения таким образом, чтобы уменьшить проявления гиперактивности: проводить чаще физкультминутки, давать возможность ребенку выйти в коридор на уроке для смены обстановки (например, сходить за мелом для доски). На перемене гиперактивные дети обычно беспорядочно носятся по коридорам, их постоянно останавливают дежурные, но это не помогает. Что можно сделать? Научите ребенка на перемене играть. Расскажите в какие игры можно играть на перемене (например, Али-Баба, шахматы, разгадывать кроссворды). Обсудите с родительским комитетом, какие игры можно купить, чтобы дети смогли на перемене играть (это может быть кегельбан, настольный теннис, настольный футбол и т.д.). С гиперактивнами детьми нужно чаще выполнять задания на развитие внимания:
- следить за движение предметов, стараясь не отвлекаться (например, за движением секундной стрелки часов);
- найти предметы по порядку, искать что-либо глазами или на слух (например, пусть ребенок назовет в комнате все предметы от самого маленького до самого большого).
- списывать, срисовывать без ошибок (буквы, цифры; узоры, картинки);
- выполнить несколько действий одновременно (слушать и рассматривать иллюстрации, рисовать и слушать, после этого стараться вспомнить услышанное и увиденное);
- находить ошибки в тексте, на картинках.
И еще одно. Детей с повышенной активностью и возбудимостью следует регулярно показывать врачу-невропатологу – рекомендации квалифицированного врача могут оказаться очень полезными.
Одним из важнейших требований современной жизни является постоянное совершенствование знаний, что связано с количественным и качественным возрастанием объема учебного материала, важно иметь в виду, что здесь может и проявиться и оборотная, нежелательная сторона. Это в большей мере относится к тем, кто выискивает, какой бы учебной нагрузкой еще занять ребенка, подчас забывая, что учеба - это не самоцель.
Человек живет не для того, чтобы только учится; он учится для того, чтобы жить. Сложности и трудности учебного процесса не должны быть фактором, подрывающим здоровье. По окончании школы в жизни должны вливаться крепкие, грамотные, с хорошей нервной системой, полные энтузиазма созидатели, а не издерганные нервной перегрузкой, беспокойные личности, не способные к активной насыщенной деятельности.
И чтобы учеба не ухудшала здоровья или, с другой стороны, ослабленность нервной системы не препятствовала учебе, очень важно вовремя уловить соответствующие изменения в поведении ребенка и срочно принимать нужные меры. Для осознанного проведения таких мер целесообразно познакомиться с основами строения нервной системы. Важно представлять также закономерности ее развитие и созревания у детей, факторы и условия, препятствующие нормальному ходу этих процессов, а также наиболее распространенные неблагоприятные воздействия, ослабляющие нервное здоровье ребенка.
В заключении, можно сказать, что дети – особый народ. Они живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и педагогическая формула, что мы готовим их к жизни, для них не имеет никакого смысла. И если мы хотим действительно вырастить наших детей настоящими людьми, то вовсе не обязательно приостанавливать их сегодняшнюю детскую жизнь и заставлять со всей серьезностью думать о своем будущем. Понимать детей – значит стать на их позицию, ценить их чувства, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение, заинтересованное, деловое отношение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления и входя в жизнь детей как свой, близкий человек, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
Литература:
Ануфриев А.Ф., Кострмина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 2000.
Ещеркина О. Социализация младшего школьника: занятия, беседы с родителями. – Волгоград, 2007.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001.
Проблемы нравственного становления. – Волгоград, 2007.
Проблемы нравственного становления. – Волгоград, 2007, с. 4.
1
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×